Жизнь после кризиса: ключевые вызовы для банковского сектора Украины

14 грудня 2009
Мартин Райзер, "Инвестгазета", №49, 2009

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=27118

Мир начинает выходить из кризиса. Промышленное производство в Украине также понемногу восстанавливается, а его рост возобновится в следующем году. Но все же если сравнивать с другими странами с развивающейся экономикой, то оживление украинской экономики произошло позже и в меньшей степени. Срочно нужны реформы, чтобы поставить ее на прочную и стабильную основу и снова привлечь инвесторов.

Финансовый сектор оказался в эпицентре кризиса. Антикризисные меры органов власти справедливо были направлены на помощь этому сектору, а Всемирный банк и другие международные финансовые учреждения поддержали усилия властей. В реабилитации банковской системы уже достигнут значительный прогресс.

Но финансовый сектор еще остается уязвимым. Количество невозвратных кредитов продолжает расти. Как правило, они замедляют рост ВВП приблизительно на два квартала. Без возвращения к устойчивому развитию быстрых улучшений в балансах банков ожидать не следует, а без таких улучшений финучреждения по-прежнему не будут кредитовать. Решение проблемы состоит в формировании стратегии возрождения банков и, помимо того, в создании условий для оживления спроса на инвестиции.

Что нужно сделать? Во-первых, следует быстро выявить невозвратные кредиты и завершить процесс рекапитализации банков. Новый антикризисный закон создает налоговые льготы, чтобы банки могли реструктуризировать свои портфели. Это похвальная временная мера, которую, однако, со временем нужно будет пересмотреть. Необходимо, чтобы большая часть капитала пришла от частных акционеров. Хотя государству все же, возможно, придется вмешиваться в работу системных банков посредством новых инструментов реорганизации, доступных органам власти, однако вкладчиков можно защитить быстро и эффективно без того, чтобы сохранять банк в режиме действующего учреждения. Эти инструменты следует использовать, поскольку, как правило, они обойдутся намного дешевле, чем полная рекапитализация неплатежеспособного банка.

Во-вторых, нужно призывать банки к активному управлению своими активами и пассивами. Зачастую частные решения являются лучшим вариантом, поэтому следует побуждать финучреждения к продаже проблемных активов заинтересованным инвесторам. Необходимо усилить систему банкротства, чтобы содействовать корпоративной реструктуризации и дополнить реструктуризацию долгов.

В-третьих, правительство должно четко заявить о том, что оно собирается выйти из рекапитализированных банков как можно скорее путем продажи их стратегическим инвесторам. Это заявление будет заслуживать доверия, только если управление рекапитализированными банками будет осуществляться на коммерческой и профессиональной основе, механизмы руководства будут предельно прозрачными, в том числе благодаря назначению независимых директоров, а сами банки не будут вовлечены в какое-либо прямое кредитование государственных компаний или связанных сторон. Надзор за государственными банками следует проводить на основе самых жестких пруденциальных стандартов.

В-четвертых, сейчас необходимо заложить основания для более сильного финансово-банковского сектора, который будет работать в посткризисный период. Кризис дает прекрасную возможность ускорить необходимый процесс банковской консолидации. Должно происходить слияние банков с недостаточным капиталом или же передача активов и пассивов таких банков более сильным игрокам. Кризис показал, что у украинских финучреждений  отсутствует достаточный капитал для смягчения удара. Требования к минимальному размеру уставного фонда следует постепенно повышать. Фонд гарантирования вкладов физических лиц следует усилить, а его функции определить четче. Кризис также продемонстрировал, что у вкладчиков все еще нет доверия к украинским банкам. Основное беспокойство вызывает отсутствие прозрачности и надлежащего корпоративного управления. Органы надзора, вкладчики и инвесторы должны знать конечных контролеров финансовых учреждений. Также существуют значительные проблемы в реформировании сферы регулирования небанковских финансовых учреждений и введении консолидированного надзора. Системе, которая хочет возобновить быстрый рост, нужен более сильный и надежный прорыв. Репутация финансового сектора в Украине во время кризиса пострадала. Наступило время ее очистить.

В заключение немного об исполнении. Было нелегко скоординировать усилия НБУ и правительства, направленные на реализацию антикризисных мер в банковском секторе. Однако было бы неправильно сделать вывод, что это было бы сделать проще, если бы НБУ находился под более жестким политическим контролем. Фактически такой шаг был бы опасен. Независимый центральный банк является ключевой составной частью надежной макроэкономической системы, а сильный и независимый регулятор - неотъемлемое условие будущего устойчивого развития банковского сектора. Что касается банковского сектора Украины, то здесь есть много вопросов для обсуждения, дебатов и разработки. По мнению Всемирного банка, независимость НБУ - как от политического влияния, так и от частных интересов рынка - не входит в круг этих вопросов.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 28.11.24
Кількість КУА278на 28.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.11.24
Кількість ІСІ1819на 28.11.24
Кількість НПФ*53на 28.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24