Жизнь после IPO

19 липня 2010
Андрей Ляхов, "Дело", №116, 2010

http://delo.ua/mneniya/kommentarii/zhizn-posle-ipo-143017/

Многие владельцы бизнеса до сих пор не до конца понимают, какие последствия будет иметь выход на площадку фондовой биржи. Партнер компании Integrites Андрей Ляхов — о преимуществах и недостатках публичной жизни

Первый вопрос, на который должны себе ответить собственники большого бизнеса, — нужна ли их компании публичность. Например, в Европе далеко не все даже очень большие фирмы представлены на бирже, например BMW до сих пор остается частной компанией.

И второй вопрос: зачем его компании становиться публичной. Понятно, что основная причина — привлечение капитала. Но желательно осознавать, что дальше, зачем компании эти средства. Будут они на эти деньги покупать кого-то из конкурентов или постараются с их помощью повысить капитализацию и продать компанию дороже. То есть владельцы бизнеса должны иметь стратегическое видение будущего своей компании, после того как проведут IPO. Если собственники все-таки решают сделать свой бизнес публичным, мы как консультанты рассказываем им и о жизни после IPO.

Потому что если консультанты и советники детально не объяснили собственнику, что будет происходить на следующий день после того как компания стала публичной, то у последнего могут быть серьезные проблемы в будущем.

Для многих владельцев бизнеса с постсоветского пространства оказывалось большой неожиданностью, что новые миноритарные акционеры хотят быть в курсе каждого шага и они, вчера еще единоличные собственники, обязаны отчитываться за все, что делают. При этом все действия должны быть правильно задокументированы, а это значит, что каждый документ должен проходить проверку юристов и пиарщиков. Основной владелец бизнеса должен понимать: обязательство регулярно предоставлять расширенную финансовую и управленческую отчетность не является просто формальностью. И независимый совет директоров — это не фиктивный орган управления, и он действительно будет контролировать деятельность компании. При этом большинство независимых директоров имеют «нездоровую» привычку узнавать больше, чем менеджмент старается им рассказать. Также будут введены ограничения на распоряжение оставшимися у мажоритария акциями. А понятие «инсайдерская информация» перестанет быть пустым звуком, и собственник компании будет нести ответственность за информацию, которая может повлиять на цену акций на бирже. И что совсем немаловажно, у владельца бизнеса появится новая обязанность — отвечать на вопросы армии финансовых аналитиков, юристов, аудиторов и других консультантов. Поверьте, это отнимает массу времени и сил.

Однако все эти трудности и неприятности отпугивают очень незначительный процент предпринимателей, так как все понимают, что хорошо проведенное IPO — это прямая дорога к дешевым международным ресурсам, а значит, к конкурентному преимуществу и расширению своей доли на рынке. Эффективность такого инструмента, как публичное размещение акций, доказывает практика: из бизнесменов, занимающих первые 20 мест в российском списке Forbes, 18 провели IPO в предыдущее десятилетие.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 06.10.24
Кількість КУА278на 06.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.10.24
Кількість ІСІ1815на 06.10.24
Кількість НПФ*53на 06.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24