Заветам МВФ не верны

23 березня 2009
Александр Гончаренко, "Эксперт" №11 (от 23.03.09)

 http://expert.ua/articles/9/0/6639/

Экономический кризис не приведет к тотальной безработице и повышению пенсионного возраста в Украине, однако заставит пересмотреть систему социальных льгот и общественных работ

Экономический спад — очень удобное время для проведения реформы социальной сферы. В условиях кризиса социальная мобильность населения резко возрастает: люди психологически готовы сменить свой ритм и стиль жизни. Поэтому сейчас большинство украинцев спокойнее воспримут утрату или уменьшение льгот и пособий. К тому же проведение реформы социальной сферы — одно из основных требований Международного валютного фонда (МВФ) к Украине. О том, как именно правительство намерено реформировать социальную сферу, какие льготы отменят, а за какие Кабинет министров будет держаться до последнего, «Эксперту» рассказал первый заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко.

— Как вы оцениваете требование Международного валютного фонда резко уменьшить социальные выплаты в бюджете этого года?

— Спокойно. К рекомендациям МВФ следует относиться без паники, как к добрым советам, а не требованиям. И мы понимаем, и представители фонда знают, что ответственность за реализацию любых идей будет нести украинское правительство, а не советники и консультанты. Взять хотя бы идею о повышении пенсионного возраста. Сейчас она очень непопулярна как среди специалистов, так и в обществе. И ни один из политиков не возьмется за ее реализацию.

— Напротив, в последнее время идея повысить пенсионный возраст стала популярной. В частности, бывший спикер парламента Яценюк заявил, что следует откровенно говорить с обществом на эту тему и немедленно приступать к планомерному повышению пенсионного возраста…

— Арсений Яценюк — депутат, он может оформить свое предложение в законопроект и попробовать убедить депутатов проголосовать за него. Однако у меня есть большие сомнения, что в парламенте найдется необходимое количество голосов для поддержки такого решения. Фонд не выдвигал жесткого требования повысить пенсионный возраст. Миссия МВФ просто обратила внимание на складывающуюся негативную тенденцию на рынке труда, связанную с тем, что наша страна бьет рекорды по темпам старения. Баланс между работающими людьми и выходящими на пенсию гражданами ухудшается из года в год. В Украине на 13,8 миллиона пенсионеров сейчас приходится около восемнадцати миллионов трудящихся, из них почти два с половиной миллиона человек — работающие пенсионеры. Фонд предупреждает, что сохранение в будущем таких негативных тенденций может разбалансировать систему доходов и расходов Пенсионного фонда.

— Почему же вы отказываетесь следовать рекомендации МВФ повысить пенсионный возраст?

— Нельзя сказать, что эта идея нова для нас. Предложение о повышении пенсионного возраста обсуждалось еще при предыдущих правительствах в рамках проведения пенсионной реформы. Закладывалась следующая идеология: чем позже человек выходит на пенсию, тем бОльшую пенсию он может получить. Однако эксперты сошлись на том, что сейчас вопрос о повышении пенсионного возраста ставить нельзя. Ведь увеличивая возраст выхода на пенсию, государство должно понимать, как трудоустроить дополнительную рабочую силу. Кроме того, в Украине по-прежнему сохраняется высокая смертность, в первую очередь среди мужчин. Средний срок жизни украинца, к сожалению, почти совпадает с ныне действующим пенсионным возрастом: половина мужчин не доживают до пенсии. Поэтому сейчас правительство не намерено повышать пенсионный возраст.

— И тем не менее МВФ настаивает на оптимизации бюджета Пенсионного фонда. Как вы намерены это делать?

— До начала кризиса Пенсионный фонд работал почти без государственных дотаций. Даже сегодня его бюджет бездефицитный. Дотации из госбюджета фонд получает на финансирование не страховых пенсионных, а государственных обязательств: военным, шахтерам, госслужащим, судьям и чернобыльцам. Этого требует законодательство. Кстати, правительство 11 марта приняло решение о повышении пенсий в нынешнем году на 6,74%. До конца 2009-го пенсии будут индексированы трижды — раз в квартал.

Я считаю, что необходимо оптимизировать и госбюджет, и бюджет Пенсионного фонда. Но через быстрый запуск отечественной экономики и оздоровление денежно-кредитной сферы, а не через сокращение социальных программ.

— Депутаты руководствовались этой логикой, когда на прошлой неделе отказались включать в повестку дня законопроект об ограничении специальных пенсий?

— Это опрометчивое решение. В списках пенсионеров значатся люди, получающие неадекватно высокие пенсии. Максимальный размер денежного обеспечения для большинства пенсионеров сейчас ограничен суммой в двенадцать прожиточных минимумов, это чуть меньше шести тысяч гривен. Для бывших прокурорских работников действует ограничение в десять тысяч гривен, для бывших народных депутатов и судей ограничения вообще отсутствуют. Сохранять такие несправедливые условия неправильно. Поэтому правительство предложило установить единую для всех украинских граждан максимальную пенсию в размере двенадцати прожиточных минимумов. Естественно, не всем депутатам это нравится, но те, кто хочет получать увеличенные пенсии, могут воспользоваться системой негосударственного пенсионного страхования. Благо, депутатская зарплата это позволяет.

Начальников меньше не станет

— Верховная Рада обязала правительство представить законопроект о снижении вдвое зарплат высокопоставленным чиновникам и их заместителям. Когда он будет подан в парламент?

— Наше министерство документ подготовило, он проходит согласование с другими министерствами и ведомствами. Но думаю, что законопроект приобретает дурную славу.

— Почему?

— Это смертный приговор всей системе государственной службы. Решение, нацеленное на снижение оплаты труда руководящего состава властных институций, больнее всего ударит по чиновникам среднего и нижнего звена. Опишу ситуацию в цифрах. Максимальная зарплата заместителя министра сейчас не превышает двенадцати с половиной тысяч гривен. Такие ограничения были установлены еще в 2005 году, и с того времени она не менялась, несмотря на инфляцию. Выполняя постановление парламента, мы должны уменьшить зарплаты заместителей до уровня 6200 гривен. В то же время оклад руководителя департамента, который находится в подчинении замминистра, в зависимости от стажа работы сейчас составляет шесть-девять тысяч гривен. Но подчиненный не должен получать больше, нежели его начальник, — это теория управления. А значит, чтобы восстановить баланс, руководителю департамента следует уменьшить зарплату до четырех-пяти тысяч гривен. И так далее по цепочке. В результате идея снизить зарплаты десяти процентам чиновников приведет к негативным социальным последствиям для оставшихся девяноста процентов госслужащих.

Мы вернемся к ситуации 2002–2004 годов, когда из-за мизерных зарплат специалисты массово покидали госслужбу, что приводило к неэффективной работе исполнительной власти. В тот период существовала реальная угроза ее развала: низкая зарплата, отсутствие каких-либо льгот и, кроме того, запрет для госслужащего заниматься каким-то другим видом деятельности. Все это сформировало низкий престиж работы госслужащего.(В прошлую среду правительство приняло решение о снижении вдвое размера заработной платы членам Кабинета министров — премьеру, вице-премьерам, министрам; зарплата всех остальных чиновников остается неизменной. — "Эксперт".)

— Есть ли другой способ оптимизации расходов на государственный аппарат?

— Да, есть — административная реформа. Если политическая элита ставит цель сократить расходы на органы управления, то вместо снижения зарплат следует реорганизовать и ликвидировать органы, дублирующие функции и полномочия друг друга. К примеру, в нашей системе существует Государственный комитет по вопросам ветеранов, функции которого дублируют министерские. В 2005 году этот комитет ликвидировали, и Министерство труда и соцполитики без проблем справилось с работой. Его деятельность восстановили по чисто политическим причинам.

— Что же мешает провести такое реформирование?

— К сожалению, его реализация обременена политическими нюансами. В этом вопросе должна быть консолидированная позиция президента, правительства и Верховной Рады. Ведь все руководящие должности в органах власти поделены между политическими силами, и ликвидация любой должности нарушает квоты. Поэтому появляется масса контрпродуктивных идей: вдвое снизить оклад чиновников, механически сократить численность аппаратов органов власти на двадцать процентов, значительно уменьшить количество заместителей руководителей всех уровней.

Пяти миллионов безработных не будет

— Международный валютный фонд настоятельно рекомендует ввести адресные пособия и отменить секторальные или отраслевые льготы на услуги ЖКХ, транспорта и связи для правоохранителей, военных и чернобыльцев.

— Я не вижу в этих предложениях негатива. Уже сегодня часть государственной помощи предоставляется адресно. Это правило действует при выделении государственной помощи малообеспеченным, многодетным семьям, а также помощи по программе жилищных субсидий.

— Как вы относитесь к идее монетизации льгот?

— Если автоматически монетизировать все ныне существующие льготы, то госбюджет просто развалится. Поэтому в первую очередь следует упорядочить действующую систему льгот, повысить ее адресность, привязать возможность получения бОльшего числа льгот к доходам их конкретного получателя. Ведь сейчас льготы имеют и очень обеспеченные люди, которые бесплатно пользуются услугами общественного транспорта, коммунальной сферы и другими. А те же сельские жители, которым также формально полагаются льготы, воспользоваться ими не могут из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

— Эксперты прогнозируют к середине весны пик безработицы в Украине. Каковы ваши прогнозы на этот счет?

— Все страшилки о трех-пяти миллионах безработных — эмоциональны и надуманны. В конце прошлого-начале нынешнего года действительно был серьезный всплеск безработицы, однако сейчас ситуация стабилизировалась: официально зарегистрировано безработных около девятисот двадцати тысяч человек, и за последние два месяца эта цифра почти не растет. Увеличилась доля людей, которые по договоренности с работодателем перешли работать на сокращенный рабочий день и на другие формы временной занятости, но не более того. Многие производственные сферы опасаются разбрасываться квалифицированными кадрами.

— Насколько объективны прогнозы о потоке заробитчан, вынужденных из-за мирового кризиса возвращаться в Украину?

— Этот прогноз из серии тех же страшилок о безработице. Большого потока возвращающихся трудовых мигрантов нет. Резюмируя свои разговоры с представителями украинской диаспоры в других странах, могу сказать: люди, имеющие сейчас легальную работу за рубежом, редко ее лишаются. А если и теряют, то довольно быстро находят новую. С нелегальными мигрантами ситуация обстоит не хуже.

— Как вы относитесь к идее о том, чтобы работающие за границей украинцы легализовали свои доходы путем перехода на систему единого налога. Насколько она популярна среди мигрантов?

— Мы предлагаем не столько легализировать доходы, сколько предложить мигрантам добровольно начать платить взносы в Пенсионный фонд. Если они хотят, чтобы время работы за границей зачислялось в их пенсионный стаж, пусть платят минимальный страховой взнос (около 1400 гривен в год. — «Эксперт»). Для работающих за границей людей такая сумма не является неподъемной, в то же время они получают возможность иметь в старости нормальный уровень социальной защиты.

— Как вы оцениваете эффективность реализации закона о стимулировании занятости населения в условиях кризиса, принятого в конце прошлого года?

— Для Фонда соцстрахования на случай безработицы и Государственного центра занятости нынешняя кризисная ситуация в государстве — это реальный тест на профпригодность. Закон открыл определенные возможности для фонда. За счет перераспределения средств между другими социальными фондами он получил в свое распоряжение больше средств. Если раньше существовала угроза, что при массовом обращении граждан в Центр занятости средств может быть недостаточно, то сейчас деньги у фонда есть. Закон предоставил механизмы для активной работы центров занятости на рынке труда. К примеру, через Госцентр занятости работодателям будут направляться средства на переобучение персонала, на компенсацию сотрудникам части утраченного заработка. Например, если работника из-за кризиса переводят на новый участок работы, но при этом он теряет часть своего дохода, то государство в течение нескольких месяцев будет компенсировать ему определенную сумму.

— Создана ли система общественных работ?

— Она уже действует, но ее роль в кризисный период должна значительно возрасти. Систему необходимо корректировать под потребности местных органов власти, в том числе и под реализацию инфраструктурных проектов в рамках подготовки к Евро-2012. Говорить об эффективности этой программы можно будет после утверждения соответствующих нормативных актов, планов работ и смет проектов. Сейчас мы готовы направлять работодателям на строящиеся объекты специалистов многих профилей, стоящих на учете в центрах занятости. Для Украины это уникальный шанс. Если с помощью программы подготовки к европейскому футбольному форуму нам удастся трудоустроить хотя бы два процента безработных украинцев, это будет большим успехом.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24