Заплатить инвестору

25 вересня 2008
Татьяна Павлюченко, «Дело»

  Где инвестфонды берут средства, чтобы расплатиться со своими вкладчиками.
С рынка коллективного инвестирования массово уходят вкладчики — за первые 8 месяцев 2008 года активы открытых инвестфондов уменьшились на 166 миллионов гривен.
 Ситуация усугубляется еще и тем, что вопреки летним прогнозам экспертов к осени эта отрасль так и не смогла выйти из кризиса — отток денег из открытых инвестфондов, пусть и не такими темпами, но продолжается. Так, за первые три недели сентября инвесторы забрали еще 6 миллионов гривен (3,7% от стоимости чистых активов). «Думаю, в процентном соотношении отток в сентябре будет, как и ранее, существенный — 10-15% от активов фонда. В натуральном исчислении это уже не так много, как зимой и весной, но все равно это миллионы гривен», — озвучивает нерадостный прогноз генеральный директор КУА «Парекс Эссет Менеджмент» Денис Мощенко.
  Как следствие, из-за непрекращающегося бегства инвесторов перед многими фондами встал резонный вопрос: где взять деньги, чтобы с ними рассчитаться.

  Уговорить проще, чем заплатить
  Первое, что предпринимают управляющие, чтобы не допустить дефолта, — пытаются уговорить вкладчиков не забирать средства из фондов, успокоить, сбить панические настроения. «Самый важный, на наш взгляд, инструмент — это работа с инвесторами. Со всеми вкладчиками наших фондов мы общаемся, разъясняем причины фондового кризиса, стараемся их убедить в перспективности вложений. Рынок ведь все равно восстановится. Привлекая инвесторов в фонды, мы объясняли им, что вложения не должны быть краткосрочными — вкладываться нужно на 2-3 года», — говорит директор по управлению активами КУА «Пио Глобал Украина» Сергей Уткин.
  Если вкладчики оказались несговорчивыми и все равно требуют выкупить у них сертификаты, тогда управляющему предстоит решить вопрос, где взять средства на их погашение. Логичным выглядит вариант продажи части активов фонда. Но как признаются некоторые управляющие, сейчас это сделать очень сложно. Дело в том, что из-за постоянного оттока средств многие фонды уже потратили на выкуп сертификатов наиболее ликвидную часть своих активов. Теперь они вынуждены или продавать акции за бесценок (цены на большинство бумаг сейчас находятся на минимальных уровнях с начала 2006 года), или пытаться привлечь деньги другим способом.
  Самый доступный для КУА вариант — использовать для расчета с вкладчиками средства из резервного фонда. По закону управляющая компания формирует резервы в размере 10% от суммы привлеченных средств физических лиц. Эти резервы, как правило, размещаются на отдельном депозитном счете в банке. Кроме денег, они могут быть вложены только в государственные краткосрочные облигации. Но большинство компаний все-таки предпочитают депозиты.
  Если же резервов не хватает, фонд может попробовать привлечь банковский кредит. По законодательству инвестфонд может взять кредит в банке в размере до 10% от чистых активов на срок не более 3 месяцев. Скорее всего, банк потребует в качестве дополнительного обеспечения поручительство КУА или ее имущество (если таковое есть — недвижимость, собственный капитал).
  Правда, по словам экспертов, небольшим открытым фондам взять кредит под часть своих активов сегодня практически нереально. Во-первых, кризис ликвидности в банковской сфере, а во-вторых, не под каждые активы банки готовы давать деньги. «У фонда должны быть очень ликвидные активы, чтобы управляющая компания могла рассчитаться потом с банком», — объясняет директор КУА «Тройка Диалог Украина» Александр Панченко.
  Еще один вариант привлечения денег для расчета с пайщиками  —  сделки РЕПО. То есть фонды договариваются с покупателем о продаже ему части своих активов с обязательством в будущем их выкупить. «Эти сделки идентичны кредитованию: фонды продают ценные бумаги с дисконтом, например, 50%. При этом сразу же заключается договор на покупку этих же бумаг через короткий промежуток времени. Допустим, через месяц бумаги поступают обратно, а деньги покупателю фонд возвращает с процентами», — объясняет Денис Мощенко. По его словам, процентная ставка в данном случае будет идентична той, под которую банки выдают кредиты. При этом проценты ложатся на расходы фонда, а значит, и на инвесторов.  «Но в некоторых случаях лучше сделать так, чем признать, что не можешь рассчитаться с вкладчиками», — утверждает Мощенко.
  Кроме того, фонды могут взять деньги в долг у материнских структур и учредителей. «Все крупные открытые фонды имеют мощные материнские структуры — «Парекс», «Кинто», «Сократ», «Конкорд». Поэтому, если сильно прижмет, деньги они найдут — не бедняки собрались. А  схем, как завести деньги в фонд, существует большое количество», — говорит президент инвестфонда «Симфония №1»Михаил Ройко.

  Полезный минус
  Впрочем, управляющие верят, что прибегать к поспешному привлечению капитала им не придется. Причиной для их оптимизма служит снижение темпов оттока средств из фондов. Так, в августе, несмотря на обвальное снижение индекса ПФТС (-18,6%), инвесторы забрали 11 миллионов гривен, для сравнения — в апреле отток средств составил 53 миллиона при падении рынка всего на 10,8%.
  Основное обстоятельство, которое сдерживает оставшихся инвесторов от вывода денег из фондов,  большая убыточность ПИФов с начала года. «Открытые фонды сегодня в таких минусах, что большинство инвесторов просто будет терпеть и ждать, когда стоимость их сертификатов вернется хотя бы к номиналу. Представьте, в январе вы отнесли 1000 гривен, а получить сейчас можете 500-600. Думаете, найдется много желающих?» — объясняет психологию инвесторов Михаил Ройко. «По большому счету, те инвесторы, которые к осени остались в открытых фондах, уже приняли стратегическое решение  —  переждать кризис в фонде, не выходя в кэш», — поддерживает мнение коллеги Денис Мощенко.

Татьяна Павлюченко,
http://delo.ua/news/87742/

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 21.12.24
Кількість КУА279на 21.12.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 21.12.24
Кількість ІСІ1829на 21.12.24
Кількість НПФ*53на 21.12.24
Кількість СК*1на 31.10.24
Активи в управлінні КУА, млн грн650 460на 31.10.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 237на 31.10.24