Зачем госпредприятиям независимые директора

23 лютого 2016
Виестурс Лиегис, Forbes Україна, 22 лютого 2016 року

http://forbes.net.ua/opinions/1411416-zachem-gospredpriyatiyam-nezavisimye-direktora

Что нового привнесет в работу госструктур принятие законопроекта №3062

18 февраля Верховная рада Украины 251 голосом поддержала законопроект №3062 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности. Этим документом, в частности, вводится механизм включения в состав наблюдательных советов государственных компаний независимых директоров.

Для чего госпредприятиям необходимы такие набсоветы, и какими будут основные функции независимых директоров, Forbes пояснил Виестурс Лиегис, управляющий партнер компании Amrop в Украине.

Вопрос создания эффективной системы корпоративного управления в государственных предприятиях стоит сегодня очень остро. Госпредприятия в Украине работают не как коммерческие структуры, а больше как подразделения своего профильного министерства.

Члены наблюдательного совета не должны внедряться в бизнес – там пусть работает команда управленцев. Они должны думать о стратегии, о развитии, о более глобальных вещах

По факту там все еще сохраняется структура управления, оставшаяся от социализма. Так, крупнейшую компанию может курировать один чиновник профильного министерства. Причем, скорее всего, он курирует не одну компанию, а несколько. Соответственно, у менеджмента развязаны руки, и они могут делать все что угодно. Поэтому необходимо строить систему корпоративного управления: нужны наблюдательные советы как прослойка между собственником-государством и менеджментом.

У наблюдательного совета три главные задачи. Первая – представлять интересы собственника, в данном случае государства. Вторая – контролировать деятельность компании, ее финансовые результаты. И третья, самая сложная – помогать в разработке стратегии, думать о будущем, быть «мозговым центром». Члены наблюдательного совета не должны внедряться в бизнес – там пусть работает команда управленцев. Они должны думать о стратегии, о развитии, о более глобальных вещах.

Можно провести параллель с государством, в котором есть законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Они должны быть независимы: если функции начинают пересекаться, кто-то вмешивается не в свою сферу, сразу появляются проблемы. Одним следует принимать законы, другим – исполнять их, а третьим – контролировать исполнение.

Абсолютно такая же система в бизнесе. Законодательная власть – это наблюдательный совет, исполнительная власть – менеджмент, а судебная власть – аудит. Внутренний комитет по аудиту, который работает с управленческой командой, но отчитывается перед наблюдательным советом.

В наблюдательном совете есть два вида директоров. Первый – представители собственника. Если «Укрзализныця» подчиняется Министерству инфраструктуры, представитель этого министерства должен входить в наблюдательный совет компании. Второй вид – так называемые независимые директора, не связанные с собственником. Это эксперты, которые своим опытом, своей репутацией, своими знаниями могут добавить ценности бизнесу.

Правильный подбор независимых директоров очень важен. Это задача комитета по отбору кандидатов при наблюдательном совете. Могу привести очень удачный пример из своего опыта. Наш клиент, крупная страховая компания, которая долгое время работала только с корпоративными клиентами, приняла решение начать работу с физлицами. Мы нашли очень грамотного специалиста из сферы ритейла и ввели его в наблюдательный совет этой страховой компании. Да, он не был страховщиком, но он знал, как продавать конкретный продукт конкретному потребителю, как его «упаковать», чтобы человек его купил. И он, безусловно, внес очень большой вклад в успех компании на новом этапе ее развития.

Независимые директора – это эксперты, которые своим опытом, своей репутацией, своими знаниями могут добавить ценности бизнесу

Другой пример: компанию интересует выход на новый рынок, в новый регион. В таком случае очень полезно пригласить в наблюдательный совет человека, имеющего опыт работы в этом регионе. Другими словами, в наблюдательном совете надо собрать пул компетенций, которые нужны компании в данный момент, на данном этапе ее развития.

Основные функции и роль наблюдательного совета состоят в следующем.

Первое – контроль работы компании. Руководство компании отчитывается перед наблюдательным советом с определенной периодичностью – в той форме, которая изначально оговорена.

Второе – утверждение корпоративной стратегии. Стратегия разрабатывается совместно менеджментом и членами наблюдательного совета. Обычно этот процесс – стратегическое планирование – происходит раз в год, но могут быть корректировки в зависимости от ситуации.

Третье – бюджет. Утверждение бюджета и контроль.

Четвертое – утверждение вознаграждения для менеджмента.

Пятое – управление рисками. Иногда менеджмент склонен перестраховываться, избегать каких-то нестандартных шагов, и это тормозит развитие бизнеса. Кто-то должен думать на перспективу.

Шестое – оценка работы каждого члена команды топ-менеджмента. Надо анализировать, насколько хорошо данный руководитель справляется со своими задачами, что будет, если он уйдет, кто его сможет заменить и т.д.

Это основные функции. Конечно, не все можно разложить по полочкам: есть вещи, которые базируются на интуиции, на креативных идеях, на эмоциях.

Опыт показывает, что надстройка в лице наблюдательного совета – совсем не лишняя. Она необходима, чтобы был контроль и стратегическое видение, чтобы в компании были мозги, опыт, компетенции, которые помогают менеджменту найти правильный путь. Это предпосылка того, чтобы принадлежащие государству предприятия были успешными.

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 07.10.24
Кількість КУА278на 07.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 07.10.24
Кількість ІСІ1815на 07.10.24
Кількість НПФ*53на 07.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24