«Выбирать надо сердцем. И головой»

17 квітня 2012
Денис Крюков, Милена Бахвалова, РБК, 04.2012

http://magazine.rbc.ru/2012/04/16/main/562949983573528.shtml

Руководитель Multifamily Office УК «Альфа-Капитал» Яков Гальперин – о том, как правильно вкладывать деньги в прекрасное

В кабинете Якова Гальперина – необычные картины. За тонкими рамами – фантазийные ЗD-композиции, затягивающие взгляд глубоко внутрь, будто бы в зазеркалье. Световые стереопанели известного художника Константина Худякова – гордость коллекции г-на Гальперина. Глава мультисемейного офиса, предоставляющего финансовые услуги состоятельным россиянам, говорит, что «подсел» на эти работы, потому что «они новое в себе несут». Именно движение души должно быть определяющим при покупке предметов искусства, уверен финансист. Неслучайно подобные приобретения называются эмоциональными инвестициями. Однако если подключить голову, на хобби можно хорошо заработать.

Угадать гения сложно

Что такое эмоциональные инвестиции?

Это инвестиции в себя, в свои эмоции. Посмотрите на эти картины – они мне греют душу. Иначе я их не купил бы. Другим греет душу вино, оружие или антиквариат... Нельзя приобретать одни лишь акции и облигации – это не совсем правильно, нельзя хранить все деньги в сейфе – они обесцениваются. А картины будут расти в цене. Это то, что вы делаете не только для себя, но и для детей, внуков.

В чем специфика таких вложений?

Они низколиквидны. Существует рынок искусства, но он не имеет ничего общего с рынком ценных бумаг. Когда у меня есть акции, я каждый день могу отслеживать их капитализацию и знаю, сколько они стоят сегодня. А вот точную стоимость картины я узнаю только в момент продажи. Именно поэтому, на мой взгляд, эмоциональные инвестиции должны занимать не более 10% портфеля. Не следует вкладывать в искусство слишком много: если вам потребуются деньги, вы продадите коллекцию за полцены.

Если мы рассматриваем искусство как объект для инвестиций, значит, нужно покупать то, что гарантированно вырастет в цене. Как же не прогадать?

Выбирать надо сердцем. Картину нельзя купить и запереть в чулане – она должна видеть свет. А вам должно быть приятно смотреть на нее. Ни один из известных мне коллекционеров не думает в первую очередь о будущей прибыли, когда приобретает что-то. Он думает об удовольствии, которое принесет ему обладание этой вещью.

Но хочется, чтобы эта вещь дорожала...

Тогда покупайте художников первой линии – тех, кто добился признания уже сегодня. Если говорить о российских мастерах, то это Константин Худяков, Айдан Салахова, Рауф Мамедов. Что касается мировых имен, сейчас много фантастических художников в Китае и Индонезии. Берите всю первую линию и ищите, к чему у вас ляжет душа. Мы работаем с экспертами, которые помогут составить коллекцию исходя из ваших пожеланий.

Так как же угадать гения?

Угадать сложно. Поэтому я и говорю, что надо выбирать сердцем. Вам самим картина должна нравиться, независимо от того, сколько она стоит. Но если вы хотите, чтобы работы молодого художника начали расти в цене, займитесь его продвижением. Например, есть начинающая певица с хорошим голосом. Пока за нее не возьмется грамотный промоутер, она не станет звездой. Так и здесь. У художника была персональная выставка – картина выросла в цене. Картина выставлена в Третьяковке – она выросла в цене. Выставлена в музее Metropolitan – снова выросла в цене. Не было бы Третьякова – не было бы и передвижников.

То есть если человек ленив и не хочет заниматься продвижением, ему лучше сразу купить первую линию современного искусства?

Не обязательно современного. К чему у него лежит душа. Но если вещь старинная, экспертиза становится еще важнее. Вообще, покупать старинное надо только на аукционах или с помощью хороших экспертов. Иначе вы рискуете приобрести ворованное, не говоря уже о подделке.

Может, тогда проще купить пай в специализированном закрытом паевом фонде? Подобные арт-фонды существуют даже в России.

Существуют, но они неудобные. Там высокий порог входа, а выйти можно лишь тогда, когда фонд будет расформирован, а вся коллекция распродана. Кто знает, по какой цене ее продадут? Повторюсь, пока арт-объект не продан, его капитализация эфемерна. В России два подобных фонда, и это вопрос выбора – нравится тебе такой подход или нет.

Терпкая выгода

Как вы считаете, элитная недвижимость относится к сфере эмоциональных инвестиций?

Если мы говорим о России, это плохой выбор. Сейчас нелегко сдать дорогой пентхаус или особняк. Вы его купите, и он будет простаивать, ветшать. Вы сделаете современный ремонт, а через пять лет он будет выглядеть как полный мезозой. Разумнее купить 10 дешевых квартир в Бибирево и сдавать их.

А раритетные автомобили?

Конечно. С каждым годом их становится все меньше и они растут в цене. Собирать можно что угодно – оружие, иконы, у меня есть знакомый, который коллекционирует антикварные пианино... Но важно понимать, что рынок очень узкий и, когда вам захочется что-то продать, может потребоваться время, чтобы нашелся желающий купить вещь по вашей цене.

Возможно, вино является более ликвидным инструментом?

Если мы говорим об индексе – финансовом инструменте, который отражает динамику лучших производителей, то это ликвидный инструмент. Но винные коллекции в нашей стране еще никто не продавал.

Почему? Не хотят или не могут?

Потому что выпивают. Видимо, это связано с нашим менталитетом: приехал дорогой гость и для него открывают лучшую бутылку. Так коллекции постепенно выпиваются, затем пополняются снова. За рубежом есть аукционы, но в России люди создают винные погреба для того, чтобы пить хорошее вино.

Вы упомянули винные индексы, но как-то странно относить их к сфере эмоциональных инвестиций. Их нельзя выпить или хотя бы подержать в руках...

Теоретически есть винные фонды, которые приглашают клиентов на дегустации. Вы правы, это уже чисто инвестиционная часть, там нет эмоций. Но! Вы захотели выйти из этих инвестиций – написали заявление и вышли. И, скорее всего, оказались в плюсе.

Разве? В прошлом году винные индексы не очень хорошо себя вели...

Они всегда хорошо себя ведут. Растет потребление вина, в первую очередь за счет Китая, – растут цены.

То есть вложения в винные индексы это возможность хеджировать риски?

Скорее это способ альтернативного инвестирования. Индексы так же подвержены инфляции, как и все остальное, но не привязан к фондовому рынку.

Оцифрованная роскошь

А индекс Luxury, который разработала ваша компания, также можно рассматривать как альтернативный вид инвестиций?

Это наша суперидея. Мы объединили компании, которые производят продукцию или оказывают услуги класса люкс и чьи акции обращаются на бирже, – Louis Vuitton, Moet & Chandon, Dior, Hermes, Porsche, всего 13 эмитентов. Эти акции растут в цене. Ведь когда у людей появляются деньги, они в первую очередь едут отдыхать в хорошее место, покупают качественные костюмы, дорогие машины...

А потом наступает кризис...

Знаете, у нашего индекса есть интересная связь с фондовым рынком: он работает опережающим индикатором. Как только у людей возникают проблемы с деньгами и бизнесом, они начинают ужимать свои траты и индекс ползет вниз. Кризиса на предприятии или в индустрии еще не видно, фондовый рынок еще держится, а индекс Luxury уже постепенно снижается. Но в любом случае его падение не столь драматично, как падение фондового рынка. Достаточно наложить его на индекс S&P 500, чтобы убедиться в этом. В фазе же подъема наш индекс растет опережающими темпами.

Итак, есть винные индексы, индекс Luxury. А возможен ли индекс изобразительного искусства или оружия?

Я не знаю таких индексов и не понимаю, как их можно составить. В винных индексах есть четкие критерии оценки: урожай, потребление, цена. Индекс Luxury привязан к котировкам акций. А рынок изобразительного искусства, оружия или антиквариата слишком стихийный, неочевидный.

Если посмотреть на различные виды вложений, что по итогам прошлого года показало наилучший рост?

Конечно же, современное искусство. Прошедший год был лучшим для Christie's за последние 250 лет, по многим художникам были установлены рекорды. Рынки падали, и инвесторы ринулись в искусство. Сегодня все стоит дороже, чем три года назад.

Сформулируйте главные правила эмоционального инвестирования.

Покупать надолго. Я пока, например, не продал ничего из своей коллекции. Выбирать сердцем. Но и головой в то же время. Пользоваться услугами грамотных экспертов. Не вкладывать в искусство все деньги. Пожалуй, все.

Дорогое удовольствие

Рекорды продаж на мировом рынке эмоциональных инвестиций (см. иллюстрацию слева)

Самый востребованный художник: Чжан Дацянь. В 2011 году на аукционах был продан 1371 лот художника на общую сумму 505 млн долларов.

Самая дорогая картина: «Я вижу всю комнату!.. И никого в ней нет!», Рой Лихтенштейн, 1961 год. В 2011 году продана на аукционе Christie's за 43,2 млн долларов.

Самая дорогая книга: «Птицы Америки», Джон Джеймс Одюбон, 1840 год. В 2012 году продана на аукционе Christie's за 7 млн 922 тыс. долларов.

Самый дорогой бриллиант: Розовый бриллиант Fancy Intense Pink Emerald-cut весом 24,78 карата. В 2010-м продан на аукционе Sotheby's за 46 млн долларов.

Самая дорогая скульптура: «Шагающий человек I», Альберто Джакометти, 1961 год. В 2010 году продана на аукционе Sotheby's за 65 млн фунтов стерлингов (104,3 млн долларов).

Самый дорогой винный лот: Коллекция Chateau Lafite Rothschild (300 бутылок). В 2011 году продана на аукционе Sotheby's за 540 тыс. долларов.

Самое дорогое оружие: Винтовка VO Falcon Edition, 2011 год. Цена экземпляра - 820 тыс. долларов.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24