Восхождение вслепую
http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26688
Принятый Закон «Об акционерных обществах» не дает компаниям четкого ответа на вопрос, как адаптировать свою деятельность к новым правилам. Дабы избежать ненужных проблем и существенных поборов, эксперты рекомендуют не спешить с получением статуса публичного или частного АО
У альпинистов есть такой профессиональный термин - подъем оn-sight. Речь идет о подъеме фактически вслепую, когда ты видишь общую линию маршрута, но о нюансах (расположении и качестве зацепов, а также об особых трудностях трассы) можешь только догадываться. Пришел, посмотрел, начал восхождение - а все нестандартные ситуации решаешь в процессе подъема. С принятием нового Закона «Об акционерных обществах» украинский бизнес поставлен в условия освоения нового законодательного поля фактически оn-sight. Общая линия подъема вроде бы видна и кажется нетрудоемкой. Но на самом деле «восхождение к вершине» понимания нового закона об АО оказывается не столь гладким. Мы поставили задачу «смягчить» этот путь предпринимателям-первопроходцам, показать наиболее опасные участки и подсказать способы обойти трудности на примере тех, кто с ними уже соприкоснулся.
Учиться на чужих ошибках
Глава правления закарпатской фабрики по пошиву одежды «Прометей» Иван Гомечко одним из первых столкнулся с недоработками в новом Законе «Об акционерных обществах». Пытаясь привести все юридические аспекты деятельности своего бизнеса в соответствие с новыми нормами (что, по сути, должно быть необременительной формальной процедурой, которую в законе предусмотрено сделать бесплатной), он обнаружил, что в конечном итоге все свелось к очередному выкачиванию денег из предпринимателей, абсолютному непониманию местными органами их роли в этом процессе и потенциальным рискам для бизнеса в будущем. А все из-за плохой проработки закона.
Вступивший в силу в апреле этого года закон об АО стал «библией» для вновь создаваемых акционерных обществ. Компаниям, которые были учреждены до его принятия, отвели два года на приведение их деятельности в соответствие с правилами закона (раздел 17 «Прикінцеві та перехідні положення»). Правда, отсутствие детализации в документе сразу же после его опубликования привело к появлению многочисленных вопросов. И хотя Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (она была главным инициатором принятия закона) в феврале опубликовала специальные разъяснения к документу, представители компаний и юристы акцентируют на том, что там все равно остается немало нераскрытых вопросов.
Игра по-новому
Поскольку согласно новому закону в стране отныне не будет «закрытых» и «открытых» акционерных обществ, пожалуй, самое главное, что предстоит сделать компаниям, - это определиться, к какому типу АО они отныне будут относиться - к публичным (аналог ОАО) или частным (аналог ЗАО).
«Закон не обязывает ОАО перерегистрироваться именно в публичное общество, а ЗАО - в частное. Но все же тут существуют некоторые ограничения», - рассказывает Неля Шишак, юрист компании Integrities. По ее словам, выбор типа общества до перерегистрации ограничен количественным составом его акционеров (так, в частном АО их может быть не более ста). Кроме того, все публичные АО обязаны проходить процедуру листинга и оставаться в биржевом регистре хотя бы на одной фондовой бирже. «Следует заметить, что данная процедура является длительной и сложной. Более того, принимая во внимание жесткие требования к акционерным обществам, которые желают пройти процедуру листинга, нет гарантии, что эти общества успеют исполнить требования нового закона до конца апреля 2011 года», - отмечает Неля Шишак. Помимо этого, публичные акционерные общества должны будут дополнительно обнародовать информацию о своей деятельности на основе Международных стандартов бухгалтерского учета.
Также (как вариант) предприятие может вообще реорганизоваться в другую организационно-правовую форму. «Существенное различие состоит в том, что по закону в случае реорганизации (изменения организационно-правовой формы) кредиторы получают право требовать досрочного расторжения (выполнения) договоров, а также компенсации убытков. Кроме того, может быть потерян налоговый кредит», - рассказывает юрист фирмы «Байтен Буркхардт» Василий Юрманович.
У предпринимателя из Западной Украины Ивана Гомечко проблем с определением нового типа своей компании не возникло: если раньше его швейная фабрика была открытым АО, то решение о перерегистрации на публичное АО стало вполне логичным. Сложности дали о себе знать на других преобразовательных этапах.
На пути к публичности и «частности»
Для того чтобы адаптация работы компании к новым правилам прошла своевременно и грамотно, менеджменту необходимо составить организационный план такого перехода. Юристы рекомендуют в первую очередь провести аудит всех действующих внутренних документов, включая устав, положения об общем собрании и должностных лицах, различные процессы работы, договоры акционеров и т. д. После проведения аудита компания должна получить полную картину о том, соответствуют ли формальные документы реальности. Таким образом, после анализа предприятие не только получит документы, отвечающие законодательству, но и минимизирует свои юридические риски.
Затем следует выбрать тип акционерного общества, о чем было сказано выше. На основании выбранного типа общества начинается разработка новой редакции устава. Согласно новому закону, была несколько изменена структура этого документа (см. табл. «Обязательные положения устава акционерного общества согласно новому закону). Именно на этом этапе компании имеет смысл привлечь профессиональных юристов во избежание ошибок, коллизий, и как следствие - отказа в регистрации новой редакции этого документа.
Далее необходимо провести общее собрание акционеров для принятия решения об изложении устава в новой редакции, в том числе об изменении наименования общества. Такое собрание должно проводиться согласно процедуре, описанной в новом законе об АО.
За этим всем следует процесс регистрации новой редакции устава в госорганах (в Едином государственном реестре).
По окончании регистрации устава можно приступать к разработке других документов, таких, как положения, правила, процессы и т. д. Разрабатывать эти документы можно параллельно с разработкой устава. По словам Василия Юрмановича, изменение устава повлечет за собой изменение внутренних положений об органах управления - общем собрании, наблюдательном совете, правлении и т. д. «Кроме того, всем акционерным компаниям страны предстоит заменить печати, а также закрыть старые и открыть новые счета в банках», - отмечает юрист. Как рассказали нам в Диамантбанке, закрытие и открытие счета займет у компании от часа до одного рабочего дня, а издержки на это не превысят 200 грн.
После изменения наименования акционерного общества необходимо провести перерегистрацию всех регистрационных документов компании, в том числе свидетельства о государственной регистрации, справки управления статистики, свидетельства плательщика налога (в зависимости от вида налогообложения), справки о взятии на учет в фондах. Причем большинство компаний вряд ли смогут ограничиться внесением изменений в уставные и иные корпоративные документы. Так, предприятиям, осуществляющим лицензируемую деятельность, необходимо будет согласно требованиям законодательства переоформить лицензии в связи со сменой наименования. Также потребуется переоформление документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, некоторые объекты права интеллектуальной собственности (торговые марки и т. д.), корпоративные права.
Тупиковые лабиринты
«Мы столкнулись с такой проблемой: нигде не сказано о том, как нужно переоформлять самые важные документы любой компании - свидетельства на права собственности, лицензии и т. д. С изменением названия (типа. - Ред.) общества все эти документы необходимо менять. Вроде бы формальная процедура - просто поменять название. Но на практике оказывается, что нужно все начинать с нуля: писать заявление на выделение и так принадлежащей нам земли, ожидать решения райсовета, обращаться в проектную организацию для создания проекта, потом проходить с этим проектом всевозможные экспертизы. Та же история с товарным знаком, логотипом, нематериальными активами, которые принадлежат компании, компьютерными программами, сертификатами открытых ключей, электронных цифровых подписей и т. д.», - возмущается бизнесмен Гомечко.
То есть основная проблема, с которой столкнутся 31 тыс. украинских АО, заключается в том, что нигде не указано, что все активы компании, поменявшей тип акционерного общества, переходят к по-новому названному предприятию. И все права собственности нужно приобретать как будто впервые. В итоге все сводится даже не столько к количеству потраченного времени и нервов, сколько к тому, что ни одна из госорганизаций не делает подобные вещи бесплатно. Те, кто уже начал свой путь адаптации к новому закону, утверждают, что «везде требуют взятки, суммы которых начинаются с десятков тысяч гривен».
В результате компания закарпатского бизнесмена обратилась с письмом в Министерство юстиции, Государственную земельную комиссию и прочие госорганы с просьбой разъяснить подобные неточности и упущения нового закона. Результат был вполне ожидаем: фирма получила довольно расплывчатые ответы с рекомендациями обратиться в ряд других госорганов.
Обращение к юристам относительно проблем, с которыми столкнулся предприниматель Гомечко, тоже результатов не дало: одни утверждают, что поскольку речь идет не о реорганизации общества, а только об изменении его названия, с заменой документов проблем быть не должно. По мнению других, в данном случае все документы придется получать заново и проходить через всю вереницу бюрократических процедур, будто бы действительно речь идет об открытии новой фирмы.
«Похоже, остро встанет проблема переоформления разрешительных документов (лицензий, патентов, разрешений, свидетельств и пр.) и перезаключения действующих договоров. Акционерное общество может столкнуться с формально-техническими проблемами при управлении или распоряжении своими активами, например, недвижимостью, что в свою очередь может стать действенным инструментом в руках рейдеров», - прогнозирует Алексей Яценко, юрист юрфирмы «Астерс». По его словам, неправильное оформление документов компании может привести в будущем к возможности оспаривания прав ее собственности и проблемам с реализацией активов. А правильно оформить документы в случае, если закон не объясняет, как это сделать, весьма проблематично.
Так что, с одной стороны, двухлетний срок видится вполне приемлемым временным отрезком для приведения компаниями уставных и прочих документов в соответствие с требованиями закона и перехода на новые принципы работы. С другой - этих двух лет у АО может и не быть. «Если учесть, что закон требует доработки и в него будут вноситься изменения (по крайней мере, такая необходимость есть, и работа в этом направлении уже ведется), то сколько фактически останется времени у акционерных обществ на приведение своей деятельности в соответствие с его обновленными положениями - большой вопрос. Также возможны и, скорее всего, последуют продления заявленного переходного периода», - говорит г-н Яценко.
В этой ситуации важно понимать, что главное, что должна сделать компания за два года, отведенных законом, - это зарегистрировать новый устав. Остальные же изменения могут быть произведены позже (за это не предвидится никаких штрафов или санкций). Поэтому эксперты рекомендуют не торопиться и подождать, когда в новом законодательном документе появятся четкие правила игры.
Обязательные положения устава акционерного общества согласно новому закону об АО:
полное и короткое наименование общества на государственном языке;
тип общества;
размер его уставного и резервного капиталов;
номинальная стоимость и общая стоимость акций, количество каждого типа размещенных обществом акций, в том числе количество каждого класса привилегированных акций, а также последствия неисполнения обязательств по выкупу акций;
условия и порядок конвертации акций определенного класса в простые акции общества или в привилегированные акции другого класса в случаях, если обществом предусмотрен выпуск привилегированных акций;
права акционеров - собственников привилегированных акций каждого класса;
наличие преимущественного права акционеров частного общества на приобретение акций общества, которые предлагаются собственником на продажу третьему лицу, и порядок его реализации;
порядок уведомления акционеров о выплате дивидендов;
порядок созыва и проведения общего собрания акционеров;
компетенции общего собрания акционеров;
способ уведомления акционеров об изменениях в повестке дня общего собрания акционеров;
структура, состав, порядок создания и компетенции органов корпоративного управления акционерного общества;
порядок внесения изменений в устав общества;
порядок прекращения
деятельности общества.
Мнение юриста
Елена Щербина,
советник ЮФ «Саенко Харенко» (принимала участие в разработке Закона Украины «Об АО»)
На мой взгляд, новый закон изменит жизнь не столько самих акционерных обществ, которые обязаны привести свою деятельность и внутренние документы в соответствие с требованиями нового документа, сколько их акционеров, которым теперь придется играть по новым правилам. Причем наиболее существенные изменения ожидают не миноритария, как об этом часто говорится, а акционера, владеющего крупным пакетом акций.
Так, закон затрагивает интересы того акционера, который имел контроль над предприятием и привык к возможности практически единолично проводить общее собрание акционеров и принимать на нем нужные решения. Теперь такому акционеру необходимо иметь не просто контрольный пакет, а пакет не менее чем 75% уставного капитала, иначе он лишится возможности влиять на принятие решений, для которых новый закон требует согласия не менее чем трех четвертей голосов всех акционеров общества.
Собственнику крупного пакета также нужно иметь в виду, что принятие на общем собрании некоторых решений может привести к тому, что предприятие окажется перед необходимостью выкупить у мелких акционеров принадлежащие им акции.
Акционер, привыкший видеть акционерное общество своим деловым партнером (непосредственно или через аффилированных лиц), должен принять во внимание установленный новым законом порядок заключения сделок, которые подпадают под определение «сделка с заинтересованностью».
Для того, кто имеет намерение приобрести контрольный пакет акций, неприятным сюрпризом станет норма закона, обязывающая нового собственника контрольного пакета выкупить по требованию миноритариев принадлежащие им акции.
Я считаю, что те нововведения закона, которые вызывают общее неприятие и активно критикуются многими юристами, не причинят особого вреда. Гораздо более опасными могут оказаться неприметные на первый взгляд нормы документа, «умелое» использование которых может нанести ущерб, как акционерному обществу, так и его акционерам. Упредить нежелательные последствия можно, если уделить должное внимание разработке новой редакции устава и внутренних документов.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |