Ворота в Африку

22 грудня 2009
Дария Рябкова, "Инвестгазета", №50, 2009

http://www.investgazeta.net/politika-i-ekonomika/vorota-v-afriku-158078/1

Геннадий Латий, чрезвычайный и полномочный посол Украины в Ливии, о том, что интересует инвестфонды Ливии в Украине и неиспользованных возможностях для украинских предприятий

Под управлением ливийского фонда, который с лета текущего года официально представлен в нашей стране -  $70 млрд. Libyan Investment Authority должен стать крупнейшим ливийским инвестором  в Украине. По подсчетам Минтопэнерго, только на сооружение НПЗ мощностью 8-12 млн. т в год он мог бы потратить до 3 млрд. евро. И этот проект – далеко не единственный, интересующий ливийский госфонд. Правда, реальных инвестиций со стороны Ливии в Украине до сих пор нет, а работа фонда – как и в целом ливийских инвесторов в Украине – очень не публична. О том, что принесли четыре визита украинских делегаций в Ливию за прошедший год и каковы шансы Украины на привлечение ливийских инвестиций, мы говорили с Геннадием Латием, послом Украины в Ливии.

Господин Латий, в 2009-м году Ливия была самым «популярным» направлением поездок украинских чиновников: сюда дважды приезжала премьер-министр, в Триполи побывали вице-премьер Григорий Немыря и секретарь СНБО Раиса Богатырева. Активность чиновников сказалась на экономических показателях сотрудничества наших стран?

Сказалась. Уже хотя бы в том, что в то время как товарооборот Украины с большинством других стран региона значительно упал, объемы торговли с Ливией в 2009-м вырос почти в полтора раза. В 2008 году товарооборот составил $124 млн., а за 11 месяцев нынешнего - больше $171 млн.

Чем объяснить «ливийскую активизацию» Киева?

Пониманием того факта, что Ливия стоит на пороге экономического и финансового бума. Эта нефтедобывающая страна в течение всех последних лет демонстрирует стремительный экономический рост, и даже во время мирового финансового кризиса рост ливийского ВВП составил 4%. Ливийская Джамахирия реализует масштабные инвестиционные проекты, активно развивает инфраструктуру и является очень перспективным рынком для реализации украинских товаров и для работы на нем украинских компаний. Кроме того, Ливия традиционно и весьма небезосновательно позиционирует себя, как ворота в Африку. И для нас эти ворота, конечно же, очень важны.

А Триполи является таковыми?

Политически – безусловно. Ливийский лидер Муаммар Каддафи возглавляет Африканский Союз и имеет большое политическое влияние на континенте. Кроме того, за последние годы Ливии удалось урегулировать основные проблемные вопросы со странами Запада, и сегодня у нее хорошие экономические связи с Европейским Союзом, прежде всего с Италией. Так что украинское руководство вполне оправданно делает ставку на развитие отношений с Ливией. Не случайно в нынешнем году украинско-ливийскую двустороннюю комиссию по сотрудничеству возглавили премьер-министры двух стран. То есть Ливия стала единственной страной во всей Африке и на Ближнем Востоке, двустороннюю комиссию с которой возглавляют главы правительств.

Интерес к сотрудничеству взаимен?

Да. В этом году Украину посетил ливийский премьер. В результате проведённых в 2009 году двусторонних переговоров, Триполи заявил, что рассмотрит возможность вложения средств в новый нефтеперерабатывающий завод в Украине, а также задекларировал свой интерес купить в нашей стране сеть существующих АЗС, либо же попробовать развивать свою. Причем оба проекта, реализация которых интересует ливийцев уже в ближайшем будущем, взаимосвязаны.

Обмен визитов действительно был результативен. По крайней мере, в плане заявлений. Но  можно ли говорить о конкретной реализации заявленных проектов?

С момента заявлений прошло еще не так много времени, чтобы говорить о конкретных результатах по ним.

Тогда спросим иначе - насколько активны ливийские инвесторы в Украине?

По состоянию на данный момент в Украине официально действуют представительства двух ливийских инвестиционных фондов. В прошлом году в Киеве было открыто представительство Ливийско-Африканского инвестиционного фонда, украинский офис которого возглавил гражданин Украины, а в нынешнем году – представительство другого, самого крупного и мощного государственного инвестиционного ливийского фонда - Ливийской инвестиционной администрации – (Libyan Investment Authority) (По данным Sovereign Wealth Fund Institute, в декабре 2009 года под ее управлением находилось $70 млрд. – Ред.) Процесс официального оформления этого представительства еще не завершен, но фонд уже приобрел для него офис в Киеве за $20 млн.

Можно ли говорить о каких-то конкретных объемах средств под управлением этих двух фондов?

Пока нет: их работа в Украине только начинается, и на данный момент еще нет данных, какими средствами они будут располагать. Уверен, в случае получения выгодных предложений, украинская экономика может рассчитывать на активный приход ливийского капитала в уже в ближайшем будущем.

Какие проекты планируют реализовывать эти фонды?

Libyan Investment Authority активно присматривается к строительству терминала в Борисполе, а также курирует проект «100 тыс. гектаров». Это знаковый проект для Ливии, о котором существует договоренность на самом высоком политическом уровне. Он предусматривает возможность создания в Украине СП, которое бы оперировало землей площадью до 100 тыс. га для выращивания зерновых и их экспорта в Ливию и другие страны. Ливийцы готовы брать в аренду до 300 тыс. га. Этот же фонд интересуется аналогичными проектами в области животноводства. И он же, очевидно, будет заниматься проектами по строительству НПЗ и сети АЗС (в лице нидерландской компании Oilinvest B.V., принадлежащей LIA – Ред.).

На какой стадии находится реализация этих проектов?

Ряд проектов уже находится в стадии активного обсуждения. Хотя, к сожалению, в некоторых случаях это обсуждение длится уже не один год. А о проекте «100 тыс. гектаров» говорят с 2004 года.

Почему так? Какие проблемы мешают работе?

Отношениям нужна стабильность, а в кризисных условиях не так много украинских компаний, в том числе в сельскохозяйственной сфере, оказались способными реализовать первоначальные планы в запланированные сроки. Кроме того, существуют трудности, связанные с юридическим оформлением данного проекта. Однако, уверен, что взятый двумя странами курс на интенсификацию сотрудничества в разных сферах позволит выйти на стадию практической реализации этого, а также нескольких других проектов в ближайшей временной перспективе.

Повлиял ли финансовый кризис на активность ливийских нефтедолларовых фондов?

Не повлиял совершенно. Libyan Investment Authority собирается работать в Украине на постоянной основе и рассматривает нашу страну как очень перспективный рынок, а кризис – как преходящее явление, которое не будет оказывать влияние на украинский рынок постоянно. Тем более, что восточные страны по другому относятся ко времени – они больше ориентированы на перспективу. И даже больше того: нынешнюю конъюнктурную ситуацию на украинском рынке ливийцы оценивают очень позитивно для себя. Прежде всего – чтобы вкладывать инвестиции в украинскую недвижимость.

Жилую, или коммерческую?

Их очень интересует гостиничная недвижимость – в Киеве, на Черноморском побережье, а также гостиничные и санаторные комплексы в Карпатской и Прикарпатской зонах, где отдых можно совместить с оздоровлением. Это, кстати, также входит в сферу интересов Libyan Investment Authority.

Речь идет лишь об инвестициях госфондов? Ливия – социалистическая республика, то есть о частных инвесторах не приходится говорить?

Я бы сформулировал это так: в Ливии существует исламский социализм, который не отрицает присутствия частных компаний. Но если в сфере международной торговли допускается присутствие частный бизнес, то в вопросе внешних инвестиций, в основном, выступают только государственные компании.

Вы говорите, что кризис не стал помехой для работы ливийских инвесторов. Есть мнение, что в результате кризиса арабские инвесторы начали диверсифицировать свои вложения по странам и отраслям, в том числе – начали активнее инвестировать в страны СНГ и Украину. Правда ли это в случае с Триполи?

Я бы говорил более глобально: после событий 11 сентября в США и ряда политических скандалов, в том числе и карикатур на пророка Мухаммеда в западных СМИ, арабские инвесторы начали думать о том, чтобы переводить средства, вложенные в экономику и банки западных стран, в государства Ближнего Востока и Африки, или, как альтернативу – страны Восточной Европы. Нельзя сказать, что в этой «переориентации» Украина занимает какое-то особое место, но она находится в числе тех новых рынков, в которые могут прийти эти инвестиции. И точно находится в ряду этих стран далеко не на последнем месте – об этом говорит хотя бы то, что в период кризиса Libyan Investment Authority открыл в Украине свой офис. В других странах СНГ представительств этого фонда нет.

Если говорить об обратной стороне вопроса, насколько активны украинцы в этой стране?

Ливийский импорт в нашу страну за январь-октябрь 2009 года составил всего $299 тыс. А потому рост товарооборота в нынешнем году, о котором я говорил в начале, обязан увеличению украинского экспорта - сельхоз и металлургической продукции, а также товаров украинской машиностроительной отрасли. Но неиспользованных возможностей для работы намного больше. Национальное производство в Ливии находится на стадии зарождения, поэтому страна во многом живет за счет импорта, и услуг, предоставляемых иностранным бизнесом. То есть при определенной активности украинских экспортеров они могут реализовывать на этом рынке практически любой вид продукции – от металла и древесины до одежды и медикаментов. Пока – проблема в том, что это просто не делается.

Какой сегмент рынка наиболее перспективен?

Ливийцы заинтересованы в работе на своем рынке украинских строительных компаний. В Ливии сейчас идет активное строительство гостиничных комплексов, больниц, дорожных развязок, мостов, аэропортов и т.д. Но собственный строительный сектор не развит, а потому в основном крупные строительные проекты здесь реализуют иностранные компании. Только турецких компаний в сфере строительства и смежных с ней в Ливии зарегистрировано уже более 100. Кроме того, здесь уже начали работу итальянские, немецкие, французские, больше десятка российских компаний.

Украинских среди них вы не назвали…

До недавнего времени украинские строительные компании на ливийском рынке отсутствовали. Хотя были хорошие возможности для работы. Но в нынешнем году украинские строители на ливийском рынке, наконец, активизировались. Одна украинская строительная компания, «Едитепе Украина», осенью открыла свое представительство в Триполи. Еще пять-шесть компаний заявляют о своем намерении работать на этом рынке, открывать представительства в ливийской столице, чтобы иметь возможность претендовать на участие в инфраструктурных и строительных проектах.

Есть ли какие-то особенности работы на ливийском рынке, на которые нужно обратить внимание украинцам, если они хотят работать на нем?

Для работы в Ливии есть несколько ограничений, стандартных в целом для работы в арабских странах и с арабским инвестором (читайте подробнее – «Нескромные арабские перспективы»). Кроме того, любая компания, которая хочет работать на ливийском рынке, включая экспортеров, должна зарегистрироваться при Министерстве экономики Ливии. Для этого ей нужно собрать список из 10-12 документов, которые подтвердят надежность этой компании, и легализовать их в посольстве Ливии в Киеве. Но эта процедура не представляет особой сложности  для бизнеса.  

Нужна ли украинской компании политическая поддержка для входа на этот рынок?

Нужна. Но эта поддержка у украинского бизнеса есть – созданы все политические условия для успешной работы, как и прекрасная договорная база, которая включает в себя три ключевые для бизнеса экономические соглашения: Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, Соглашение о взаимной защите инвестиций, а также Конвенция об избежании двойного налогообложения, ратифицированная в текущем году.

Приглашая украинский бизнес в Китай, чиновники этой страны всегда говорят – начинать работать в этой стране нужно с участия в масштабных китайских выставок. Какие шаги нужно делать украинским компаниям, которые хотят работать в Ливии?

Такие же. Принять участие в ливийских промышленных выставках. Крупнейшая из них, Триполийская международная выставка, состоится в начале апреля следующего года.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 29.11.24
Кількість КУА278на 29.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.11.24
Кількість ІСІ1819на 29.11.24
Кількість НПФ*53на 29.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24