Во что превратится Китай?

30 вересня 2010
Майкл Спенс, "Инвестгазета", №38, 2010

http://www.investgazeta.net/blogi/vo-chto-kitaj-159848/

Практически все экономисты уверены — Китай станет главным драйвером экономического роста следующих десятилетий. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Майкл Спенс знает, за счет чего

Китай планирует провести ряд глобальных перемен, которые заложат основу достижения им в следующие 25 лет статуса передовой страны. После 30-летнего роста и  успешного реагирования на последний кризис самоуверенность Китая растет. Но сегодня перед Поднебесной стоит целый ряд параллельных и связанных между собой проблем, которые критичны для ее внутреннего развития, а также для экономических отношений на глобальном уровне.

Главные среди них: значительная микроэкономическая реструктуризация экономики, необходимая для того, чтобы закрепить статус страны со средним уровнем доходов; макроэкономический сдвиг к более высокому уровню доходов семей, потреблению, а также существенный рост среднего класса; инверсия растущего сегодня в стране неравенства доходов; снижение высокого уровня сбережений относительно инвестиций и уменьшение за счет этого профицита текущего счета; уменьшение энергоинтенсивности, а также уровня выбросов углекислого газа в ходе будущего роста; взятие на себя больших глобальных обязательств.

Китай подошел к состоянию, когда его воздействие на глобальную экономику имеет системное значение. Причина заключается в том, что Китай на сегодняшний момент является самой густонаселенной страной, в которой происходил устойчивый рост экономики в течение 30 лет. Таким образом, Китаю нужно сбалансировать внутренние и международные приоритеты, но у него для этого очень мало исторического опыта.

При уровне дохода $4000 в год на душу населения китайская экономика выходит на уровень  страны со средним уровнем доходов. Это трудный переход, когда многие страны потеряли движущую силу, так как структурные трансформации теряют скорость. Например, свое конкурентное преимущество теряют трудоемкие экспортные секторы Китая. Их заменят те, которые больше полагаются на технологии и человеческий капитал. При этом переходе вырастет объем услуг. Секторы с более высоким уровнем добавленной стоимости и функций, расположенные в технологической цепочке до и после обрабатывающей промышленности, также нужно будет развивать. Должны появиться глобальные бренды, а уровень доли государства во владении предприятиями должен продолжить уменьшаться. Инвестиции из госсектора должны перейти в образование, исследования и разработки.

Этот переход будут двигать скорее глобальные и внутренние рынки, нежели  правительство Китая. Уменьшится адресное финансирование секторов. Внутренний рынок и растущий средний класс приобретут большее значение. С поддержкой инвестиций в госсектор ускорится урбанизация.

Семейный располагаемый доход составляет около 60% национального дохода Китая, а уровень сбережений семей приближается к 30% располагаемого дохода. Эти цифры и велики, и малы относительно других стран. Для Китая они определяют потребление в пределах 40-45% ВВП. Чтобы помочь внутреннему рынку увеличить доход, а также ускорить рост среднего класса, доходы семей должны вырасти, социальное обеспечение, страхование и предоставляемые услуги увеличиться, а уровень сбережений на случай непредвиденных обстоятельств — снизиться. Все это поддержит рост среднего дохода посредством расширения внутреннего рынка как двигателя роста, а также поможет поддержать рост перед предполагаемым ослаблением глобального спроса.

Но, что более важно, быстрый рост внутреннего рынка, в особенности сектора услуг, нужен больше для замещения экспортного сектора как инструмента занятости. Это позволит вовлечь сельское население в современную экономику. По мере того как экспортный сектор переместится в сектор более высокой добавленной стоимости, он больше не будет выполнять эту функцию так  эффективно, как раньше. Высокий уровень роста и урбанизации привели к быстрому увеличению доходов в городах при более низком росте в сельских областях. Большая группа мигрирующих рабочих и семей (150-200 млн. людей) формально еще составляют часть сельского населения, но реально являются маргинальными горожанами с ограниченными правами и доступом к услугам. Возникающее социальное напряжение снимается путем расширенного предоставления услуг в сельской местности, инвестиций в городскую инфраструктуру и сектор предоставления услуг, а также регулированием статуса мигрантов.

Сегодня Китай, с одной стороны, должен разобраться с проблемами внутренней реструктуризации, чтобы поддержать свой рост. А с другой — взять на себя ответственность за глобальный дисбаланс, экономическую помощь, финансовую стабильность, управление, а также представление интересов менее сильных развивающихся стран. И остальной мир кровно заинтересован в результатах этого сложного балансирования.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 05.10.24
Кількість КУА278на 05.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 05.10.24
Кількість ІСІ1815на 05.10.24
Кількість НПФ*53на 05.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24