Вместо АЭС

21 липня 2009
"Експерт", №28, 2009

http://expert.ua/articles/16/0/7031/

В Одесской области запускается «Хемо-Поль» — семнадцатый технопарк в стране. Для увеличения эффективности технопарков правительству необходимо перейти от предоставления налоговых льгот к государственным инвестициям в малые инновационные предприятия

«Наш протравитель для семян позволяет значительно уменьшить использование пестицидов при выращивании растений. Однако вывести оригинальную разработку на рынок очень сложно. В Украине доминируют иностранные препараты, а дистрибуторы, которые контролируют рынок, не заинтересованы в отечественных препаратах», — рассказывает профессор Института биоорганической химии и нефтехимии Национальной академии наук Украины (НАНУ) Леонид Шкарапута.

Протравливание — это обработка пестицидами (или другими ядами) семян растений, способствующая гибели паразитов и вредных микроорганизмов, благодаря чему растения реже заболевают и лучше развиваются. Обычно для обработки пшеницы требуется от полутора до трех килограммов протравителя на тонну зерна. А разработанного украинскими учеными препарата «Сульфокарбатион-К» достаточно всего 250 граммов. «Препарат можно использовать и для обработки семян кукурузы, сахарной свеклы, рапса, проса, ячменя. При этом масса используемых пестицидов уменьшается в полтора-два раза», — говорит Шкарапута.

Но разработка препарата — это одно, а его маркетинговое продвижение — совсем другое, и тут у института опыта нет. По словам Шкарапуты, разработчики надеются, что создаваемый технопарк «Хемо-Поль» поможет им запустить протравитель в массовое производство и вывести его на рынок.

Со льготами и без

Технологические парки (технопарки, промышленные парки) — структуры, призванные способствовать промышленному внедрению научных разработок. В Украине существует уже шестнадцать таких организаций, из которых полноценно работают только две.

В нашей стране основателями технопарков, как правило, становятся научно-исследовательские или образовательные институты в сотрудничестве с работавшими еще при СССР промышленными предприятиями. До сих пор подобные организации создавались не столько для удовлетворения потребностей экономики в новых технологиях, сколько для сохранения научной базы и удержания кадров. А интерес промышленных предприятий к технопаркам был вызван в первую очередь налоговыми льготами. Впрочем, у льгот есть и обратная сторона — постоянные проверки и сложная схема регистрации инновационных проектов, поскольку каждый необходимо согласовывать с Национальной академией наук Украины (НАНУ).

Как ни странно, именно льготы стали одной из причин того, что многие технопарки так и не начали деятельность: украинская власть то предоставляет эти поблажки, то отбирает. На вопрос о том, сможет ли создаваемый технопарк работать без льгот, основатель и генеральный директор ООО «Технопарк Хемо-Поль» Аркадий Губерник отвечает: «Да, но в таком случае речь может идти только о простых и не масштабных проектах. Чтобы вывести разработки ученых на рынок, требуются годы. При отсутствии льгот невозможно привлечь инвестиции в разработки, которые дадут экономический эффект через десять лет. То есть реализация ”тяжелых” наукоемких проектов в этом случае невозможна».

Одним из инициаторов создания технопарка стало частное промышленное предприятие ABC Chemicals Industry (Одесса). Оно создано в 2000 году на базе фирмы «Леда» (Одесса), которая с 1996-го занимается дистрибуторским бизнесом, представляя в Украине продукцию таких фирм, как Evyap (TM Duru, Fax, Arco), Hayat (Test, Bingo) и многих других. «Леда» создала в Теплодаре химический завод, который выпускает продукцию под марками Test, Bingo, Focus, а также частными торговыми марками торговых сетей. Сегодня весь этот бизнес объединен в составе холдинга «Корпорация Global ABC».

Вполне очевидно, что основная продукция ABC Chemicals Industry производится по иностранным рецептам. Поэтому сейчас предприятие намерено сделать следующий логичный шаг — наладить выпуск химической продукции, разработанной в Украине.

Внедрение инноваций связано с высоким риском. Научные исследования требуют больших затрат, но не гарантируют успеха. Крупные западные корпорации зачастую ведут исследования сразу в нескольких направлениях, из которых всего одно может оказаться перспективным. Молодая украинская компания пока не может позволить себе такого. И руководство холдинга «Корпорация Global ABC» решило задействовать потенциал украинских НИИ и структуру технопарка — это позволило бы сосредоточиться на наиболее перспективных проектах.

В середине лета в Одессе состоялось собрание участников ООО «Технопарк Хемо-Поль», на котором были предварительно одобрены два проекта (выпуск препарата «Сульфокарбатион-К» и производство полимерных материалов для изоляции стальных труб). Сотрудничество ученых и предпринимателей традиционно: первые разрабатывают технологию массового производства, а вторые осваивают выпуск и построение дистрибуционной сети для сбыта. У холдинга «Корпорации Global ABC» есть опыт работы на корпоративном рынке: ABC Chemicals Industry продает в Украине моющие средства промышленного назначения, а другая компания холдинга — ABC Food — снабжает сырьем производителей продуктов питания и напитков.

Теплодар — город химиков

Участники технопарка смогут реализовать проекты после того, как парламент внесет изменения в Закон «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» (это необходимо, чтобы уже созданное ООО «Технопарк Хемо-Поль» получило статус технопарка и связанные с ним льготы). Расположится новый технопарк в Теплодаре, по соседству с заводом ABC Chemicals Industry. Место выбрано очень удачно: Теплодар находится в 35 километрах от Одессы, между двумя оживленными автомагистралями Одесса—Кишинев и Одесса—Измаил. Городок производит благоприятное впечатление — он компактный (его легко обойти пешком), опрятный, воздух чистый (возможно, из-за того, что транспорт ездит только по центральной улице).

История Теплодара любопытна: он был основан в 1981 году как спутник будущей атомной станции. Предполагалось, что в нем будут жить примерно 50 тыс. человек. После аварии на Чернобыльской АЭС руководство Советского Союза приняло решение станцию под Одессой не строить, а в Теплодар начали переселять людей, пострадавших от аварии. Таким образом, число жителей нового города составило почти 12 тыс., из которых бОльшая часть — энергетики, причем зачастую с высшим образованием. Не каждый украинский мегаполис может похвастать таким интеллектуальным потенциалом. Но применить свой опыт и знания жителям было негде: множество горожан после прекращения строительства АЭС остались без работы. Некоторые жители нашли рабочие места в соседней Одессе (в том числе на знаменитом рынке «7-й километр»), а другие — пристрастились к выпивке.

Пик депрессии в Теплодаре пришелся на зиму 2002 года, когда город энергетиков остался без тепла и воды. Тогда областные власти решили, что ему необходимо обзавестись собственными котельной и артезианской скважиной. В ту же пору был избран новый мэр — предприниматель Леонид Печерский, сделавший ставку на привлечение в город инвесторов. «Несколько лет назад мы обеспечили себя теплом и электроэнергией. До этого город энергетиков не имел собственной генерации! Сейчас хотим обеспечить его холодом. По трассам Одесса—Измаил и Одесса—Кишинев перевозится огромное количество овощей и фруктов, а складских помещений, где можно хранить эту продукцию, недостаточно. Для создания таких складов необходим холод. Здесь мы видим нишу, которую можем занять», — с оптимизмом рассказывает о планах Печерский.

Основное преимущество Теплодара — благожелательное отношение местных властей к бизнесу и более низкий, чем в Одессе, налог на землю. В городе уже работают несколько предприятий. Среди них «Теплопром» (производство туалетной бумаги), «Технолит» (изготовление металлических деталей), «Элит-Одесса» (пищевая промышленность), «Юг-пласт» (производство изделий из пластмасс и резины) и др. Печерский утверждает, что уже сейчас в Теплодаре не хватает рабочих рук, а ведь еще несколько инвесторов намерены строить свои предприятия в промзоне.

Большие надежды мэр возлагает на создание технологического парка. Под соответствующие нужды город выделил пять гектаров производственных площадей и 61 гектар зарезервировал для дальнейшего развития.

Новое изобретение технопарка

Собственная производственная площадка — еще одно отличие технопарка «Хемо-Поль» от других аналогичных структур в нашей стране. Многие украинские технопарки реализуют инновационные проекты на промышленных площадях заказчиков и не имеют собственных, чем отличаются от иностранных аналогов.

Как правило, на территории иностранных технопарков находятся и образовательные, и научно-исследовательские организации, инвестиционные компании, промышленные предприятия, деловые центры. Благодаря этому студенты или ученые могут не только придумать что-то новое и проверить свою идею в лаборатории, но и привлечь инвесторов к созданию предприятия для реализации своего изобретения. Таким образом, в зарубежных технопарках массово создаются малые наукоемкие предприятия (так называемые стартапы).

По статистике одна удачная инвестиция в стартап позволяет окупить три десятка неудачных. В среднем выигрышными бывают три инвестиции из десяти, две компании разоряются, не выдержав конкуренции, остальные работают без особых достижений, но окупают расходы инвесторов. Вложив средства в десяток стартапов, инвестор может рассчитывать на годовую доходность не менее 40%. Расположенный в Калифорнии (США) Стенфордский промышленный парк, прозванный Силиконовой долиной, — самый крупный и самый знаменитый технопарк. Его специализация — электроника, компьютерные и информационные технологии. Деятельность тамошних компаний трижды приводила к мировым инновационным прорывам. Это открытия в полупроводниковой технике 70-х, компьютерной технике 80-х и сетевых технологиях и Интернете в 90-х годах. Значительная часть предприятий Силиконовой долины была создана студентами Стенфордского университета, на территории которого изначально располагался промышленный парк.

Между тем в состав большинства отечественных технопарков образовательные институты не входят. И самое главное — в них не предусмотрено участие инвесторов. Соответственно, ожидать появления стартапов тут не стоит. «Форма деятельности, которая реализована в украинских технопарках, эффективна для крупных научно-производственных комплексов, таких как Институт электросварки им. Патона или Институт монокристаллов», — считает Вячеслав Соловьев, заместитель директора Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Доброва при НАНУ. Он отмечает, что сотрудничество с крупными комплексами не может привести к появлению так называемых прорывных инноваций, к примеру, таких, как цифровые фотоаппараты, которые погубили основанную на фотопленке индустрию. В возникновении подобных инноваций крупные предприятия не заинтересованы, ведь в этом случае им приходится полностью менять свой бизнес.

Для того чтобы в стране появлялись прорывные инновации, необходимо создавать технопарки нового вида, нацеленные на генерацию множества небольших инновационных компаний. Придумывать здесь ничего не надо, достаточно взять схему, которая опробована в Силиконовой долине и во множестве других технопарков — от Европы до Китая. Но для этого необходимо коренным образом менять подходы к государственной поддержке инновационной деятельности: от налоговых льгот перейти к государственным инвестициям в малые инновационные предприятия.

Вместе с тем ликвидировать существующие технопарки или препятствовать созданию новых не стоит. Ведь сегодня это единственные структуры, связующие отечественную науку и производство.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 26.11.24
Кількість КУА278на 26.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 26.11.24
Кількість ІСІ1819на 26.11.24
Кількість НПФ*53на 26.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24