“Власть потеряла вкус к проектному менеджменту”

24 січня 2011
"Бизнес", №3-4, 2011

http://www.business.ua/articles/tribune/Vlast_poteryala_vkus_k proektnomu_menedzhmentu-10107

“Власть потеряла вкус к проектному менеджменту” - Иван Салий, экс-председатель КГГА и председатель наблюдательного совета Ассоциации “Всеукраинский союз производителей строительных материалов”, уверен, что без энергичных действий власти добиться роста в строительной отрасли невозможно.

Несмотря на то что в Украине ведется активное строительство ряда объектов к Евро-2012, в прошлом году объемы строительства в стране сократились на 9% по сравнению с 2009 г. Чем же обусловлена стагнация отрасли и как добиться активизации строительства в Украине?

Нужны деньги

Страна будет пребывать в состоянии кризиса до тех пор, пока не начнется рост в строительной отрасли, для чего нужна поддержка банковской системы.

Многочисленные административные и законодательные меры, принятые властью для поддержки строителей, оказались недостаточными, потому что Национальный банк Украины, да и вся банковская система, получив колоссальные средства на реструктуризацию, самоустранились от преодоления кризиса в строительстве.

Складывается впечатление, что центральная власть и больше всего НБУ стремятся дистанцироваться от проблем строительной отрасли, надеясь, видимо, на то, что вопросы решатся сами собой.

Мировой опыт свидетельствует: быстрее преодолеть обвал в строительной отрасли помогают скоординированные действия власти, у которой для этого есть целый арсенал — тут тебе и увеличение государственного заказа, и финансирование инженерно-транспорт­ной и социальной инфраструктуры, и развитие государственно-частного партнерства для привлечения инвесторов, и концессии, и другие финансовые инструменты.

Новый стимул развитию отрасли должен дать принятый Верховной Радой Закон “О регулировании градостроительной деятельности”, который кардинально упрощает разрешительные процедуры в строительстве, предполагает существенную поддержку инвестора и приусадебной застройки.

Но эффект от действия закона — в будущем, а сейчас проблема заключается не столько в разрешительных процедурах, сколько в финансах.

Строительный комплекс Украины — это 1,5 млн рабочих мест, это мультипликатор для многих отраслей, это развитый внутренний рынок производства и услуг.

Если население не в состоянии покупать квартиры, то правительство и органы самоуправления должны организовать их строительство по программе “50х50” или выделять социальное жилье бесплатно, или сдавать в аренду, чтобы отрасль не приходила в упадок.

Активная власть

Особенность Украины заключается в том, что у регионов почти нет возможностей развивать капитальное строительство — бюджеты развития микроскопичны, инфраструктура в ужасном состоянии: города эксплуатируют водо- и теплосети советских времен, износ которых составляет более 70%, нет качественных дорог, отсутствуют централизованное водоснабжение и водоотвод, не обеспечивается очистка стоков, переработка мусора.

В этих условиях властям необходимо заняться разработкой и реализацией специальных программ экономической мотивации собственников зданий и домов, управляющих компаний, направленных на утепление старых строений, тепловую реабилитацию сооружений, соответствующую современным нормативам.

В таких преобразованиях нуждается около 1 млрд кв.м жилья и других сооружений, ведь нормативы термосопротивления зданий в Украине повышены в 2-2,5 раза (указанное увеличение норматива введено Государственными строительными нормами Украины 2006 г. — Ред.).

Не стоит пугаться масштабности мероприятий — обновление крыш, утепление фасадов строений, замена санитарно-технического и инженерного оборудования — это быстро окупающиеся проекты, которые должна инициировать власть и которые найдут поддержку у населения. Реализовав их, можно достичь экономии энергоресурсов на уровне 25%.

Власть потеряла вкус к проектному менеджменту, распугала инвесторов, а теперь заискивает перед ними. Сейчас во всех отраслях нужны такие же действия, как в подготовке объектов к Евро-2012 или строительстве метро и развязок в Киеве, — четко спланированные, регламентированные во времени, а главное — обеспеченные достаточным финансированием.

Необходимо понять, что главным управленческим ресурсом государства в преодолении кризиса выступает даже не инвестор, тем более иностранный, а власть — центральная, региональная и муниципальная. Если в регионе или населенном пункте строительство не ведется или ведется низкими темпами — значит, власть безынициативна и малоэффективна.

Но уместно ли говорить об инициативах на местах, если не выполняются даже решения, принятые на самом высшем уровне? Так, не выполнено протокольное решение совещания у премьер-министра Николая Азарова, состоявшегося 19 мая 2010 г., прежде всего его пункт 15, касающийся компенсации застройщикам издержек на постройку сетей (объектов) газо- и электроснабжения.

Но ни правительство Юлии Тимошенко, ни правительство Николая Азарова порядки такой компенсации так и не утвердили. Закон не выполняется, поручения премьер-министра не выполняются. Можно ли при таком положении вещей победить кризис?

В сложившихся условиях власть должна действовать одновременно административными и рыночными методами. Так, одним из административных методов могло бы стать ужесточение ответственности собственников земельных участков, так называемых “заборов” и замороженных объектов (кстати, в Киеве и Киевской области таких объектов уже расхватали столько, что хватит на 20-летнюю программу активного строительства) за выполнение инвестобязательств.

В случае же грубого нарушения договорных условий — передавать земли другим застройщикам. Рыночными методами власти могли бы стать вложение в проект 25-30% бюджетных средств, совместная с инвестором достройка объектов и либо продажа по рыночной цене инвестору своей доли, либо эксплуатация таких объектов для наполнения бюджета.

Если нет государственного или муниципального заказа, власть работает вхолостую, сама себя засыпает “фишками” поручений о дерегуляции, смещает акценты в сторону создания видимости деятельности по мнимому развитию предпринимательства, всевозможных демократий и свобод.

Для решения любых социальных проблем должен быть сформирован бюджет развития территории и населенного пункта. В противном случае, штаты чиновников надо сократить вдвое, ибо власть перерождается в контору по соц­обеспечению, не имеющую влияния на реальную экономику.

Президент Украины, правительство, органы государственной и муниципальной власти всех уровней должны при утверждении бюджетов на 2011 г. обнародовать адресные программы государственного и муниципального заказа на строительство и реконструкцию инфраструктурных и социально значимых объектов: жилья, учреждений образования, медицины, культуры, дорог, мостов и т.д.

Определить приоритеты

Мы сейчас растеряны настолько, что запутались с приоритетами: строим в Киеве железнодорожный мост и мост метро, когда главная проблема города — не железная дорога, а автотранспорт; власти Киевской области объявили о строительстве 269 коттеджных городков из 539 по всей Украине, работы на которых остановились по объективным причинам.

Не коттеджные городки надо сейчас строить, а малоэтажные города, с дошкольными учреждениями и школами, объектами культуры и быта, а самое главное — с рабочими местами.

И это, кстати, хорошая возможность реализовать потенциал Меморандума о сотрудничестве властей Киева и Киевской области (документ подписан в сентябре 2010 г. Александром Поповым, на тот момент первым заместителем председателя КГГА, и Анатолием Присяжнюком, губернатором Киевской области. Ред.).

Необходимо развивать малоэтажное жилищное строительство, которое является одним из инструментов преодоления депрессии в регионах и залогом социального развития. Власть должна бесплатно выделять земельные участки, предоставлять разрешения по упрощенной процедуре, обеспечивать подключение к инженерным сетям.

Установленные в период подъема строительства, ажиотажного и спекулятивного спроса оценки земельных участков уже не соответствуют рыночным ценам.

Поэтому органы управления земельными ресурсами Украины должны провести нормативную денежную оценку земель с учетом влияния мирового финансового кризиса для уменьшения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности.

Власть сейчас как никогда должна консолидироваться с обществом и бизнесом, чтобы организационно поддержать и включиться в реализацию четырех национальных программ в рамках национального приоритета “Новое качество жизни” (см. БИЗНЕС №41 от 11.10.10 г., стр.24-26.Ред.).

Общество уже устало от кризиса, неопределенность только нарастает, оборотные средства предприятий вымыты. Пока именно так выглядит третья кризисная зима. Энергичные действия власти, госзаказ и государственно-частное партнерство — вот способы преодоления рефлекса усталости от кризиса. 

Досье БИЗНЕСа

Иван Салий, председатель наблюдательного совета Ассоциации “Всеукраинский союз производителей строительных материалов”

Родился: 2 ноября 1943 г. в с.Иржавец (Черниговская обл.).

Образование: Киевский политехнический институт, факультет химического машиностроения (1972 г.); кандидат экономических наук.

Карьера: 1975-1982 гг. — инструктор, заведующий отделом, второй секретарь Подольского райкома КПУ (г.Киев); 1983-1990 гг. — первый секретарь Подольского райкома КПУ; в 1990 г. — депутат Верховного Совета Украины; 1990-1992 гг. — председатель Подольского районного совета и райисполкома; 1992-1993 гг. — представитель Президента Украины в г.Киеве (председатель Киевгоргосадминистрации (КГГА)); 1995-1996 гг. — руководитель Контрольной службы Президента Украины, 1996-1997 гг. — советник премьер-министра Украины; 1997-1998 гг. — президент Ассоциации народных депутатов; 1999-2000 гг. — заместитель председателя КГГА; 2000-2002 гг. — народный депутат Украины; 2002-2003 гг. — заместитель председателя КГГА, начальник Главного управления транспорта КГГА; 2003 г. — первый заместитель министра транспорта Украины; 2006-2007 гг. — советник киевского городского головы, и.о. заместителя председателя КГГА; 2007 г. — заместитель министра регионального развития и строительства Украины; с 2007 г. — председатель наблюдательного совета Ассоциации “Всеукраинский союз производителей строительных материалов”.

Семейное положение: женат, двое сыновей, трое внуков.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 03.10.24
Кількість КУА278на 03.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 03.10.24
Кількість ІСІ1815на 03.10.24
Кількість НПФ*53на 03.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24