Вице-президент Франкфуртской биржи — о том, как он намерен возвращать украинских эмитентов

18 липня 2013
Елена Шкарпова, Forbes, 17.07.2013

http://forbes.ua/business/1355403-vice-prezident-frankfurtskoj-birzhi-o-tom-kak-on-nameren-vozvrashchat-ukrainskih-emitentov

Интервью со Штефаном Хёфером

В первом полугодии 2013-го, по данным PricewaterhouseCoopers, на Франкфуртской фондовой бирже состоялось пять IPO на сумму 1,8 млрд евро. По объему привлеченных средств это – второй результат среди европейских площадок после Лондонской биржи (4,3 млрд евро; 38 IPO), но по количеству IPO – лишь шестой.

У украинского бизнеса после бума размещений на Франкфуртской фондовой бирже в 2005-2008 годах остался неприятный осадок. Тогда одиннадцать отечественных компаний разместили свои акции во Франкфурте, но котировки быстро обвалились, и с тех пор так и не восстановились. Яркий пример – компания TMM, капитализация которой при размещении в 2007 году достигла $800 млн. 16 июля 2013-го, по данным Франкфуртской биржи, ТММ стоила $25 млн.

Вице-президент Франкфуртской биржи Штефан Хефер надеется восстановить доверие украинских компаний к немецкой площадке и считает, что гегемонии Варшавской биржи среди эмитентов из нашей страны скоро наступит конец.

– В середине 2000-х Франкфуртская фондовая биржа была достаточно популярной среди украинских компаний, многие проводили IPO...

– Украинские компании не проводили IPO на Фрункфуртской фондовой бирже, они входили в так называемый quotation board (QB), то есть котировочный список. Поясню, что это значит. На Deutsche Boerse, в которую входит Франкфуртская биржа, есть несколько сегментов рынка. Листинговых сегментов три: entry standard (начальный уровень), general standard (общий) и prime standard (премиум). Эти сегменты отличаются уровнем раскрытия информации.

В 2005-2008 годах ни одна украинская компания не проводила листинг ни в одном из этих сегментов. Это были частные размещения, акции включались в котировочный список, где до 2012 года не было практически никаких требований к раскрытию информации эмитентом.

Чтобы попасть в этот список, требовался лишь брокер, который вносил акции компании или ее депозитарные расписки в QB. Однако в прошлом году Deutsche Boerse ужесточила требования к торговому сегменту: теперь в него попадают только компании с листингом, то есть выполнившие все требования ЕС к прозрачности акций компаний, торгуемых на бирже.

– На других биржах – например, Лондонской – есть подобные сегменты рынка?

– Нет. Наше преимущество было в том, что любая иностранная компания могла очень быстро и очень легко попасть на фондовую площадку мирового значения. Но с другой стороны, в котировочном списке не было достаточной ликвидности, потому что инвесторам не хватало информации, они избегали вложений в малоизвестные компании.

– Многие украинские эмитенты недовольны своими размещениями на Франкфуртской бирже: ликвидности ноль, цена бумаг мизерная.

– Украинские компании привели на наш рынок украинские инвестиционные бутики и немецкие банки. Последние занимались в основном административной работой. Украинские компании вышли на площадку, получили деньги от портфельных инвесторов за свои акции, и все – остались без поддержки инвесткомпаний и банков, которые, по идее, должны были торговать их бумагами, сохранять интерес инвесторов к ним.

Котировки сильно упали, объемы торгов мизерные. Ожидания украинских компаний от сотрудничества с Франкфуртской биржей не оправдались. Возможно, для украинских компаний было бы лучше стартовать в одном из листинговых сегментов, которые более привлекательны для инвесторов. Но это требовало крупных денежных затрат и больших усилий.

Неудачей украинских компаний на Франкфуртской бирже воспользовались другие международные биржи, например, Варшавская. Украинские компании осознали важность требований и правил прозрачности для привлечения инвесторов и поддержания ликвидности. Теперь они готовы тратить на это время, силы и деньги. Однако не думаю, что репутация украинского бизнеса на Франкфуртской бирже испорчена, поскольку внимание инвесторов к Quotation Board всегда было невелико.

– Вы приехали в Украину восстанавливать утерянные отношения?

– Я вижу потенциал в украинском бизнесе.

– Как собираетесь убедить украинцев в том, что Франкфуртская биржа – это хорошая альтернатива Лондонской и Варшавской?

– На Лондонской бирже британские и иностранные компании котируются в разных сегментах рынка. Украинская компания может попасть исключительно в IOB (international оrder вook – международная книга заказов). Но эта часть Лондонской биржи на 95% занята крупными российскими компаниями, которые площадка активно привлекала в начале 2000-х, когда решила открыть свой рынок для иностранного бизнеса.

Украинские компании средней капитализации, коих в вашей стране очень много, просто потеряются в Лондоне. А действительно крупных, соизмеримых с российскими промышленными гигантами, в Украине не так много.

Польша должна выполнить директиву ЕС открыть границы для международных инвестиций своим пенсионным фондам – это может произойти уже в ближайшие год-два. В этом случае, я уверен, пенсионные фонды начнут инвестировать за границу с целью диверсификации рисков и продадут некоторые свои украинские вложения. Это окажет негативное давление на капитализацию этих компаний.

Основное наше преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что в отличие от Варшавской и Лондонской бирж, мы не делим компании по географическому признаку. У нас компании входят в отраслевые индексы вне зависимости от их происхождения. Такая маркетинговая стратегия хорошо подходит компаниям с развивающихся рынков, которым не хотелось бы акцентировать внимание на страновых рисках.

Ведь иностранные инвесторы прекрасно осведомлены о рисках, например, Украины, и охотно инвестируют в отраслевые индексы, в которых присутствуют компании из разных стран, нивелируя тем самым макроэкономические риски. Более того: инвесторы вообще редко фокусируются на определенных регионах или странах, их больше интересуют конкретные индустрии и лучшие представители этих отраслей. Вспомните еще и о том, что на сегодня экономика Германии – самая стабильная в Европе, у нас очень хороший инвестиционный климат. Это добавляет очков компаниям, чьи акции котируются в нашей стране.

К тому же, в отличие от Лондона и Варшавы, у нас нет требований по капитализации компании. Мы принимаем всех, кто верит в свои силы и считает правильным провести IPO. Даже небольшие компании востребованы инвесторами – за счет того, что они входят в отраслевые индексы.

– Какие сектора экономики представлены на Франкфуртской бирже?

– В основном потребительские: автомобильный, энергетический, IT, ритейл, финансовые услуги, продукты питания и т.д. Таким образом, для любой листинговой компании есть группа аналогов, с которыми инвесторы могут ее сравнить.

– Украинские эмитенты не потеряются среди немецких, французских и испанских компаний?

– Не думаю. Повторюсь: инвесторы смотрят на страновые риски, но не в меньшей степени для них важны качество компании, ее история и позиция на рынке, investor relations.

– Когда наступит подходящий момент для IPO украинских компаний?

– Сейчас ситуация, конечно, не самая лучшая. Охотнее всего инвесторы покупают долговые инструменты, поэтому в мире активно развивается облигационный сегмент. Бонды проще выпускать, чем проводить IPO, к тому же действие облигаций ограничено во времени. Погасил и забыл. Безусловно, процентные ставки по украинским еврооблигациям выше, чем по бумагам компаний из развитых стран. Это не добавляет очков украинских евробондам.

Мы видим, что инвесторы довольно осторожны и сдержаны. Для успеха на IPO сегодня как никогда необходимы прозрачность, позитивная информация, сильный менеджмент.

– Какие украинские компании, на ваш взгляд, могут выйти на IPO во Франкфурте первыми?

– Сегодня в еntry standard (начальный уровень листингового сегмента) котируются ТММ и «Мрия». Они перешли в этот сегмент из котировочного списка. Несмотря на то, что это очень качественные компании с хорошо выстроенными IR-службами, их депозитарные расписки торгуются не очень активно. Я считаю, что листинг в премиум-сегменте помог бы им привлечь большее число международных инвесторов, а увеличение free float – повысить ликвидность.

– Какие отрасли украинской экономики интересны инвесторам с Франкфуртской биржи?

– Агро, ритейл, банковский сектор, фармацевтика, компании, занимающиеся развитием инфраструктуры.

– Планируете ли вы привлекать помощников для продвижения Франкфуртской биржи на украинском рынке?

– Мы ведем переговоры с несколькими украинскими и немецкими инвестиционными банками.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24