В Украине нет инновационного бума, потому что наука и бизнес говорят на разных языках

20 липня 2009
Виктор Ивченко, "Инвестгазета", №28, 2009

http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26686

Одна из самых главных проблем отечественной экономики - неадекватно низкий уровень внутреннего валового продукта. Украинская экономика выдает «на-гора» всего около 10-20% своих возможностей. Ее сырьевая направленность тормозит рост ВВП. Однако, с другой стороны, это значит, что у нас есть колоссальные резервы для роста. В этом плане Украина находится в более выгодном положении, чем развитые страны, где эффективность использования производственных ресурсов практически на гране их реальных возможностей. С начала года ВВП сократился как минимум на четверть прошлогодних показателей. Хотя справедливости ради надо отметить, что на самом деле снижение объемов производства не настолько критичное. В условиях кризиса многие предприятия останавливаются, но в большинстве своем отечественный бизнес просто уходит в тень.

Мировой кризис - шанс для отечественной экономики. Безусловно, он не будет содействовать ни реализации и поиску новых видов продукции, ни организации новых производств. Однако его позитив в том, что в условиях безальтернативности пути развития событий он заставляет нас мобилизовать все силы и ресурсы. Сейчас самое время заняться организацией масштабных высокотехнологических производств. Главная задача - перейти от донорской финансовой поддержки государством отдельных предприятий и отраслей к созданию привлекательных условий для инвестирования в инновационную деятельность и внедрения инноваций во всех перспективных сферах украинской экономики. У государства особая роль в этом процессе. К примеру, в автомобиле двигатель заводится с помощью стартера. Вот государство и должно стать именно таким стартером, но ни в коем случае не самим двигателем. Если государство начнет что-то куда-то двигать, то мы рискуем вернуться к централизованной экономике. И останется лишь с грустью вспоминать о предыдущих 24 годах, которые потратили на разрушение системы Госплана. Двигателем же новой экономики должны стать инвестиционные компании, а также инновационные технологии и продукты.

Говорим «изобретение», подразумеваем «инновация»

Последние пять лет фактическое финансирование науки государством составляет менее 0,4% ВВП (в то время как ст. 34 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» определяет их на уровне 1,7%). А удельный вес программно-целевого финансирования научных исследований не превышает 10% общих издержек на науку (при законодательно установленных 30%). Тем не менее ежегодно в Украине осуществляется более 60 тыс. научно-технических разработок. В чем же тогда причина технологической отсталости украинского производства? В Украине нет инновационного бума, потому что наука и бизнес в нашей стране говорят на разных языках. Им проще найти общий язык с иностранными партнерами, чем с соотечественниками.

Между изобретением и инновационным продуктом существует огромная пропасть. Чтобы изобретение стало основой инновационного производства, оно должно пройти определенный путь: идея - исследование - производство - реализация. С выведением запутанных формул, графиков и расчетов отечественные ученые справляются «на ура». Но для того чтобы изобретение внедрить в производство, необходимо как минимум составить бизнес-план. Это умеют делать далеко не все ученые. В то же время украинские производители не горят желанием «выбрасывать» оборотные средства на разработку инновационных технологий. Да и времени этот процесс занимает немало. По данным Госкомстата, в 2008 году инновационной деятельностью в промышленности занимались только 13% предприятий. За последние восемь лет около 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественной промышленности, было приобретено за пределами Украины. Таким образом, украинские предприятия финансируют не собственную науку, а фактически спонсируют иностранных изобретателей и инноваторов.

В то же время разработки отечественных ученых охотно покупают за границей. Практически пятая часть научного потенциала Украины работает на иностранные заказы. В сфере технических наук эта часть составляла в 2007 году 24,6%, в секторе отраслевой науки - 27,2%, в институтах Министерства промышленной политики - 41,4%. Однако, продавая иностранным предприятиям свои разработки, украинские ученые (и страна в целом) лишаются авторских прав и львиной доли заработков. Ведь главным образом доход приносит прибавочная стоимость, созданная в результате инновационной деятельности.

Не надо наступать на одни и те же грабли

В мире разработки внедряются в инновационное производство через технологические парки. Однако в Украине это словосочетание ассоциируется чаще с коррупцией. Идея технопарков у нас была просто дискредитирована. Из восьми созданных технопарков похвастаться реальными результатами могут не больше трех. Основной причиной было то, что через них государство финансировало отдельные предприятия и отрасли. В большинстве же своем технопарки фактически стали не механизмом внедрения изобретений в народное хозяйство, а схемами отмывания денег.

В мировой практике существует такое понятие, как кластер. Главным его отличием от технопарка является то, что он значительно шире по составу участников и его работа не предполагает для них особых преференций. Сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в рамках кластера. Классическим примером технологического кластера является Силиконовая долина в Калифорнии (США).

Кластер максимально использует рыночный механизм и финансовые инструменты для организации производства инновационной продукции. При этом задача государства сводится в основном к налаживанию доверия и коммуникаций как между компаниями, так и во взаимоотношениях бизнеса с органами власти.

Межкластерные отношения

Еще одна причина столь плачевного состояния отечественной инновационной сферы заключается в отсутствии четких приоритетов. Научные разработки в Украине еще далеки от потребностей реального сектора экономики. Основными направлениями в инновационной деятельности должны стать стратегические сферы: агропереработка, современное машиностроение, аэрокосмическая отрасль. Но на первое место я бы поставил развитие транзитного потенциала Украины. Возобновление активного использования речных и морских транспортных артерий даст хороший толчок для многих отраслей: судостроения, металлургии, развития автодорог, припортовых строений и т. д.

К примеру, в национальных рамках кластера «Развитие транзитного потенциала Украины», который сейчас создается, предполагается развитие не только Одесского транспортно-производственного узла, но и всей тран-спортной системы Украины. Развитие транспорта станет локомотивом возрождения края, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. А Одессу этот кластер сделает транспортной столицей инновационной Украины.

Переговоры по внедрению этого проекта уже ведутся с передовыми отечественными и европейскими учеными. Кроме того, в Украине в стадии формирования еще три национальных инновационных кластера. Один из них - «Новые продукты питания» в Киевской области. Этот кластер будет заниматься высокотехнологическим развитием сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. «Новые материалы» в Харькове - это вопросы усовершенствования химических технологий, развития биохимии. «Новые машины» в Днепропетровске будут заниматься инновациями в машиностроении.

И несколько слов о финансировании инновационных кластеров. Я не считаю, что это должно происходить за счет госбюджета. Такая схема ни к чему хорошему не привела. Финансирование проектов главным образом должно осуществляться через венчурные фонды с незначительным участием государства, которое должно выступать в роли не главного акционера, а в качестве гаранта надежности частных инвестиций. Задача государства - обеспечить благоприятные и стабильные условия инновационной деятельности. Кроме того, в такие кластеры могли бы инвестировать не только бизнесмены. С осени прошлого года украинские вкладчики сняли со своих депозитов в банках до $60 млрд. Эти деньги и есть основной инвестиционный ресурс инновационного развития украинской экономики. Однако запустить данный механизм можно только при наличии нормально функционирующего фондового рынка. Биржевые котировки могли бы свидетельствовать о надежности инвестиций в те или иные инновационные предприятия.

Как мне видится, только при этих условиях в Украине могут появиться реальные признаки инновационного бума, и тогда наука и бизнес заговорят, наконец-то, на одном языке.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 26.11.24
Кількість КУА278на 26.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 26.11.24
Кількість ІСІ1819на 26.11.24
Кількість НПФ*53на 26.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24