Уступка уступке рознь

14 липня 2009
Александр Гончаренко, "Експерт", №27, 2009

http://expert.ua/articles/7/0/7004/

Правительство хочет добиться от МВФ разрешения печатать деньги в бОльшем объеме. Без этого, а также без очередной порции кредита, Кабинет министров не сможет выполнить взятые на себя социальные обязательства

Переговоры с миссией Международного валютного фонда о предоставлении Украине третьего транша кредита stand-by на 3,2 млрд долларов дались правительству очень непросто. В прошлую среду Кабинет министров утвердил письмо-намерение к МВФ, а после заседания Юлия Тимошенко обвинила президента в том, что он усложняет процесс переговоров. «Письмо-намерение — это важный документ, который разрабатывался несколько недель. Он позволит привлечь в финансовый оборот Украины валютные средства, необходимые для стабильности гривни», — объяснила премьер-министр. И подчеркнула, что при составлении таких писем сторона-заемщик старается взять на себя минимум обязательств, а президент только добавляет их, из-за чего переговоры затягиваются. В секретариате президента такое заявление Тимошенко объяснили ее нервозностью на фоне сложных переговоров.


Транш условностей

«МВФ обеспокоен вопросом, способна ли Украина выполнять свои обязательства. Миссия фонда не до конца понимает ситуацию в парламенте вокруг социальных выплат. Шальная идея Партии регионов резко поднять прожиточный минимум только пугает МВФ. Непонятна ему и ситуация на газовом рынке, финансовое состояние НАК «Нафтогаз України», — объясняет директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Еще одна претензия МВФ к Украине — желание сохранить тринадцатипроцентную надбавку к пошлине на товары некритического импорта. В прошлую среду парламентский комитет по налоговой и таможенной политике одобрил законопроект Сергея Терехина о продлении действия надбавки до сентября этого года, несмотря на возмущение торговых партнеров нашей страны.

Но даже в таких условиях фонд готов идти на значительные уступки нам: текст очередного соглашения между МВФ и Украиной может оказаться беспрецедентным. Главная уступка — фонд согласился на просьбу Кабмина напрямую профинансировать дефицит украинского бюджета. Первый транш кредита stand-by в октябре 2008 года был зачислен в резервы Нацбанка для поддержания платежного баланса, тогда как из второго транша более половины средств были направлены в бюджет. Так же, по словам Тимошенко, будет распределена и третья порция кредита. Она поможет правительству обслуживать государственный долг, что станет непрямой поддержкой фонда платежного баланса Украины.

Миссия в свою очередь настаивает на том, чтобы «Нафтогаз» не привлекал кредиты для закачки газа в случае сохранения нынешних цен на топливо для населения и теплокоммунэнерго. В списке ее требований — повышение цен на коммунальные услуги и сокращение дотаций теплокоммунэнерго. Фонд не хочет, чтобы за счет его кредита Украина спасала НАК, хотя и выступает против официального банкротства погрязшей в долгах компании. Это и усложнило переговоры, ведь премьер-министр не заинтересована в скорейшей реорганизации «Нафтогаза» и повышении тарифов. «Даже если правительство реформирует НАК, его деятельность останется убыточной. А МВФ обеспокоен не столько реформой компании, сколько приведением тарифов к экономически обоснованному уровню. Миссия настаивает на двукратном или трехкратном повышении цен на газ для населения», — заявил «Эксперту» народный депутат от БЮТ, член Временной следственной комиссии по вопросам расследования функционирования газотранспортной системы Украины и обеспечения газом потребителей в 2008–2009 годах Сергей Пашинский. По его словам, правительство считает, что повышать тарифы нужно поэтапно, после внедрения системы дотирования малообеспеченных семей.

Между тем МВФ пока отказывается снимать свое условие об ограничении финансирования НАК «Нафтогаз України» из бюджета. Если миссия настоит на своем, реорганизация НАКа станет единственной важной реформой под диктовку фонда — другие реформы, предусмотренные в предыдущих меморандумах, реализованы не были.

Правительство и МВФ не договорились и о пересмотре макроэкономических прогнозов. Кабмин в своем письме пообещал удержать инфляцию в пределах 13% (ранее в меморандуме шла речь о 16% по итогам 2009-го). А эксперты фонда прогнозируют, что в этом году потребительские цены в Украине вырастут на 18%. Кроме того, правительство настаивает на увеличении предельного дефицита бюджета до пяти процентов ВВП. В связи с этим может возрасти и допустимый объем денежной эмиссии. Вопрос бюджета — один из ключевых для Юлии Тимошенко, постоянно пытающейся убедить общественность, что государственная казна наполняется с небольшим профицитом.


Бюджетное откровение

На самом деле первое полугодие для системы государственных финансов было очень трудным. Еле-еле свели концы с концами только благодаря отказу от большинства инвестиционных расходов. Часть защищенных статей издержек (финансирование Евро-2012, аварийный ремонт труб и др. — всего около 60% всех запланированных в бюджете расходов) Министерство финансов попросту перенесло на второе полугодие.

С доходами всё наоборот: что можно было привлечь, правительство собрало в январе-июне. За первые пять месяцев 2009 года в общий фонд государственного бюджета поступило 62,47 млрд гривен, что на 13,6% (или 8,533 млрд гривен) меньше чем в январе-мае 2008-го. С учетом почти пятнадцатипроцентной годовой инфляции можно констатировать: реальные поступления снизились более чем на четверть. В прошлом месяце ситуация ухудшилась — к 25 июня в казну было собрано около пяти миллиардов гривен, при этом Государственная налоговая администрация показала отрицательное сальдо поступлений (заявки на возмещение НДС превысили сбор налогов).

Почти все бюджетные расходы, если не учитывать затраты на помощь НАК «Нафтогаз України» и рекапитализацию банков, в первом полугодии этого года были направлены на социальные цели, выплату зарплат и оплату коммунальных услуг. Все инвестиционные программы и капитальные затраты, кроме Евро-2012, заморожены. Такие расходы, как увеличение капиталов госбанков и НАК «Нафтогаз України», национализация проблемных банков, финансируются за счет эмиссии облигаций внутреннего государственного займа, то есть, по сути, за счет печатного станка НБУ.

Специалисты Минфина предрекают, что уже в августе правительство не сможет профинансировать защищенные расходы бюджета в полном объеме, если не получит очередной транш кредита от МВФ. С другой стороны, секвестр бюджета накануне президентских выборов сродни признанию в менеджерской несостоятельности. Юлия Тимошенко оказалась меж двух огней — она не может согласиться с требованиями фонда и повысить цены на газ, и в то же время ей не удается обеспечить выполнение бюджета без денег МВФ или каких-либо других внешних кредиторов.

По информации «Эксперта», последние несколько месяцев работа Минфина прошла под лозунгом «ищем деньги». Сегодня ведомство под руководством и. о. министра финансов Игоря Уманского пытается расширить доходную часть госбюджета за счет всех доступных источников: повышения транспортного сбора, акцизов на табак, алкоголь и пиво. Предпринимаются и попытки увеличить поступления от приватизации (на прошлой неделе на продажу выставлен Одесский припортовый завод), продажи земли (за полгода ее продано на два миллиарда гривен), военного имущества, собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций, введения новых налогов и сборов (в частности, обсуждается внедрение налога на недвижимость). Однако потенциал новых источников финансирования ограничен: правительство столкнулось с неразрешимыми противоречиями во время подготовки проекта бюджета на 2010 год. Наступит момент, когда оно больше не сможет скрывать реальное состояние дел в бюджетной сфере. Не исключено, что прогноз налоговых поступлений в 2010 году придется уменьшить на 30%.


Новая волна

Несмотря на некоторые симптомы улучшения (небольшой приток депозитов, стабилизация курса гривни, незначительное заполнение товарных складов импортерами) состояние отечественной экономики остается тяжелым. Фискальный кризис и необходимость платить по долгам не сулят ничего хорошего курсу гривни. «Сомневаюсь, что кредит фонда способен снизить риски отечественной экономики, в частности, решить проблему плохих кредитов и больших внешних долгов предприятий. Пока не ясно, как Украине удастся избежать давления выплат по долгам на валютный рынок», — говорит президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. До конца года отечественные компании и банки должны выплатить иностранцам более 13 млрд долларов, а Минфину предстоит погасить еврооблигации на 500 млрд долларов. К досрочному выкупу могут предъявить свои бумаги держатели облигаций на 768 млн швейцарских франков. При этом пик выплат придется на сентябрь.

«До восстановления внешнего спроса на ключевые товары украинского экспорта говорить об улучшении ситуации преждевременно. Однако кредит МВФ поможет государству своевременно рассчитываться по собственным обязательствам и обеспечит приток валюты в страну. Тем самым он поддержит доверие к частному сектору в Украине и к Украине как государству в целом», — считает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Он прогнозирует, что кредит МВФ едва ли спасет гривню от нового витка девальвации. «Осенью гривня ослабнет, однако не так сильно, как в прошлом году. С одной стороны люди уже знакомы с резкой девальвацией и не станут так же рьяно скупать валюту. По сравнению с 2008-м доходы и сбережения населения уменьшились, и сегодня денег на покупку долларов у них осталось не так много», — говорит Александр Жолудь. По прогнозам опрошенных «Экспертом» аналитиков, даже при благоприятном стечении обстоятельств курс гривни к концу года может снизиться до восьми гривен за доллар. В худшем случае доллар подорожает до девяти-десяти гривен.

По мнению Жалило, курс гривни будет зависеть от регулирования валютного рынка Нацбанком. При этом обязательства, взятые в погоне за третьим траншем, подвергнут экономику большим рискам. «Либерализация валютного рынка приведет к значительным курсовым колебаниям и негативно отразится на экономике. Навредить может и требование МВФ об ужесточении политики рефинансирования Нацбанком коммерческих фининститутов», — предупреждает Ярослав Жалило.

Впрочем, главным дестабилизирующим фактором для экономики станут президентские выборы, которым будут предшествовать популистские решения и политические конфликты. В результате большинство требований нового меморандума с МВФ не будут выполнены, и политические оппоненты Юлии Тимошенко сделают все, чтобы подчеркнуть ее необязательность на международной арене.


Нелогичный бюджет
Ирина Щербина, генеральный директор Института бюджета и социально-экономических исследований:
— Уже осенью, по итогам девяти месяцев, госбюджет придется пересмотреть: уменьшить расходы или изыскать новые источники финансирования дефицита. О каких именно суммах идет речь, сказать сложно, поскольку информация о бюджете засекречена. Однако не стоит сгущать краски — без третьего транша кредита МВФ дефолт не произойдет. До конца 2009-го правительство сможет рассчитываться по своим внешним долгам, хотя перспективы бюджета следующего года непонятны. В этой связи попытки премьер-министра провести реформу межбюджетных отношений уже в 2010-м выглядят нелогичными. В предложенной Кабмином новой редакции Бюджетного кодекса много правильных норм, таких как формирование сельских бюджетов напрямую в госбюджете.

Но без административно-территориальной реформы, которая укрупнила бы местные бюджеты и объединила их вокруг центров экономического роста, бюджетная реформа бессмысленна. Селам она ничего не даст.

Чтобы не получить нагоняй
Валерий Гладкий, генеральный директор аналитического центра «Бюро экономических и социальных технологий» (БЭСТ):
— Готовность миссии МВФ идти на уступки Юлии Тимошенко вполне объяснима. Если фонд проявит категоричность в вопросе бюджетной поддержки НАК «Нафтогаз України», наша страна окажется на грани дефолта. Из двух зол — уступок Кабмину в нарушение основных своих принципов или дефолта Украины — МВФ, похоже, выбирает первое. Функционеры фонда банально не хотят получить нагоняй от своего руководства в случае провала программы stand-by.

По сравнению с ситуацией десятилетней давности МВФ существенно изменил свои принципы: раньше он не кредитовал бюджетный дефицит государства. Сегодня фонд принимает во внимание, что и США не следуют той идеологии, которая существовала 10–20 лет назад. Роль МВФ на международной арене может измениться. Он станет неким арбитром, неявным регулятором финансовых рынков, с претензией на независимый статус. При этом важно помнить, что фонд фактически является кредитным союзом, и решающая роль в нем принадлежит США как основному акционеру.

Сегодня складывается впечатление, что МВФ не замечает провалы Кабмина: правительство толком не выполнило ни одно из взятых на себя обязательств, не отменило надбавку к импортной пошлине, провалило программу рекапитализации банков и продолжает финансировать скрытый дефицит бюджета за счет эмиссии.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 26.11.24
Кількість КУА278на 26.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 26.11.24
Кількість ІСІ1819на 26.11.24
Кількість НПФ*53на 26.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24