Урезая расходы
Директор Киевской школы экономики (KSE) Том Купе о том, как экономить на расходах без вреда для репутации
Еще недавно у компаний были деньги на большие инвестиционные проекты, щедрые бонусы и корпоративные семинары в экзотических местах. Сегодня новым модным словосочетанием стало «урезание расходов». И действительно: все больше и больше компаний готовятся к масштабной рецессии, а ожидание (и созерцание) падающего спроса толкает многих менеджеров к раздумьям о том, как сэкономить на своих расходах.
Разные компании выбрали разные стратегии. «ИСД», к примеру, объявил о своих планах снизить количество своих сотрудников до 20 тыс. Ринат Ахметов, говорят, сделал залог, чтобы любой ценой избежать приостановки производства. Некоторые компании сократили продолжительность своей рабочей недели, другие - урезали зарплаты своим сотрудникам. А третьи отказались от своих планов провести тренинги для персонала, решили переехать в более дешевые офисы, а также отменили свои спонсорские проекты и инициативы по социальной ответственности бизнеса.
Определенное урезание расходов имеет смысл - некоторое время назад многие руководители, вероятно, были слишком оптимистичны. А вместе с тем - и слишком щедры в своих тратах. Но сейчас появилась опасность, что компании становятся чрезмерно пессимистичными. Урезают свои расходы неразумно и утрируют свои попытки реструктуризировать свои организации. Такая паническая реакция опасна. Ведь урезание расходов имеет лавинообразный эффект: если одна компания урезает расходы, другая видит падение спроса на свою продукцию и, конечно же, также начинает сокращать свои траты. В итоге оказывается, что все мы замкнуты на пророчестве - если у большого количества людей начнется паника в ожидании того, что экономика собирается «тяжело приземлиться», и из-за этого начинают слишком урезать свои расходы, то «приземление» будет тяжелее, чем могло бы быть.
Как же в таком случае можно урезать свои расходы разумно? Кто-то скажет, что все зависит от специфики ситуации в каждой конкретной компании - довод, который, несомненно, имеет долю правды. И, тем не менее, экономическая теория и экономические исследования могут дать несколько общих советов.
Во-первых, во время экономического спада ожидаемый уровень прибыли должен быть ниже для каждого - «жертву» должны принести не только сотрудники, но и собственники. Пытаться удержать доход на докризисном уровне и при прежних расходах, очевидно, не очень мудро. Безусловно, те, кто предоставляют капитал, должны быть вознаграждены разумным уровнем дохода на инвестицию, но и сотрудники, и руководство компании должны подстроить свои ожидания под новые обстоятельства.
Во-вторых, массовое снижение зарплат (к примеру, когда каждому нужно снизить зарплату на 10%) - также не очень разумно. Ведь для менеджера, который зарабатывает $5 тыс. в месяц, снижение зарплаты на $550, а не на $500 будет иметь небольшую разницу. Но вот для того, кто зарабатывает $500, снижение зарплаты на $50 будет означать огромную разницу в уровне его доходов, и станет сигналом к тому, чтобы начать искать себе новую работу. Таким образом, высокие зарплаты стоит урезать больше не только в абсолютном, но и в реальном измерении.
В-третьих, важно донесение информации о сокращениях: исследование показало, что финансовые рынки менее негативно реагируют на решении компании о сокращениях, если это решение представлено вместе с четкой стратегией о том, как помочь компании двигаться вперед. Точно так же и четкие планы, и конкретное донесение информации внушат подчиненным больше доверия в том, что они не станут жертвой следующей волны сокращений. Из этих же соображений лучше провести одну большую реструктуризацию, чем много следующих одна за одной маленьких.
И наконец, нужно продолжать думать о долгосрочной перспективе. У многих фирм, к примеру, есть много «скрытых», неподписанных контрактов со своими сотрудниками, поставщиками и клиентами. И часто услуги клиентам предоставляются даже прежде, чем формальный контракт подписан. А работодатель «скрыто» обещает хорошие условия для работы. Но, внезапно столкнувшись с изменившимся бизнес-климатом, кто-то может разорвать эти «скрытые» контракты, кто-то может переехать в меньший по размерам и менее привлекательный офис или закончить отношения с поставщиком без компенсации последнему уже произведенных услуг. Как результат, он сократит расходы. Но вместе с тем - потеряет репутацию. Репутацию, которую впоследствии все же придется восстанавливать (в том числе и платить за нее).
Другими словами, проведенное аккуратно урезание расходов сэкономит деньги компании и вернет экономику обратно, на путь нормального роста. Но проведенное резко и неуклюже это урезание может стать очень дорогостоящим - как для компании, так и для экономики.
http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26092
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |