Уничтожит ли интернет фондовый рынок?

19 листопада 2013
Джефф Штибель, Superinvestor.ru,ноябрь 2013 года

 http://superinvestor.ru/
 
В августе этого года работа фондовой биржи NASDAQ была парализована в течение трех часов из-за сбоя в системе программного обеспечения биржи. Крупнейший рынок производных финансовых инструментов Европы также на час приостановил свою работу из-за технического сбоя. В эпоху смартфонов и вайфая легко забыть, что интернет стал возможен благодаря физической инфраструктуре. Массивные серверы, расположенные в небоскребах, трансокеанские оптоволоконные кабели, а также миллионы роутеров и коммуникационных устройств трансформировали не только способ нашего общения, но и практически все аспекты современного общества.

Во многом это к лучшему. Однако наша растущая зависимость от этой обширной сети означает, что мы должны признавать ограничения интернета, а также те последствия, которые могут наступить в случае выхода за эти ограничения. На перепутье оказался и финансовый рынок.

Изначально предполагалось, что рынок будет долгосрочным инструментом, с помощью которого компании смогут привлекать средства, а инвесторы – пожинать плоды размещения капитала в акциях этих компаний. В долгосрочной перспективе рынки эффективны и, как правило, растут.  Однако в краткосрочной перспективе происходят флуктуации, на которых спекулируют трейдеры.

Краткосрочный трейдинг равнозначен легализации гемблинга. Несмотря на то, что зародился он вместе с фондовым рынком, в XXI веке краткосрочный трейдинг попал под влияние интернет-технологий и приобрел невиданный масштаб. Высокочастотные трейдеры используют сложные алгоритмы, чтобы использовать в своих интересах микроразличия в рыночных ценах, которые происходят в течение каких-то секунд и миллисекунд.  Победители в этой новой рыночной игре определяются не только изощренными алгоритмами, но и быстродействием оборудования, которое обеспечивает доступ к информации. Этот процесс уже стал очень быстрым – новость о событии поступает в компьютерную сеть трейдера за доли секунды. Однако разница между распознаванием этой информации и реагированием на нее, которая исчисляется наносекундами, может означать миллиардные прибыли или убытки. Эти доли секунды настолько важны, что некоторые трейдеры пускаются на различные ухищрения, чтобы увеличить скорость доступа к этой информации. Кто-то приобретает выделенные каналы интернета, а некоторые переносят свои компьютерные сети поближе к дата-центрам фондовой биржи и новостных ресурсов, платя сотни миллионов долларов за прямой доступ.

Фондовый рынок задумывался как долгосрочная система. Применение подобных краткосрочных тактик сопряжено с большим риском, особенно при той скорости, с которой мы сегодня движемся. Рациональное решение – ограничить количество операций с одной акцией, которые может совершить отдельный трейдер или группа трейдеров. Однако эта идея почему-то никого не привлекает.

Всякий раз, когда сеть проходит через контрольную точку, возможны два сценария. Чаще всего сеть погибает. Однако у тех систем, которые полагаются на существующую инфраструктуру сети, дела, как правило, идут лучше.  Фондовый рынок – именно такая система. Пока мы следим за тем, чтобы рынками никто не “злоупотреблял”, они будут становиться сильнее и эффективнее. Парадокс заключается в следующем: для того чтобы этого добиться, мы должны “замедлить” систему. Только тогда она будет работать с максимальной эффективностью.

 Джефф Штибель, председатель компании Dun & Bradstreet Credibility Corp.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 01.10.24
Кількість КУА278на 01.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 01.10.24
Кількість ІСІ1815на 01.10.24
Кількість НПФ*53на 01.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24