Украину продолжает лихорадить

18 вересня 2008
Ольга Джелебова, «Дело»

 Продолжающийся кризис стал самым серъезным после дефолта 1998 года. Вчера ситуация на мировых торговых площадках немного улучшилась. Упали только индексы восточно-европейские бирж.

 Америка послала положительный сигнал для мировых фондовых рынков. Федеральная резервная система США решила спасти крупнейшую страховую компанию AIG. Страховщик получит от американского правительства заем на два года в размере 85 миллиардов долларов. Правда, в ответ на такую помощь страховщики предоставляют в управление правительству США 79,9% собственных акций. Эта новость моментально откорректировала фондовые индексы страны. Фьючерсы на американские индексы, торговавшиеся с утра около нулевой отметки, медленно пошли в рост. Dow Jones поднялся на 1,3% — до 11 059 пунктов. Индекс широкого рынка S&P 500 также увеличился на 1,75% — до 1214 пунктов. Nasdaq же укрепился на 1,28% — на отметке 2208 пунктов.

 Европа
 Новость о государственной поддержке страховой AIG отразилась и на европейских рынках. В результате французский CAC 40 вырос на 0,92% — до 4125,09 пункта, а швейцарский SMI — на 0,91%, достигнув 6794,2 пункта. Торговая сессия началась в плюсе для компаний финансового сектора. Акции швейцарского банка UBS AG и французского инвестиционного банка Natixis SA подорожали на 9,9 и 6,4% соответственно. Удачно сложились торги для английского банка Barclays Plc. Сообщение о приобретении Barclays ряда активов разорившегося американского инвестиционного банка Lehman Brothers на сумму 1,75 миллиарда долларов повысило стоимость бумаг финструктуры на 7,1%.

 Азия
 События на американском континенте нашли свой отголосок и на азиатских фондах. В итоге торги на биржах Азии завершились с разными показателями. После стремительного падения во вторник часть биржевых индексов вчера пошла вверх. Наиболее успешными торги оказались для бирж Японии, Южной Кореи, Индонезии и Филиппин. Вчерашний торговый день завершился для них в плюсе. Лидировал по росту южнокорейский рынок, ведущий индекс которого KOSPI вырос на 38 пунктов — +2,7% — и достиг 1425,26 пункта. Лидерами роста среди компаний оказались акции, задействованные в секторе высоких технологий. Тут котировки производителя полупроводников и микросхем Hynix Semiconductor подскочили на 9,94%, а LG Electronics — на 5,82%. Торги в Японии завершились ростом индекса Nikkei на 140,07 пункта (+1,21%) — до 11749,79 пункта. При этом в ходе торговой сессии рост ведущего японского индекса достигал 2,1%.

 Менее оптимистично закончился биржевой день в Китае. По итогам вчерашних торгов китайский индекс Shanghai Composite упал на 3,57% — до 1929,14 пункта, а гонконгский Hang Seng — на 3,63% — до 17 637,19 пункта. Больше других в цене потеряли акции банковского сектора. Так, акции банка China Merchants Bank Co. подешевели на 7,4%.

Россия
Утренние торги на российских рынках открылись скачком вверх. Свою роль тут сыграла определенная стабилизация на рынках США накануне. Однако утренний тренд сменил направление, и российские индексы поползли вниз. Давление фактора дефицита рублевой ликвидности вновь вынудило игроков рынка продавать бумаги. Как следствие, индекс РТС спикировал ниже 1100 пунктов, индекс ММВБ упал на 9%. Российский фондовый рынок мог бы упасть сильнее, но Федеральная служба по финансовым рынкам приостановила торги, которые были возобновлены лишь через 4 часа. Больше остальных в цене потеряли акции российских банков. Обыкновенные бумаги Сбербанка и ВТБ потеряли в стоимости 26 и 15,74% соответственно. К середине дня они стоили в два раза меньше, чем неделей ранее. С целью стабилизации ситуации российское правительство объявило об увеличении сроков и лимитов размещения свободных казначейских средств на счетах банков. Так Сбербанк сможет привлечь на свои счета 754,2 миллиарда рублей, банк ВТБ — 268,5 миллиарда, а «Газпромбанк» — 103,9 миллиарда.

Украина
Несмотря на позитивные тенденции, наметившиеся вчера на фондовой бирже ПФТС в начале торговой сессии, котировки украинских акций вновь продолжали падать. Значительную роль здесь сыграл внешний фактор, а именно — обвал котировок на российской бирже. Уже утром котировки лишь 2% бумаг приобрели в росте. В то же время 85% бумаг потеряли в цене. Однако после денежных вливаний российского правительста в финансовый сектор страны индекс ПФТС пополз вверх. Это помогло ему закончить день с позитивным результатом роста на 1,08%, преодолев негативную тенденцию последних недель.

В чем похожи и в чем различны финансовые кризисы 1998 и 2008 годов?

Александр Савченко
заместитель главы НБУ
В 1998 году кризис пришел в Украину из России, которая не смогла расплатиться перед кредиторами. По инерции кредиторы и иностранные инвесторы стали уводить свои капиталы и из Украины, которая все же сумела реструктуризировать свои долги на государственном уровне.
Сегодняшний кризис на фондовом рынке Украины связан, главным образом, с кризисом на финансовых и денежных рынках США и Европы.
Отличие же между кризисами большое. Если тогда у нас по существу не было фондового рынка, то сейчас мы говорим о больших и реальных величинах — десятках миллиардов долларов, реальных корпорациях и, к сожалению, пусть еще не больших но реальных инвестициях средних украинцев. Из кризиса выйдут не все, а кому это удастся — со значительными потерями.
В 1998 году Украину спас плавающий курс гривни к доллару. Большая девальвация спасла Украину от дефолта и дала мощный толчок к экспорту и внутреннему производству. Кстати, именно после кризиса начался экономический рост.
К сожалению, кроме плавающего курса, в Украине и сейчас нет инструментов по оживлению фондового рынка. Инфраструктура фондового рынка застыла на уровне 10-летней давности. И мы сильно отстаем лет на 5-6 даже от Казахстана. Поэтому при хороших темпах экономики имеем самое глубокое падение фондового рынка в мире. Сейчас нужно срочно провести анализ этой критической ситуации с участием Кабмина, НБУ и других регуляторов. Без участия государства даже возврат на былые позиции займет не один год.

Сергей Оксанич
президент ОАО «КИНТО»
Кризис 1998 года пришел в Украину из России. Тогда падение рынков началось в Юго-Восточной Азии и докатилось до нас. Острое падение финансового рынка в последние месяцы также связано с резким падением российского фондового рынка после событий в Грузии. Но у нас он не получил такого развития, что дает надежду. Но то, что он начался на мировой фондовой площадке — в США, — делает его более глобальным. Насколько он глобален для Украины, можно будет сказать, когда он закончится.
Тогда, в 1998 году, мы начали более активно заниматься деятельностью, которая напрямую связана с биржевой торговлей, развивали сектор слияний-поглощений. Это позволило нам пройти тот сложный период.
Как действовать сейчас, нам подскажет сама ситуация. То, что кризис глобальный, означает, что он должен скорее пройти. По самым пессимистическим ожиданиям, он будет длиться еще год. Значит, будем год работать в кризисе, готовиться к подъему. Будем покупать обесцененные акции, ждать, когда рынок пойдет вверх.
Вадим Гриб
председатель правления группы компаний «ТЕКТ»
В 1998 году 70% украинской экономики зависело от России. А сегодня мы в большей степени зависим от мировой экономики. Сегодня украинский рынок коррелирует и с западным рынком, и с российским. Поэтому падение индексов в США незамедлительно влияет на индекс ПФТС. Поэтому смело можно сказать, что в 1998 году был больше экономический кризис, но никак не финансовый.
Сегодня на финансовом рынке — большая доля иностранных инвестиций. В денежном исчислении это около 5 миллиардов долларов. Они первыми начали сбрасывать ценные бумаги, чем и обвалили ПФТС. В этом и есть качественное отличие сегодняшнего кризиса от дефолта 1998 года.
Могу сказать одно — глобальный финансовый кризис имеет и положительные стороны. Потому что, чем будет хуже, тем быстрее будет подъем. Украинский рынок — неликвидный и узконаправленный. И такая встряска должна подтолкнуть его к качественным изменениям.

Анатолий Отченаш
президент финансовой группы «Автоальянс»
Сегодняшний финансовый кризис — более обширный. В 1998 году был микроинфаркт, а сегодня речь идет о глобальном мировом кризисе — из него будет сложнее выйти.
В 1998 году в Украине действовал рынок сертификатных аукционов — он давал собственные доходы украинскому рынку и не был связан с поведением мировых рынков. Тогда речь шла о продаже наших приватизационных объектов и можно было работать на них. Десять лет назад наша увлеченность и зависимость от того, что происходит на мировых финансовых площадках, было гораздо меньше, чем сегодня.
Действия государства и тогда, и сейчас минимальны — это очень плохо. В подобной ситуации необходимо привлечение средств из национальных резервных систем. Свои собственные запасы, если они есть, позволяют пережить кризис. Сейчас наша компания собирает инвестиционные пулы под проекты, которые контролируем, где мы знаем, какая есть норма прибыльности, а также анализируем рынок: будет ли он в состоянии «съесть» эти проекты, избирательно подходим к их реализации. Думаю, чтобы ситуация выравнялась, понадобится года три — и это самые оптимистичные ожидания.
Игорь Мазепа
генеральный директор ИК «Конкорд Капитал»
Кризисы 1998 и 2008 годов похожи по сути — это существенное понижение котировок, полное отсутствие ликвидности, отсутствие доверия на рынке. Но, по своей природе, они совершенно разные. Кризис 1998 года зародился и пришел к нам из России. Сейчас же мы говорим о распространении глобального кризиса. Сейчас ситуация похожа на кризис 2001 года — кризис одного сектора экономики США привел к таким серьезным последствиям.
На сегодня существует другая опасность — в прошлом году начал зарождаться класс среднего украинца-инвестора. Кризис же приведет к недоверию к фондовому рынку, и пройдут годы, прежде чем вернется это доверие. В сложившейся ситуации уменьшение расходов — самое первое и самое простое, к чему могут прибегнуть операторы рынка. Второй шаг — поиск нестандартных решений как с точки зрения продуктов, так и с точки зрения продажи этих продуктов. Операторы рынка прибегали и будут к этому прибегать. Украинскому рынку помогут сейчас инфраструктурные вещи, которые будут ориентированы на привлечение долгосрочной ликвидности. Если последние 2-3 недели рынком двигала паника, то в ближайшее время мы увидим, как рынком будет двигать жадность. Самые главные вопросы на сегодняшний день — ликвидности и наличия ресурсов для покупки.
Эрик Найман
начальник отдела выпуска финансовых инструментов Укрсоцбанка
На самом деле пик финансового кризиса был в 1997 году, а дно — в 1999 году. При таком затяжном кризисе рынок упал в 14 раз. Сейчас индекс падения — 3,5 раза. Отсюда можно сделать вывод: либо еще падать и падать, либо, что более вероятно, масштаб кризиса будет несопоставим с тем, что было в 1998 году. Тогда главной причиной кризиса стали проблемные государственные финансы. Это в первую очередь девальвация национальной валюты, жесткий экономический кризис и очень маленькие валютные резервы, с которыми Нацбанк не мог противостоять девальвации. Сейчас макроэкономическая ситуация в стране лучше. Плюс появился новый класс бизнеса, предприятия стали частными и работают стабильно, а валютные резервы Нацбанка высокие, поэтому причин для такого провала, как тогда, нет.
В 1998 году украинскому финансовому рынку из кризиса помогла выйти макроэкономическая стабилизация. Компании резко сокращали затраты — это главная мера. Восстановление заняло в среднем 4 года. Сейчас задача номер один для украинских компаний — снижать затраты. Нужно начинать работать над инфраструктурой, потому что с 1998 года она улучшилась незначительно. Иностранцы не понимают, как существует фондовый рынок и работает ПФТС при таком техническом обеспечении.

Ольга Джелебова, «Дело»
http://delo.ua/news/87143/

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 02.07.24
Кількість КУА279на 02.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 02.07.24
Кількість ІСІ1791на 02.07.24
Кількість НПФ*53на 02.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24