У Баррозу свой план. Европе предложен новый мегарегулятор

26 лютого 2009
Николай Кочелягин, Андрей Денисов, «Время новостей» (от 26.02.2009)

В Брюсселе вчера (25.02.2009)был представлен доклад о плане реформ в регулировании финансовых рынков, подготовленный специально созданной рабочей группой во главе с бывшим директором-распорядителем МВФ и бывшим министром финансов Франции Жаком де Ларозьером. Под его руководством над докладом работали семь опытных экономистов и финансистов, в том числе бывший польский премьер Лешек Бальцерович, бывший председатель британского регулятора FSA Каллум Маккарти и бывший голландский министр финансов Онно Рудинг.

Группа де Ларозьера не единственный центр разработки будущей мировой финансовой архитектуры. Несколько рабочих групп по направлениям реформ создано в рамках «большой двадцатки». Под эгидой председателя Генассамблеи ООН действует также экспертная комиссия под руководством нобелевского лауреата и бывшего главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица. Но группа де Ларозьера стала первым «штабом», представившим публике проработанные предложения по реформе финансовой архитектуры.

Предложения группы де Ларозьера касаются реформы только европейской системы финансового регулирования. Предлагается, в частности, создать новые надзорные финансовые организации, которые в дальнейшем могут перерасти в основной регулирующий орган ЕС. Европейскому центробанку в этой схеме отводится роль наблюдения за общим состоянием экономики, а не за конкретными кредитными организациями.

В докладе группы отмечается, что финансовое регулирование ЕС было слишком слабым и нуждается в срочном укреплении. Группа рекомендует Еврокомиссии создать два новых учреждения, которые будут регулировать деятельность финансовых организаций в Европе. «Требуется учредить Европейскую систему финансового наблюдения (European System of Financial Supervisors, ESFS). Этот орган должен быть децентрализованным», -- пишут авторы доклада. Также рекомендуется создание Европейского совета по системным рискам (European Systemic Risk Council, ESRC) под руководством Европейского центробанка, куда войдут представители органов, наблюдающих за деятельностью банков, страховых компаний и бирж. Этот орган будет собирать и анализировать информацию, важную с точки зрения финансовой стабильности.

«Создание Европейской системы финансового наблюдения позволит усилить ежедневный контроль за деятельностью финансовых учреждений, который сейчас осуществляют местные регуляторы в каждой стране, -- отмечают авторы доклада. -- Новые европейские организации придут на смену трем существующим общеевропейским комитетам -- Европейский комитет банковского надзора (CEBS), Европейский комитет страхового и пенсионного надзора (CEIOPS) и Европейский комитет регуляторов ценных бумаг (CESR)».

Предполагается, что ESFS будет независим от политических властей, однако обязан будет отчитываться перед ними. В своей работе он должен полагаться на общепринятые финансовые правила. «Необходимо руководствоваться принятыми во всем мире правилами Basel II по требованиям к банковской капитализации и более строго контролировать внебалансовые счета, -- отмечается в докладе. -- Кроме того, должно быть принято общее для ЕС определение регулятивного капитала. Наблюдатели национального масштаба должны нести ответственность за регистрацию и наблюдение за рейтинговыми агентствами».

По мнению рабочей группы, Европейский совет по системным рискам должен возглавить председатель ЕЦБ. В отчете говорится о возрастающей роли Европейского центробанка в контроле за финансовой стабильностью Евросоюза. Авторы предупреждают, что предоставление ЕЦБ слишком большой власти в области наблюдения за конкретными банками чревато проблемами. В частности, политическая независимость ЕЦБ может оказаться под угрозой, если регулятор будет вовлечен в процесс спасения отдельных финансовых институтов. У ЕЦБ могут возникнуть серьезные сложности и с представителями 27 национальных правительств стран, входящих в ЕС.

«Учитывая все эти причины, группа придерживается мнения, что ЕЦБ не должен заниматься точечным наблюдением за финансовыми институтами, -- говорится в отчете. -- Однако мы полагаем, что ЕЦБ должен осуществлять тщательный надзор за общим состоянием экономики в Евросоюзе».

Необходимость реформирования деятельности регуляторов неоднократно обсуждалась даже до начала финансового кризиса. Попытки создать регулирующие органы на базе ЕС многие годы блокировались в связи с нежеланием стран передавать контроль над ключевыми игроками своих финансовых рынков. Крупные банки высказывались за упрощение надзорной деятельности в связи с большими затратами на подготовку отчетности во всех странах, где они осуществляют свою деятельность.

На основе нынешнего доклада Еврокомиссия может вынести на суд глав ЕС конкретные предложения об учреждении надзорных финансовых органов. Вероятно, выводы рабочей группы станут предметом обсуждения на саммите «большой двадцатки» в Лондоне. На днях европейские лидеры в очередной раз согласились, что финансовой системе необходимо ужесточить финансовое регулирование для предотвращения повторения кризиса. «Все финансовые рынки, продукты и их участники, в том числе хедж-фонды и другие группы частных инвестиций, которые имеют потенциал стать опасными для системы, должны находиться под наблюдением и контролем», -- отмечается в совместном заявлении участников прошедшей в воскресенье в Берлине встречи лидеров европейских стран «большой двадцатки», в которой приняли участие канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Гордон Браун, президент Франции Николя Саркози, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и другие.

«Отчет рабочей группы подтвердил мою уверенность в том, что Европейская система финансового наблюдения абсолютно необходима. Мы должны избегать принятия решений по принципу «каждый сам за себя», -- заявил вчера председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, представляя вместе с Жаком де Ларозьером доклад. Баррозу добавил, что в апреле Еврокомиссия планирует представить детализированные предложения, касающиеся регулирования фондов прямых инвестиций, хедж-фондов и вслед за этим схем вознаграждения.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 25.11.24
Кількість КУА278на 25.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 25.11.24
Кількість ІСІ1819на 25.11.24
Кількість НПФ*53на 25.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24