Тройной удар

07 грудня 2010
Юрий Гусев, "Бизнес", 6 декабря 2010 г.

http://www.business.ua/articles/trends/-8112/

Компании, недавно вышедшие на рынок обязательного рейтингования, решили объединиться в противостоянии старожилу рынка. Напомним: в начале года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) после многолетних проволочек включила-таки в Реестр уполномоченных рейтинговых агентств три организации: рейтинговое агентство (РА) “IBI-Рейтинг”, НРА “Рюрик” и РА “Эксперт-Рейтинг”.

Таким образом, эти компании получили доступ на рынок обязательного рейтингования. Ранее, начиная с 2004 г., единственным уполномоченным РА в сфере обязательного рейтингования являлось РА “Кредит-Рейтинг”.

24 ноября, спустя несколько месяцев работы в статусе уполномоченных агентств, новички подписали меморандум о принципах цивилизованного взаимодействия на рынке.

В частности, РА договорились совместно работать над повышением качества рейтинговых оценок. Что не менее важно, подписанный документ призывает не допустить монополизации рынка услуг рейтингования.

Для этого подписанты намерены совместно с ГКЦБФР разработать соответствующее законодательство, которое урегулировало бы сферу обязательного рейтингования в Украине.

“Возврата к прошлому, когда доминировало одно рейтинговое агентство, уже не будет — процесс демонополизации и развития рынка рейтинговых услуг не остановить”, — говорит Григорий Перерва, директор РА “IBI-Рейтинг”.

Следует отметить, что ГКЦБФР поддерживает идею демонополизации рынка. Напомним: после назначения на должность председателя Комиссии Дмитрий Тевелев заявил, что выступает против присутствия на рынке обязательного рейтингования одного агентства, и хотел бы видеть серьезную конкуренцию в данной сфере (см. БИЗНЕС №24 от 14.06.10 г., стр.34-37).

Подписав меморандум, новые участники рынка согласились обмениваться аналитическими данными о получивших рейтинг клиентах, что должно позволить повысить надежность присваиваемых рейтинговых оценок.

В частности, благодаря такой практике агентства смогут вовремя обнаруживать случаи предоставления клиентами недостоверной информации для получения более высокого рейтинга.

Уполномочен обвинить

Примечательно, что незадолго до подписания меморандума деятельность новых уполномоченных агентств подверглась резкой критике со стороны РА “Кредит-Рейтинг”.

В частности, в начале ноября 2010 г. своем официальном сообщении РА “Кредит-Рейтинг” обвинило новые уполномоченные РА в низком качестве работы, отсутствии объективности и завышении рейтингов своих клиентов для завоевания доли на рынке рейтингования.

“Соблазн получения быстрых доходов и наращивания клиентской базы за счет присвоения исключительно высоких рейтингов заставляет некоторые из новых уполномоченных рейтинговых агентств жертвовать объективностью рейтингового анализа, — говорится в сообщении РА “Кредит-Рейтиг”. — Это приводит к появлению рейтинговых оценок сомнительного качества, что может в результате снизить доверие к инструменту кредитных рейтингов в целом и отрицательно сказаться на степени прозрачности финансового рынка Украины”.

При этом в сообщении подчеркивается, что в сложившейся ситуации могут пострадать прежде всего непрофессиональные инвесторы, которые учитывают рейтинговые оценки при определении степени риска инвестирования в те или иные активы.

По словам Леонида Долинского, директора по развитию НРА “Рюрик”, такие высказывания наносят вред репутации как самих РА, так и их клиентов, в результате чего последние могут потребовать от РА “Кредит-Рейтинг” опровержения.

“Действительно, существует пресс-релиз РА “Кредит-Рейтинг”, в котором оно обвиняет (агентства. — Ред.) в том, что мы якобы завышаем рейтинговые оценки, присваивая компаниям, получившим ранее у РА “Кредит-Рейтинг” низкие рейтинги спекулятивной категории, кредитные рейтинги инвестиционной категории, — говорит Леонид Долинский. — Например, мы совершенно объективно присвоили Актабанку кредитный рейтинг инвестиционной категории, опубликовав все факторы, подтверждающие такой уровень рейтинга. Я не исключаю, что Актабанк потребует от РА “Кредит-Рейтинг” опровержения беспочвенных обвинений”.

Новые времена, новые нравы

Очевидно, что самые острые конфликты между РА развернутся в ближайшее время вокруг законодательного урегулирования сферы обязательного рейтингования в Украине. Следует учесть, что на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект №7041 “О государственном регулировании рынка рейтинговых услуг”.

По мнению представителей РА “IBI-Рейтинг”, НРА “Рюрик” и РА “Эксперт-Рейтинг”, данный законопроект нельзя принимать в существующем варианте, так как он был разработан и написан в интересах экс-монополиста.

Собственно, в законопроекте предлагается четко определить сферы обязательного присвоения и регуляторного применения рейтинговых оценок на банковском, страховом, фондовом рынках и в сфере приватизации госимущества.

В частности, документ предусматривает запрет доступа к приватизации госимущества для юрлиц, не имеющих кредитного рейтинга инвестиционного уровня от уполномоченного агентства.

Более того, предлагается ограничить объем привлеченных банком вкладов физлиц размером его регулятивного капитала в случае отсутствия кредитного рейтинга. Аналогичная норма предусмотрена и в отношении кредитных союзов.

При этом законопроект предлагает ввести запрет для банков на заключение договоров со страховыми компаниями (СК), не имеющими кредитного рейтинга, а также жестко ограничить возможности инвестирования средств СК и институтов совместного инвестирования (ИСИ) в банки, не имеющие кредитного рейтинга от уполномоченного агентства.

При этом в законопроекте, направленном на серьезное расширение сферы применения рейтинговых оценок, не регламентированы ответственность самих РА, а также механизмы применения санкций к РА за низкое качество оценки надежности финансовых инструментов, эмитентов и финучреждений.

Кроме того, по мнению руководителей большинства РА, принятие законопроекта заблокирует почти все механизмы ротации агентств со статусом уполномоченных на присвоение обязательных рейтинговых оценок и установит дополнительные барьеры для выхода на данный рынок новых игроков.

Отметим: негативную оценку законопроекту дали и представители ГКЦБФР. Кстати, в конце августа текущего года Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады тоже дало отрицательное заключение по этому документу, и его отправили на доработку.

Пришедшие на рынок РА уже предложили ГКЦБФР ряд законодательных изменений: закрепить ограничения использования обязательного рейтингования; установить общие для ГКЦБФР, Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) и Нацбанка принципы определения, когда, каким образом и в каких рамках рейтинги могут использоваться в госрегулировании; определить нормативы для уполномоченных рейтинговых агентств, гарантирующие высокое качество оценок; прописать механизм ответственности рейтинговых агентств за некачественные оценки, вплоть до лишения статуса уполномоченного агентства; ужесточить требования к процедуре и методам рейтингования, смягчив при этом формальные требования к РА как к юрлицу; регламентировать четкие требования к структуре собственников РА, а также к обязательному перечню информации, которую РА обязаны публиковать о себе на регулярной основе.

Еще есть что делить

Очевидно, что как РА “Кредит-Рейтинг”, так и его новоявленные конкуренты спешат закрепить свои позиции, ожидая активизации финансовых рынков в 2011 г. Пока же привязанные к рейтинговым оценкам рынки и используемые на них финансовые инструменты находятся не в лучшей форме.

Напомним: согласно действующему законодательству, рейтинговой оценке подлежат все виды эмиссионных ценных бумаг, кроме акций, государственных ЦБ, бумаг, эмитированных Государственным ипотечным учреждением, а также недиверсифицированными ИСИ.

Также существуют требования к страховым компаниям и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) размещать свои средства в банках и в ценных бумагах, имеющих рейтинговую оценку определенного уровня, присвоенную уполномоченным РА. По данным ГКЦБФР, за девять месяцев 2010 г.

Госкомиссия зарегистрировала выпуски корпоративных облигаций на общую сумму 3,8 млрд грн., что почти на 6 млрд грн. меньше, чем за аналогичный период 2009 г. При этом в финансовом секторе незначительную активность проявляли лишь банки, выпустившие облигации на 100 млн грн. (о планах банковского рынка по выпуску облигаций см. стр.38, 39).

СК не выпускали облигаций вовсе. За указанный период 2010 г. объем торгов корпоративными облигациями на вторичном организованном рынке составил всего 1,1 млрд грн., что на 5 млрд грн. меньше, чем за аналогичный период 2009 г.

Также отметим, что, по данным Госфинуслуг, по состоянию на 30 июня 2010 г. резервы СК были на 40% представлены банковскими депозитами на 3,8 млрд грн., что делает эти компании привлекательными клиентами для банковской системы.

На банковских счетах размещено также около 40% активов НПФ. Объем средств НПФ на банковских депозитных вкладах по итогам первого полугодия 2010 г. составил 392,4 млн грн. 

Кстати

Не пойман

Госфинуслуг заявила о безосновательности обвинений, выдвинутых в ее адрес рядом ассоциаций участников небанковских финансовых рынков.

Напомним: 23 ноября Украинская федерация страхования, Национальная ассоциация кредитных союзов Украины и Всеукраинская ассоциация ломбардов подписали резолюцию о вынесении вотума недоверия главе Госфинуслуг Василию Волге.

Госкомиссия и ее руководитель обвинялись в искусственном затягивании разрешительных процедур, вынесении неправомерных решений, навязывании различных платных услуг и т.п. Также был поднят вопрос о необходимости кадровых изменений в Госкомиссии (см. БИЗНЕС №48 от 29.11.10 г., стр.37-39).

30 ноября заместитель председателя Госфинуслуг Ирина Говорун (Василий Волга, похоже, счел свое присутствие необязательным) заявила на пресс-конференции, что Комиссия не получила ни одного факта в подтверждение выдвинутых в ее адрес обвинений.

“Все это не касается работы регулятора — это некто имеет претензии конкретно к главе Комиссии”, — отметила г-жа Говорун. По ее словам, за апрель — ноябрь 2010 г. регулятор применил к финучреждениям более 2,9 тыс. мер воздействия, из которых только в 80 случаях компании подали судебные иски. “На 25 ноября в судах рассмотрено и принято решение по 19 мерам воздействия, из них по 15 — в пользу Госфинуслуг”, — подытожила г-жа Говорун.

 Очевидно, что конфликт углубил раскол, наметившийся в небанковском финансовом секторе. В частности, на минувшей неделе стало очевидно, что Лига страховых организаций Украины, Всеукраинская ассоциация кредитных союзов и Ассоциация “Страховой бизнес” не присоединятся к подписантам резолюции.

Вместо этого указанные организации направили обращение к участникам конфликта с предложением провести дополнительные переговоры.

“Конфликт с обеих сторон приобрел системный и публичный характер, — сказано в обращении. — Это может привести к дестабилизации существенного количества небанковских финансовых учреждений”.

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24