The Economist: Снова в пропасть

16 лютого 2010
"Инвестгазета", №6, 2010

http://investgazeta.net/politika-i-ekonomika/snova-v-propast-158362/

Когда стартовал кризис, правительства помогли спасти мировую экономику. Теперь же они – основной источник проблем

В прошлом году дело было в банках. Теперь же дело в странах. Экономический кризис, который, казалось, ослабел к концу 2009 года, снова развернулся на полную силу после того, как риск суверенных дефолтов стал принимать угрожающие размеры.

Европейские лидеры пытаются предупредить наибольшую финансовую катастрофу за 11-летнюю историю зоны евро. На прошлой неделе все взгляды были устремлены в сторону Греции. Если страна объявит дефолт, она станет первым членом ЕС, поступившим таким образом. Как раз в конце недели лидеры Евросоюза встретились для того, чтобы обсудить, что же делать. Речь зашла о схеме спасения Греции которое возглавит Германия. Но если эта схема будет задействована, в очередь за помощью могут стать и другие члены ЕС. На рынке облигаций возникли сомнения, смогут ли Испания, Ирландия и Португалия выплатить свои долги. И эти сомнения заставляют государства-должники, даже если они до сих пор находятся в рецессии, повышать налоги и сокращать расходы.

Проблемы Европы дали инвесторам повод для серьезных волнений. Но эти проблемы - все же не единственный источник головной боли. Инвесторов пугают и изменения в политике по всему миру. Правительство Китая вот уже несколько месяцев сдерживает всплеск заимствований, опасаясь усиления инфляции и возникновения пузыря на рынках активов. Центральный банк Индии увеличил требования к резервированию, а Бразилия понемногу прекращает фискальное стимулирование. Центробанки богатых государств постепенно сворачивают программы поддержки ликвидности, которые стали реализовываться на пике кризиса. Политика «количественного ослабления» (quantitative easing), когда печатаются деньги для покупки долгосрочных ценных бумаг, близится к своему завершению. Или, по крайней мере, приостанавливается.

Все это «выбило из колеи» стоимость активов. Фондовые рынки резко обвалились, цены на товары поползли вниз, а волатильность, наоборот, возросла. Мировой индекс цен на глобальные акции MSCI World Index упал почти на 10% с момента своего пика 14 января. Оптимизм относительно восстановления экономики в виде «V» вытесняется пессимизмом возможности рецессии в виде «W» по мере того, как усиливаются опасения, что политики вынужденно или по ошибке предпочтут прекратить монетарную и фискальную поддержку слишком рано.

Теперь Акрополь?

Степень обоснованности возникших страхов определяют три фактора. Первый – «сила» экономического восстановления: будет ли оно самодостаточным или же будет зависеть от стимулов правительства. Второй фактор - масштаб проблем по суверенному долгу: является ли Греция единственной «тяжелораненой» страной, или инвесторы потеряют уверенность и в других странах, отягощенных долгами. И третье - очень важно то, как профессионально и грамотно главы центробанков мира и министры финансов проведут сворачивание политики стимулирования.

Картина глобального роста неоднозначна. Большие развивающиеся экономики находятся в отличной форме, радуясь стремительному росту внутреннего спроса и незначительным незадействованным производственным мощностям. Такие страны, как Индия и Бразилия, по большому счету уже и думать забыли об экономическом спаде. С учетом размеров государственного кредитования Китай станет уязвим только в случае внезапного ужесточения бюрократических мер. Но это вряд ли. Поэтому замедление роста там возможно, даже желательно, но серьезный спад маловероятен.кризис

Все по-другому в богатых странах. Там до сих пор мало признаков стабильного роста частного спроса. Последние данные по ВВП США не показательны. В четвертом квартале производство увеличилось на 5,7% к аналогичному кварталу 2008 года в основном потому, что компании восстанавливали свои складские запасы. В то же время в экономике все еще продолжается сокращение рабочих мест (хотя и в меньшей степени, чем раньше), падение стоимости акций, шаткое состояние рынка недвижимости и нацеленность домохозяйств на уменьшение долгов. Поэтому потребительские расходы пока остаются на низком уровне. И вряд ли компании, чьи производственные мощности стоят без дела, станут активно инвестировать. В Европе и Азии ситуация еще мрачнее. В Японии экспорт хотя и восстанавливается, но страна снова скатилась в дефляцию. А в зоне евро восстановление проходило очень неуверенно еще задолго до кризиса в Греции. Внутренний спрос «топчется на месте» даже в таких странах, как Германия, хотя местным домохозяйствам не приходится выплачивать громадные долги.

В поисках выхода

Эта разница между богатым и развивающимся миром должна отразиться в макроэкономической политике. Развивающиеся страны могут и должны прекратить стимулирование экономики и повысить процентные ставки, прежде чем их захлестнет инфляция. Но вместе с тем как большим, богатым, так слабым экономикам слишком рано ужесточать политику помощи. Опасность повторить ошибки Америки 1937 и Японии 1997 годов (когда поспешное повышение налогов и ужесточение монетарной политики вновь столкнуло хрупкие экономики в рецессию) страшнее, чем риск бездействия. При производстве ниже потенциального и стагнирующем кредитовании шанс устойчивой инфляции невелик. Также в большинстве стран власти не должны переходить на режим фискального аскетизма, учитывая опасения держателей облигаций. Урок, который следует извлечь из проблем Греции, Испании и Португалии, заключается в том, что не все дефициты сегодня опасны, но правительствам все же следует больше контролировать свои бюджеты и стимулировать экономику на среднесрочную перспективу.

Большинство богатых экономик усвоили только половину этого урока. Во время встречи 6 февраля министры финансов G7 пришли к мнению, что прекращать стимулирование слишком рано. Но ни одна богатая страна не представила внятный среднесрочный план по фискальной политике. Приоритетом номер один должны быть такие реформы, как повышение пенсионного возраста или проверка обеспеченности средствами для будущих выплат по льготам - реформы, которые улучшат состояние бюджетов стран без ущемления спроса. Франция двигается в правильном направлении, подняв вопрос реформирования пенсионной системы. А вот новый бюджет США, в среднесрочном плане практикующий «плаванье по течению», стал настоящим провалом с этой точки зрения.

Не менее важно разработать и более четкий план стимулирования экономического роста в среднесрочной перспективе. Чтобы минимизировать риск попасть в положение, когда низкий рост накладывается на высокий госдолг, как это произошло с Японией, богатые экономики должны повысить производительность, привлечь инвестиции и способствовать конкуренции. И, конечно же, сфокусироваться на свободной торговле, урезать расходы (а не увеличивать налоги) и договориться относительно финансового регулирования.

Часть сегодняшней нервозности связана с «политическим риском». Никто – ни фирмы, ни банки, ни отдельные люди – не уверены, в каком направлении двигается государственная политика. Чем больше власти могут сделать для того, чтобы избавить мир от этой неуверенности, тем быстрее восстановится экономика.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24