Страховики на виліт. Кого недорахується ринок після "зачистки"

05 листопада 2015
Тетяна Михальчишина, Економічна правда, 5 листопада 2015 року
 
Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг с 2016 года планирует начать чистку активов страховых компаний.
 
Новые требования озвучены в положении комиссии "Об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов страховщика", проект которого обнародован на сайте Нацкомфинуслуг.
 
Положение, по прогнозам регулятора, должно вступить в силу 31 декабря 2015 года, хотя проект еще проходит согласование в ведомствах.
 
По оценкам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, новые требования не смогут выполнить 30% страховщиков, а собственникам придется докапитализировать страховой рынок на сумму не менее 1,5 млрд грн, что весьма проблематично в условиях финансового кризиса.
 
По данным комиссии, на конец первого полугодия 2015 года активы страховых компаний составляли 63,6 млрд грн, в том числе резервы - 16,2 млрд грн.
 
Результаты деятельности страховщиков
Премии, млрд грн
Выплаты, млрд грн
Активы, млрд грн
Резервы, млрд грн
1 полугодие 2015 года
13,5
3,1
63,6
16,2
1 полугодие 2014 года
11,0
2,4
66,2
13,8
Источник: Нацкомфинуслуг
 
"По нашим оценкам, три четверти активов страхового рынка неликвидны", - признает президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк.
Ключевой момент
 
Неликвидные активы представлены мусорными ценными бумагами и сомнительными обязательствами. Однако чистить комиссия планирует не все 63,2 млрд активов, а только ту часть, которую по закону контролирует, - резервы.
 
"Требования коснутся только 16,2 млрд страховых резервов, направленных на выполнение обязательств страховщиков", - уточняет Залетов.
 
Изначально треть этих денег комиссия предлагала инвестировать в гособлигации, но под давлением рынка изменила свои требования.
 
"Заставлять инвестировать в определенные инструменты государство не может по закону", - говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. По его словам, подобные "грабли" уже были в конце 1990-х годов.
 
Тогда больше всего от финансового кризиса пострадали страховщики, которые инвестировали в гособлигации. Поэтому увеличивать долю таких бумаг в страховых резервах можно только под гарантии государства, которое будет готово в случае дефолта вернуть деньги, считает Черняховский. Пока таких гарантий нет.
 
В измененном виде требования Нацкомфинуслуг касаются 25% резервов лайфовых страховщиков и 15% - рисковых компаний, которые они должны будут инвестировать в инструменты с низким риском.
 
К таким инструментам регулятор отнес гособлигации, бумаги международных финансовых организаций, депозиты в госбанках, банках с иностранным капиталом и отечественных банках с рейтингом не ниже uaAАА, а также ЦБ этих банков.
 
"Часть средств, рассчитанных на выполнение обязательств страховщиков, должна быть высоколиквидной", - объясняет это решение Залетов. Сейчас почти 45% резервов страховщики вкладывают в депозиты банков.
 
Положение коснулось и банковских вкладов. Документ предусматривает, что депозиты в банках с низким рейтингом будут приниматься ограниченно: 25-75% от их размера, в зависимости от периода действия низкого рейтинга - до шести месяцев.
 
Депозиты в проблемных банках вообще не будут считаться резервами.
 
Это сразу исключит из активов страховщиков 0,5-1 млрд грн, замороженных на счетах банков-банкротов. Еще одним ключевым изменением в требованиях регулятора страховщики называют снижение доли резервов, которую можно инвестировать в недвижимость, с 30% до 10%.
 
Времени мало
 
Большинство участников страхового рынка соглашается с тем, что давно пора почистить "авгиевы конюшни" страховых активов.
 
"Страховщики - это компании, которые гарантируют выполнение обязательств перед клиентами. А чем гарантировать, если три четверти активов неликвидны и их нельзя реализовать, чтобы направить на страховые выплаты? Политика регулятора по ужесточению требований правильная", - уверяет Филонюк.
 
"Эти требования не панацея, но они хотя бы помогут повысить ликвидность страхового рынка до приемлемого уровня - 50-60%, а не 25-30%, как сейчас", - отмечает президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко.
 
"Требования повысят платежеспособность страховщиков, но важно, чтобы их введение происходило поэтапно, в течение четырех-пяти лет", - считает гендиректор компании "Аска" Андрей Шукатко.
 
По его мнению, введение новых требований с 1 января 2016 года не позволит многим компаниям быстро избавиться от неликвидных активов. В связи с этим не исключен массовый исход страховщиков с рынка. Такого же мнения Филонюк, хотя по его мнению, на переходный период страховщикам достаточно полгода.
 
Меньше тратить
 
Если бы не все активы, а хотя бы 16,2 млрд грн резервов страховых компаний были размещены в ликвидных инструментах, то проблем с выполнением обязательств у страховщиков не было бы и без введения новых требований.
 
К примеру, страховые выплаты по результатам первого полугодия 2015 года не достигли и пятой доли резервов - 3,1 млрд грн. "В то же время страховые компании часто затягивают с выплатами и жалуются нам на нехватку средств для выполнения обязательств", - признается Залетов.
 
Это неудивительно, ведь, по словам Залетова, ликвидных резервов у компаний не больше 15 млрд грн. Остальные размещены, в основном, в "мусорных" бумагах. "Например, потрачены десятки миллионов на покупку инвестсертификатов каких-то фондов, по которым (сертификатам) давно нет доходов", - признается он.
 
В чем размещают резервы страховщики Украины
Показатели
Страховые резервы
млн грн
Структура, %
6 месяцев 2014 года
6 месяцев 2015 года
6 месяцев 2014 года
6 месяцев 2015 года
Общая сумма
14 407,7
16 606,5
100
100
Наличные средства на текущих счетах
1 407,4
1 820,7
9,8
11,0
В том числе в иностранной валюте
113,2
510,2
0,8
3,1
Банковские депозиты
6 303,8
7 373
43,8
44,4
Банковские металлы
14,1
16,7
0,1
0,1
Недвижимость
879,9
827,6
6,1
5,0
Акции
1 469,5
1 474,1
10,2
8,9
Облигации
228,1
358
1,6
2,2
Ипотечные сертификаты
0
9,1
0
0,1
Государственные ценные бумаги
2 184,5
2 444,2
15,2
14,7
Права требования к перестраховщикам
1 894,4
2 271
13,1
13,7
Инвестиции в экономику Украины
9,9
0,9
0,1
0,005
В том числе инновационная продукция
7,3
0,4
0,1
0,002
Развитие инфраструктуры туризма
0,3
0,5
0,002
0,003
Кредиты страхователям-физлицам
4,5
0,3
0,03
0,002
Долгосрочные ипотечные кредиты
0,1
0,1
0,001
0,0006
Наличные в кассе
11,6
10,8
0,1
0,1
Источник: Нацкомфинуслуг
 
Кроме того, что страховщикам не хватает "живых" резервов для выплат, рынок еще и живет не по карману. Расходы на ведение дел страховых компаний ежегодно растут и по итогам 2014 года стали вдвое больше, чем выплаты.
 
Сколько тратят страховщики на себя и на выплаты, млрд грн
 
Затраты
2009
2010
2011
2012
2013
2014
На страховые выплаты
6,7
6,1
4,9
5,2
4,7
5,1
На свои нужды
8,5
7,9
9,1
8,1
9,5
11,2
Источник: Insurance top
 
Такая ситуация сложилась в силу ряда объективных причин, в том числе высоких реальных расходов при маленьких объемах бизнеса. По словам Перетяжко, большие траты страховых компаний связаны с агентскими сетями, юридическими, IT-службами, андеррайтерами, маркетологами.
 
"Мы можем обслужить гораздо больше договоров страхования, чем теперь. Однако масштабы страхового рынка этого не позволяют, а специалистов уволить нельзя, иначе некому будет привлекать и обслуживать клиентов", - объясняет он.
 
Кроме того, в погоне за легкой наживой страховщики много тратят на услуги посредников. К примеру, на рынке "автогражданки" официально комиссионные агентам не должны превышать 20%, но реально они достигают 45-50%.
 
При страховании имущественных рисков покупателей торговых сетей или здоровья пассажиров железнодорожного транспорта страховщики отдают посредникам 95-96% от полученных премий.
 
"Если бы компании платили агентам 3-5% комиссионных, как в Европе, то их затраты на бизнес были бы гораздо ниже", - уверен председатель Всеукраинского объединения потребителей страховых услуг "Страховая защита" Василий Дарков.
 
Жесткие требования
 
Однако многие страховщики не считают себя транжирами, да еще и неплатежеспособными. Новые требования они объясняют не борьбой регулятора за чистоту резервов, а его стремлением притеснить небольшие, отечественные, компании в угоду крупным фирмам - "дочкам" международных страховых групп.
 
"В период кризиса регулятору нужно не ужесточать требования, а, наоборот, поддержать компании, ослабив некоторые нормы, как это было сделано в конце 1990-х", - считает глава правления компании "Скайд" Владимир Стецюк.
 
По его мнению, от нынешних требований комиссии, в первую очередь, пострадают страховщики с украинским капиталом, у которых нет доступа к ресурсам международных страховых групп.
 
"Украинские компании не смогут быстро докапитализироваться - нет средств. Но они же работают, обязательства выполняют и дают людям работу. С введением новых требований таким компаниям придется уйти", - уверен Стецюк.
 
Черняховский также видит в документе большие риски для рынка.
 
"Зачем снижать долю инвестиций в недвижимость до 10%? К примеру, в ситуации, когда украинская гривна девальвировала на 300%, а недвижимость обесценилась на 50-60%, странно выглядит желание регулятора снизить инвестиции страховщиков в этот сектор", - отмечает он.
 
Черняховский считает, что период, в течение которого резервы размещены в проблемных банках, должен составлять минимум год, а не шесть месяцев, как хочет регулятор. Кроме того, нужно снизить требования к размеру резервов.
 
Шукатко уверен, что сначала должна оздоровиться банковская система, и только потом должны вступать в силу новые требования к небанковскому финрынку.
 
"В нашей стране и банки с высоким рейтингом признавали неплатежеспособными. В таком случае государство должно обеспечить страховщикам гарантии возврата средств из таких учреждений", - говорит он.
 
Нацбанк в помощь
 
В отличие от НБУ, который имеет полномочия вечером принимать требования, вступающие в силу утром следующего дня, Нацкомфинуслуг такими возможностями не располагает.
 
Чтобы положение комиссии "Об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов страховщика" начало работать, его необходимо согласовать с рядом ведомств, а потом зарегистрировать в Минюсте.
 
Не сумев напрямую договориться с комиссией об отмене новых требований, страховщики пошли окольным путем - начали обращаться с жалобами в ведомства, которые должны согласовать положение.
 
В итоге, ни Антимонопольный комитет, ни Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства документ до сих пор не согласовали. В АМКУ уже озвучили ряд замечаний к документу, в том числе и к сроку перевода депозитов из проблемных банков в рейтинговые.
 
"Существенные изменения в требованиях к платежеспособности страховщиков требуют переходного периода со сроком более шести месяцев. Это может быть связано с завершением уже заключенных с банками депозитных договоров и необходимостью проведения собраний акционеров", - говорится в письме АМКУ.
 
Госкомитет по вопросам регуляторной политики требует, чтобы комиссия предоставила письменное подтверждение от всех ассоциаций страховщиков в том, что они поддерживают положение.
 
Хотя по логике ни одна ассоциация, которую финансируют страховые компании, не согласится с ужесточением условий ведения бизнеса.
 
6 ноября в комиссии планируется встреча с комитетами по вопросу согласования проекта положения о качестве активов страховщиков. Если в ближайший месяц не удастся договориться, то документ вряд ли вступит в силу 31 декабря.
 
"Не исключено, что ведомства будут тормозить принятие этого акта с подачи тех участников рынка, которым невыгодно чистить резервы", - считает Перетяжко.
 
По его прогнозам, реальная чистка произойдет лишь через год - при условии, что в 2016 году полномочия Нацкомфинуслуг по регулированию небанковского финансового рынка перейдут к более сильному регулятору - Нацбанку.
Основні цифри
Всього компаній-членів283на 06.10.24
Кількість КУА278на 06.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.10.24
Кількість ІСІ1815на 06.10.24
Кількість НПФ*53на 06.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24