Средний класс: деньги есть, а распорядиться ими не умеем
Ученые изучили инвестиционные предпочтения состоятельных россиян
Понятно, что малообеспеченные граждане все заработки тратят на еду, а богатых - не так уж и много. А потому самый желанный клиент для банков, управляющих компаний и страховщиков - «середняки». В Лаборатории управления рынком Высшей школы маркетинга и развития бизнеса изучили, как средний класс вкладывает свободные деньги. Увы, оказалось, что состоятельный человек в вопросах инвестиций такой же «чайник», как и малоимущий.
ПИФы дают чувство свободы
- Главный вывод нашей работы - 80% опрошенных респондентов сформировали свое мнение о паевых фондах, накопительном страховании жизни и негосударственных пенсионных фондах на основе массовых представлений. Проще говоря, на основе стереотипов и своего предыдущего опыта, - говорит декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Татьяна КОМИССАРОВА.
Самые продвинутые - клиенты ПИФов. Пайщики убеждены, что сотрудничество с управляющими компаниями даст им экономическую свободу. А для этого инвестиции на фондовом рынке должны как минимум сохранять сбережения от роста инфляции, а как максимум - приносить реальный доход. В то же время люди понимают, что игра на фондовом рынке - затея рискованная. Поэтому внимательно отслеживают ситуацию на биржах, изучают тенденции, и в случае падения доходности почти четверть клиентов тут же забирают капиталы из управляющих компаний.
Головной боли у инвесторов от управляющих компаний хватает.
- Первое: пайщики опасаются неэффективного управления ПИФом, - перечисляет страхи инвесторов Татьяна Комиссарова. - Второе: операции на фондовом рынке мудреные, далеко не всем понятные. Поэтому основной приток капитала сейчас идет в ПИФы недвижимости, которые основаны на реальном растущем рынке.
НПФ - темный лес
Ощущения россиян от других финансовых услуг сложнее. Вот, например, долгосрочное страхование жизни. Потребность в услуге, как и с ПИФами, возникает из желания финансовой стабильности. Если не брать в расчет операции с выдачей кредитов на покупку авто и недвижимости, при которых страховой полис навязывается банками, мотив для покупки - беспокойство о будущем близких людей.
- Человек страхует свою жизнь, потому что переживает за жену и детей: случись с ним что-то трагическое, как они без него? - раскрывает общепринятый мотив покупки страховки Татьяна Комиссарова. - Причем те, кто воспользовался долгосрочным страхованием жизни, воспринимают мотивы как свою личную экономность, рационализм, самоконтроль. Они очень довольны собой!
А негосударственные пенсионные фонды - вообще темный лес для российского среднего класса. Казалось бы, состоятельные люди должны понимать, с чем их «едят». Но подавляющее большинство граждан совсем не представляют, что такое НПФ. Даже те, кто уже пользуется услугой.
Например, желающие заключить договор на дополнительное пенсионное обеспечение расценивают НПФ как средство для достижения личного успеха, а уже пользующиеся услугой - как показатель практичности и упорства.
- Опасения по отношению к частным пенсионным фондам удивили нас, - говорит Комиссарова. - Люди боятся недоброжелательного отношения, нерадивости, бесхозяйственности и крючкотворства от сотрудников НПФ. У меня есть подозрение, что люди перенесли свои страхи, которые испытывают по отношению к государственной пенсионной системе, на негосударственные пенсионные фонды.
Банковские вклады - вне конкуренции
Понятие «средний класс» пришло в Россию из США. Заокеанские эксперты условно делят общество на три категории. Первая - люди, которые имеют только зарплату или пособие по безработице. Вторая категория - это средний класс. Представители этой части общества, кроме зарплаты, имеют дополнительный капитал от инвестиций. Представители третьей, верхней категории общества живут только на капитал. Граждане среднего класса после дорогостоящей покупки ужимают себя в расходах на время выплаты кредита, а певцы, актеры, спортсмены и наследники бизнес-империй по-прежнему живут на широкую ногу и разоряются.
В России западный стиль жизни только укореняется. Граждане с трудом ориентируются в финансовых инструментах. Отдают предпочтение банковским вкладам, доходность которых безнадежно отстает от роста цен. Набирают кредиты, редко пользуются услугами негосударственных пенсионных фондов и полисами накопительного страхования жизни, а о существовании общих фондов банковского управления не знают практически ничего.
Эксперты говорят, что кредиты сыграли роль крана. Наши дедушки и бабушки копили на покупку телевизора, родители - на машину. А сейчас не нужно откладывать. Открыли краник - приносишь паспорт в банк и получаешь нужную сумму. И люди пользуются моментом. Обзаводятся автомобилями и плазменными телевизорами, квартирами и дачами. Растущие доходы средний класс тратит. И практически не инвестирует в свое будущее.
- Одна из главных причин слабой инвестиционной активности - компании, которые работают на рынке массовых финансовых услуг работают неэффективно, - рассказывает эксперт. - С паевыми фондами ситуация еще неплохая, а со всем остальным... Люди ориентируются на стереотипы.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Наталья ТИХОНОВА, заместитель директора Института социологии РАН: Не инвестировать, а тратить
- Основная часть российского среднего класса совсем не интересуется инвестиционными инструментами, потому что все доходы уходят на повседневную жизнь. Решают квартирный вопрос: примерно 5 - 7% обменивают нынешние метры на жилье с большей площадью. Активно пользуются ипотекой, авто- и потребкредитами. Как видим, для среднего класса не так актуален вопрос инвестиционных предпочтений, сколько достойного стандарта жизни.
В инвестициях представители среднего класса исключительно прагматичны, и поэтому плохо вкладываются в накопительное страхование жизни и пенсионные программы. Люди не хотят выкидывать деньги на ветер. При нынешнем уровне инфляции эти инструменты убыточны. Ученые подсчитали, что, даже если государство на каждые вложенные в пенсионную программу сто рублей будет добавлять еще сто, это будет экономически целесообразно при инфляции в 7%. А сейчас цены на продукты и потребительские товары растут на 25% в год (правительство не врет про инфляцию в 10 - 12%, в эти цифры входят также цены на трубы, шпалы и другие промышленные товары, которые дорожают не так быстро).
В то же время люди заботятся о собственности. Наш средний класс достаточно активно страхует автомобили, дачи и квартиры. Получается, что российский средний класс ориентируется на соображения экономической рациональности.
Источник: http://kp.ru/daily/24126/346951/
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |