Спасение экономики в свободе экономики. Каковы особенности нынешнего партнерства власти и бизнеса?
http://smi.liga.net/articles/IT093179.html
В течение последних двух недель с небольшими перерывами во времени об улучшении условий труда для предпринимателей заговорили депутаты, премьер-министр Юлия Тимошенко и Президент Украины Виктор Ющенко. Так, народные избранники начали исправно голосовать за нужные бизнесу законы. Масштабное действие продемонстрировала и правительственная команда. За одно заседание она умудрилась принять 22 постановления, два распоряжения и одобрить три законопроекта, которые должны, наконец, дать кислород малому и среднему предпринимательству. В частности, исполнительная власть упростила процедуру лицензирования и внедрила табу на проведение контролирующими органами проверок до 2011 года. Со своей стороны Виктор Ющенко в ходе очередного форума "Власть и бизнес - партнеры" также определил перечень мероприятий для поддержки "середнячков" и пообещал посодействовать устранению административных барьеров для проведения предпринимательской деятельности в условиях кризиса. Такую заботу те же бизнесмены восприняли по-разному. Одни внимательно слушали все новации и анализировали их плюсы и минусы. Другие пикетировали центральные входы учреждения, где высшее руководство государства презентовало свои бизнес-предложения. "День" спросил экспертов: "О чем свидетельствует активизация на бизнес-ниве руководящих чиновников: о настоящей заботе или о попытке завоевать электоральные симпатии? И "проглотят" ли очередные обещания предприниматели?"
Владимир Стус, руководитель группы аналитики и прогнозирования Центра стратегических инициатив:
- Один из рецептов против кризиса - увеличить внутренний спрос. В Украине в этом направлении меры практически не принимались. Тогда как в других странах наблюдалось перераспределение налогового давления: для богатых налоги повышали, а для более бедных - снижали. У нас все происходило с точностью до наоборот. Поэтому вполне оправдано, что такие действия власти вызвали протест бизнеса, особенно малого и среднего. Принимая во внимание еще и негативные настроения в обществе, становится понятно: власть побаивалась волны протеста, которая могла бы перерасти в бунты. А приближение избирательной компании требует обратной реакции от власти, хотя бы декларативной. Вот и вся мотивация. Я считаю, что бизнес частично сможет отвоевать бывший уровень налогообложения. О возврате доверия бизнеса к власти можно говорить только после завершения очередных президентских выборов.
Олег Устенко, заместитель исполнительного директора Международного фонда Блейзера:
- Власть наконец начала понимать, что необходимо возобновлять условия ведения бизнеса в стране и стимулировать реальный сектор экономики. Ведь финансовое благополучие страны зависит от того, насколько качественный или, наоборот, некачественный инвестиционный бизнес-климат будет господствовать в государстве. Украине нужны инвестиции в силу различных причин, среди которых выделил бы две основные. Первая - необходимо поступление валюты на внутренний рынок, что позволит обеспечить финансовую стабильность и успешные расчеты по внешним долгам. Вторая причина - выйти из кризиса без инвестиций невозможно. Поэтому правительство и принимает позитивные шаги, пытаясь определенным образом исправить ситуацию. С другой стороны, отдельные точечные удары по улучшению бизнес-климата мало что дадут. Нужна эффективная программа по развитию инвест-климата. Вот что на самом деле важно. Время бороться за каждого инвестора, потому что бизнесмены не стоят в очереди, чтобы прийти в Украину. Бизнес давно уже не верит словам. Он хочет видеть реальные шаги навстречу. Если их власть продемонстрирует, то ей поверят.
Юрий Рубан, директор Национального института стратегических исследований:
- Страна находится в чрезвычайно непростой экономической ситуации. Понятно, что у правительства нет ресурса, чтобы влить его в экономику и таким образом преодолеть кризис. Определенные организационные мероприятия, конечно, проводятся. Но надежда на спасение может быть возложена, собственно, только на саму экономику. И здесь начинается учебник. Экономика может дать ресурс и для своего восстановления, и для реализации своих программ. Но для этого ей самой сначала необходимо дать свободу действий. В Украине существует проблема чрезмерного регулирования, которая перешла по наследству от Советского Союза, и которая отнюдь не вписывается в современные рыночные принципы работы экономики. Возвращаясь к современным экономическим тенденциям стоит отметить, что наибольшая социальная угроза от кризиса - безработица. Остановить ее может, в первую очередь, малый и средний бизнес. Наверное, это хорошо осознают Президент, премьер-министр и Верховная Рада, которые и направили свои действия в нужное русло. Они демонстрируют бизнесу желание проводить результативный диалог. И на этом этапе важно предложить дорогому бизнесу честную программу по преодолению экономического кризиса, чтобы к анонсированным действиям появилось доверие.
Владимир Дубровский, старший экономист, член наблюдательного совета "САSЕ Украина":
- Президент и раньше проводил форум "Бизнес и власть - партнеры", начиная с 2005 года. Правительство неоднократно провозглашало, что собирается идти на уступки предпринимателям, смягчив налогообложение, уменьшив количество проверок для них. Парламент иногда также принимал хорошие законы, которые не всегда выполнялись. Например, о разрешительной системе, о регуляторной политике. Нынешняя активизация действий в направлении бизнеса объясняется тем, что различные сферы власти наконец пришли к общему знаменателю в формуле вывода экономики из кризиса. Они поняли, что единственная возможность выйти из кризиса конструктивно, а не законсервировавшись в старых предприятиях и схемах, пойти на уступки предпринимательству. Было бы очень хорошо, если бы такие инициативы дали еще и позитивный результат. С другой стороны, не следует забывать: приближаются президентские выборы. Действующий Президент, премьер-министр и некоторые лица из парламента хотят быть кандидатами и обязательно выиграть. А выиграть, не имея поддержки бизнеса, сегодня очень сложно. Понимая это, они идут навстречу не какому-то конкретному бизнесу, а широкой общественности. Однако, по большому счету, многие из озвученных предложений вряд ли сработают. В частности, если провозглашать мораторий на проверки для бизнеса, но оставлять действующие схемы возврата НДС, то смысл моратория теряется. Почему? Потому что эти механизмы предусматривают сплошные финансовые проверки предприятий. Кроме того, если останутся налоговые планы по сборам, это тоже будет фиаско данной идеи. Можно сколько угодно запрещать налоговой проверять предприятия, но если для нее - это единственный инструмент "выжимания" налогов из бизнеса, (а выжимать вынуждает то самое правительство), то никуда фискалы не денутся и дальше будут проводить свои проверки.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |