Соучредитель Petсube: Пять идей для мегапроектов в Украине

17 січня 2017
Ярослав Ажнюк, ЛІГА, 16 січня 2017 року

http://biz.liga.net/upskill/all/stati/3583929-souchreditel-petcube-pyat-idey-dlya-megaproektov-v-ukraine.htm

CEO самого удачного украинского стартапа Petсube Ярослав Ажнюк о том, как построить успешный международный бизнес

"Экономически сильное государство сильно во всем". Это ключевой тезис выступления Ярослава Ажнюка, соучредителя и CEO самого известного украинского стартапа. В 2016 году финансовое издание Financial Times включило украинца в свой список New Europe 100. Встреча с ним проходила в конце декабря в креативном пространстве Часопис.

На лекции руководитель Petcube поделился своим видением стратегических преимуществ Украины в глобальном пространстве, а также идеями проектов, которые можно и нужно делать в нашей стране.

Немного о Petсube

Petсube в 2012 году создали трое основателей - Александр Нескин, Андрей Клен и Ярослав Ажнюк. Компания занялась разработкой гаджетов, которые помогают ухаживать за домашними животными. Дебютным устройством стала Petсube Camera - куб, позволяющий видеть, общаться и играть с домашними любимцами в любое время суток. 

Новейшая разработка компании - Petcube Bites. Основная задача гаджета не так уж и банальна - накормить пиомца. Теперь в компании трудится 55 человек, ее офисы расположены в Украине, США и Китае. Благодаря краудфандинговой программе на Kickstarter проекту удалось собрать более $500 000, а суммарно на счету Petсube - $3,8 млн венчурных инвестиций. 

Гаджеты для животных пользуются популярностью в мире: с начала 2015 года компания продала более 20 000 устройств на сумму более $2,5 млн. 

Главное - отдавать, а не накапливать

Мы всегда рассказываем о наших достижениях и делимся опытом с другими. Надеюсь, что своим примером мы вдохновим многих украинцев не бояться создавать что-то свое. Petcube - это яркий пример того, как трое ребят из Киева смогли не только воплотить свою идею в жизнь, но и сделать из нее глобальный бизнес. Именно этот факт очень нас вдохновляет.

Предприниматель - это призвание

Быть предпринимателем интересно. Ты делаешь что-то новое, развиваешь свои умения и навыки, создаешь новые рабочие места, увеличиваешь ВВП и, наконец, улучшаешь бизнес-климат своей страны. Но каждый настоящий предприниматель, как и каждый человек, должен иметь стратегию развития. Вы сможете построить эффективную стратегию только тогда, когда поймете, как использовать свои сильные стороны и ограничить слабые.

На самом деле те, кто постоянно жалуется на экономические проблемы в Украине, чрезмерную налоговую нагрузку, рэкет, скорее всего никогда не открывали свой бизнес не только здесь, но и в других странах. Если вы начнете разбираться, как начать свое дело в США, Европе или Китае, поймете, что в Украине очень даже комфортные условия. Поверьте, по сравнению с США, у нас с налогами все значительно проще.

Козыри Украины в глобальном пространстве

Современная Украина - невероятное место для того, чтобы создавать большие и амбициозные бизнесы. Если смотреть глобально, у украинцев есть всего две, но очень сильные стороны. Первая - стоимость образованных специалистов в Украине одна из самых низких в мире. При этом мы умудряемся еще и достаточно неплохо жить. 

Что это значит? Стоимость строительства целого завода в Украине - это лишь десятая часть такого же завода в Америке. 

Второе наше преимущество - невероятная энергетика, которую пробудили в нас события последних лет: Революция достоинства в 2013 году, аннексия Крыма, война с Россией. Но мы пока еще не научились ей управлять и материализовать ее в жизнь. Будет идеально, если мы сможем совместить эти два преимущества и показать миру, кто такие Украинцы.

Если есть плюс, значит, должен быть и минус

У украинцев, как и у других народов, есть свои слабые стороны. Основная - отсутствие амбиций. Отсюда и недостаток лидерства, визионерства, менеджерского опыта. Найти капитал в Украине - это не самая большая проблема. Проблема в том, что его некому доверить. Именно поэтому главная задача страны - растить таких людей. 

Другой вариант - создавать в стране должный экономический климат. Тогда амбициозные иностранцы прибегут к нам открывать свой бизнес. 

Еще один недостаток - тотальное незнание английского. Будете смеяться, но в современном мире это очень опасно. Не изучая английский, украинцы целенаправленно ограничивают себя. Поэтому Украина до сих пор закрыта в русскоязычной части мира, которая, по сравнению с другими странами, находится далеко позади в развитии.

Ваш рынок - весь мир

Украинский бизнес не сможет выдерживать глобальную конкуренцию, торгуя только на локальном рынке. Поэтому наши предприниматели должны быть настроены на завоевание мировых рынков. В такой стратегии есть много плюсов:

  • украинский товар будет соответствовать мировым стандартам;
  • чем больше глобального рынка смогут охватить украинские товары, тем больше будет расти важность Украины на политической карте мира;
  • рост иностранных инвестиций;
  • строительство новых заводов и фабрик;
  • улучшение социальной, экономической и деловой ситуации в стране;
  • ценный зарубежный опыт развития собственного дела.

Кроме этого, сам товар должен создавать для людей определенную ценность, улучшать их жизнь и мир вокруг.

У каждого должен быть свой мегапроект

Что я понимаю под мегапроектом? Например, когда кто-то выходит на сцену или вылезает на холм, устанавливает флаг и говорит: "Я буду заниматься вот этим!". В таком случае человек проявляет не только целевые, но и лидерские амбиции. Окружение понимает это, берет с вас пример и пытается участвовать в реализации вашей идеи в жизнь. 

Пример таких мегамисий: Google - сделать всю информацию доступной каждому, Элон Маск - полет на Марс, НАСА - космический проект Apollo-13 по высадке людей на Луну (результат - увеличение ВВП США на 3%). Такие визионерские миссии создают все условия для того, чтобы проект стал успешным. На данный момент Украина еще живет в советской ролевой модели "не украдешь - не проживешь". Именно поэтому было бы очень круто, если бы в нашей стране кто-то сделал такой мегапроект. В будущем он мог бы стать примером новой европейской модели для Украины: "чтобы быть успешным, нужно хорошо учиться и много работать". Я не верю, что общество может трансформироваться без таких моделей.

Пять идей для мегапроектов

На данный момент у меня есть пять идей таких мегапроектов, которые можно воплотить в Украине. 

1. Перезапуск тяжелой промышленности.

Сегодня мировая тяжелая промышленность, машиностроение и прочее находятся под влиянием тренда "возобновляемая энергетика". Повсюду производят электромобили, электротанкеры, электропоезда, военную технику, используют солнечные батареи для добычи электроэнергии, появляются разумные электросети. Очевидно, именно эти технологии будут развиваться в мире в последующие десятилетия. Будет печально, если Украина не примет участия в их создании, ведь у нас для этого есть вся необходимая база.

2. Перезапуск легкой промышленности.

Представьте себе, что украинский лес экспортируют в виде крутой мебели. Почему в Украине до сих пор нет собственной IKEA или H&M? В нашей стране нет существенных препятствий для создания таких предприятий. На самом деле это очень простая бизнес-модель, нужно просто ее скопировать. Хотя в Украине для этого есть все возможности, почему-то никто не хочет этим заниматься. 

При этом мы должны четко понимать, что уже нет смысла создавать копию шведской компании. Возможная украинская IKEA - полностью роботизированная фабрика с новыми линиями производства, в которые на входе запускают дерево и металл, а с другой стороны получают готовые упакованные вещи. Роботизация - главный тренд в перезапуске процессов. Такая модернизация не только ускоряет процесс производства, но и повышает качество товаров. Если вы сможете построить и запустить такой завод, у вас автоматически появится долгосрочная стратегия по расширению производства и локализации бизнеса.

3. Брендинг Украины в мире через пищу.

Почему американская, итальянская, китайская и японская кухня так популярны во всем мире, а украинская - нет? Есть много причин, прежде всего исторических. Почему сейчас нам не популяризировать свою кухню, а через нее и страну? Как это сделать? Один из вариантов - киоск-дерунарня. Киоск - это маленькая структура в пищевом бизнесе, ее проще копировать и распространять. А деруны - технологически простой продукт для фастфуда. Все, что нужно, - придумать классный брендинг и запустить несколько пилотных проектов. Обкатать на них бизнес-модель, описать ее, создать сайт (сделать open source модель), сконцентрироваться на его промоушене и распространении франшизы вашего бизнеса. Главное - она ​​должна быть доступна для каждого, кто захочет ее купить. Это лишь маленький шаг, который может запустить огромную бизнес-стратегию для всей страны.

4. Украинский Голливуд - ускользающая, но все же реальность.

Представьте, как было бы круто, если бы украинские фильмы били прокаты на американском и азиатском рынке. В Украине много талантливых дизайнеров, художников, видеографов, людей, которые работают с монтажом и звуком. Они и так работают на аутсорсе и помогают делать мировые кинохиты. Почему же нам не создать собственный Голливуд, используя потенциал украинцев на благо Украины?

5. Обучение - наше все.

Если твоя цель - изменить мир к лучшему, то сфера с наибольшим результатом отдачи - это обучение. Развитие технологий во всех сферах человеческого бытия заставляет нас уже сейчас развивать новые навыки и приобретать новые знания. Обучение - это сфера, где не происходило никаких глобальных изменений за последние несколько сотен лет. На самом деле менялась лишь форма, а не суть процесса. Люди продолжают обмениваться знаниями в аудиториях, смотрят полезные видео на YouTube, читают книги. Поэтому мне непонятно, почему, например, Google до сих пор не придумал новую форму обучения.

Есть три варианта развития этой сферы:

  • скорость получения новых знаний очень мала. Выход - организация важной информации в условной Google-карте;
  • не все люди хотят учиться и не понимают, насколько это важно. Часто обучение - скучный и непонятный процесс. Выход - "геймифицировать" образование, научить людей использовать для самообучения уже существующие структурированные знания в сети интернет;
  • научиться сосуществовать с цифровым пространством. Каждый день через наши органы зрения проходит огромный поток информации. Если говорить на языке технологий, то у нас очень качественный input device. Проблема в том, что мы не можем передавать информацию с такой же скоростью. Если посмотреть с точки зрения эволюции, есть вероятность развития у человека над корой головного мозга некой "цифровой надкоры". Ее функция - объединить нас с нашим цифровым Я, которое уже существует в цифровом пространстве (профили в соцсетях, электронные адреса).

Моя мечта - сделать рай на земле в Украине. Для этого нам нужно много и усердно работать. Если вы хотите развиваться, читайте книги, а не посты в Facebook. В книгах содержится информация, которая будет актуальна еще много десятилетий. Большинство постов в Facebook теряют актуальность уже через несколько минут.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 10.10.24
Кількість КУА278на 10.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 10.10.24
Кількість ІСІ1815на 10.10.24
Кількість НПФ*53на 10.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24