Союз против кризиса

23 січня 2012
Галина Калачова, "Эксперт", №1-2, 2012

http://expert.ua/articles/23/0/9766/

Бюджетный союз призван стать прививкой от кризиса для стран еврозоны и не допустить третью волну финансового кризиса

Правительства стран еврозоны уже в следующем году будут вынуждены поделиться полномочиями по формированию госбюджета и госдолга с Европейской комиссией (ЕК). Первые шаги на этом пути сделают в ходе очередного антикризисного саммита Европейского союза в Брюсселе, запланированного на 30 января.

Принуждение к союзу

Мировая экономика находится у опасной черты, и новый полномасштабный кризис, который некоторые экономисты неуверенно называют третьим, может быть длиннее предыдущего, предупреждает Всемирный банк (ВБ). В докладе о глобальных экономических перспективах эксперты ВБ отмечают, что Европа уже вошла в рецессию, а темпы роста крупных развивающихся стран — Бразилии, Индии, России, ЮАР, Турции — замедлились.

Антикризисные действия руководителей проблемных стран ЕС оказались малоэффективными, подчеркивается в докладе. По прогнозам Национального банка Швейцарии, рост реального ВВП еврозоны в 2012 году составит 0,4%. Ожидания Европейского центрального банка более оптимистичны — один процент.

Неприятным новогодним подарком, предваряющим публикацию отчета ВБ, стало сообщение международного рейтингового агентства Standard & Poor's, которое 15 января понизило долгосрочные кредитные рейтинги девяти стран еврозоны, лишив Францию и Австрию наивысшей кредитной оценки на уровне «ААА». Рейтинг Франции и Австрии понижен агентством на одну ступень, до «АА+», Испании — на две, до «А», Италии — на две, до «ВВВ+», Португалии — на две, до «ВВ» (ниже инвестиционного уровня). На одну ступень стали ниже оценки кредитоспособности Мальты, Словакии, Словении, на две — Кипра (также ниже инвестиционного уровня). Рейтинг Германии остался на уровне «ААА» и со стабильным прогнозом.

Оценка рейтинговых аналитиков стала своеобразной реакцией на антикризисный план стран еврозоны. Из трех возможных вариантов борьбы с кризисом на саммите 8–9 декабря 2011 года страны ЕС поддержали наиболее жесткий — инициативу Франции и Германии о создании бюджетно-фискального союза в Европе. Он предполагает автоматическое применение штрафных санкций в случае несоблюдения странами-членами еврозоны жестких ограничений дефицита госбюджета (3% ВВП) и госдолга (60% ВВП).

Вступать в такой союз наотрез отказалась Великобритания. Руководство страны потребовало от Франции и Германии гарантий, которые не допустили бы регулятивного вмешательства со стороны ЕС в финансовую политику государства. «Наши британские друзья выдвинули неприемлемые требования. Они хотели отказаться от финансового регулирования. Однако мы считаем, что именно недостаток регулирования стал причиной кризиса, и эти требования британцев мы принять не смогли», — не отступает от своей позиции президент Франции Николя Саркози.

Сложный выбор

Еще более тесная интеграция — таблетка от кризиса. Создание бюджетного союза предполагает введение налога на некоторые виды финансовых транзакций, в частности, на операции с акциями и облигациями. Это — не новая идея. Еврокомиссия собиралась ввести такой налог в 2014 году, однако из-за усиливающегося кризиса европейские чиновники передумали.

Налоговая ставка на операции с акциями и облигациями составит 0,1% от суммы транзакции. Для других финансовых операций она будет в десять раз меньше — 0,01%. По предварительным подсчетам Еврокомиссии, введение нового налога должно приносить в бюджет ЕС ежегодно около 55 млрд евро. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что идея введения нового налога ему «не кажется очень разумной», поскольку усиление фискальной нагрузки отпугнет крупных инвесторов. Он пообещал ее заблокировать, «если, конечно же, весь мир вдруг не согласится в одно и то же время ввести такой же налог». А пока стоит ожидать, что частичное налогообложение финансовых операций приведет к переходу участников финансового рынка на другие более удобные виды транзакций.

Дуют против кризиса

Опрошенные «Экспертом» аналитики сходятся во мнении, что в целом бюджетный союз — верный путь спасения еврозоны от кризиса. По мнению Алексея Моисеева, начальника управления макроэкономического анализа компании «ВТБ Капитал» (Москва), вариантов развития событий в еврозоне всего два: либо правительства стран ЕС придут к консенсусу и фискальный союз заработает, либо Евросоюз так и будет переходить из кризиса в кризис до тех пор, пока не распадется. «Некоторые экономисты говорят, что распад ЕС может случиться уже в этом году. Я думаю, что без создания бюджетно-фискального союза это произойдет лет через пять, поскольку без боя никто сдаваться, похоже, не собирается»,  — отметил Моисеев.

Преодоление кризиса в еврозоне будет зависеть от того, насколько эффективные действия предпримет европейское руководство по решению проблем в других важных направлениях: наведении порядка в сфере госфинансов и поддержании ликвидности банковского сектора.

Во-первых, успех бюджетно-налогового союза в сфере госфинансов зависит, по мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, от того, согласятся ли Франция и Германия списать долги Италии и Греции. Долги греков, по его подсчетам, составляют 1,3% от французского и немецкого ВВП вместе взятых. «Это рискованный сценарий. Если применить такие методы, то ничто не запретит государствам опять нарастить долги в будущем с надеждой на то, что они когда-нибудь опять будут прощены», — считает директор Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Во-вторых, будущее союза зависит от того, смогут ли проблемные страны осуществить жесткие антикризисные меры, сокращающие бюджетный дефицит. Сегодня долги и дефициты госбюджетов многих стран еврозоны превышают установленные Маастрихтским договором (договор 1992 года о создании ЕС) ограничения — три процента ВВП по дефициту и 60% ВВП по госдолгу. Например, госдолг Греции составляет 145% ВВП, хотя греки уже ввели достаточно мер ограничительного характера: снизили на 20–30% зарплаты в госсекторе, сократили количество госслужащих и повысили пенсионный возраст. Несмотря на это, по итогам 2011 года дефицит госбюджета страны превысит установленный международными кредиторами (ЕС, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом) порог в 9% ВВП. По словам Устенко, для того чтобы снизить уровень госдолга Греции за счет бюджетной политики, например, до 100% ВВП, необходимо обеспечить профицит госбюджета на протяжении десяти лет на уровне около 10% ВВП.

Прощать долги придется не только Греции, но и Испании, Италии и другим крупным должникам. «В Испании уровень безработицы среди молодежи достиг 40 процентов, экономика стагнирует. Каким образом можно заставить испанцев продолжать закручивать гайки? А что, если на улицах Барселоны и Мадрида появятся неуправляемые толпы безработных?» — риторически вопрошает Устенко. Кроме того, вряд ли в пик политического цикла во Франции и Германии руководство этих стран сообщит избирателям-налогоплательщикам о том, что прощает огромные долги своим проблемным соседям.

Эмиссия во спасение

Дееспособность бюджетного союза также будет зависеть от того, как в ближайшем будущем проявят себя европейские банки и сколько смогут привлечь денег в этом году. В декабре 2011-го на первом аукционе трехлетних кредитов ЕЦБ они привлекли 500 млрд евро. Это позволило существенно уменьшить проблему ликвидности банков, которым уже в первом квартале нынешнего года предстоит погасить облигации на сумму свыше 200 млрд евро (без учета крупных частных размещений в некоторых странах). Кроме того, за счет этих денег фининституты смогли выкупить гособлигации итальянского и испанского правительств в ноябре-декабре 2011-го.

Тенденция сохраняется: 12 января этого года Испания и Италия привлекли от размещения госбумаг более 22 млрд евро. Испания выручила десять миллиардов евро, разместив трехлетние облигации на сумму 4,27 млрд евро при средней доходности в 3,38% — это ниже, чем на предыдущих аукционах. Италия разместила две серии краткосрочных бумаг на общую сумму 12 млрд евро, в том числе 12-месячные векселя на 8,5 млрд евро. Их удалось реализовать довольно дешево — под 2,74%. А ведь еще в середине декабря 2011 года доходность по векселям была в два раза выше — 5,95%. В результате успешного размещения стран-должников резко снизилась доходность десятилетних гособлигаций Италии и Испании на вторичном рынке — до 6,6 и 5,15% соответственно, по сравнению с рекордными 7 и 5,3% в декабре прошлого года.

Как отметил Моисеев, в свое время к практике вливания средств в банковский сектор прибегли центральные банки Великобритании, США, России. Опыт показывает, что помощь от центробанков позволяет быстро восстановить доверие инвесторов к финсектору. «Банковской системе, испытывающей трудности, необходимо срочно предоставить финансовую поддержку, своеобразную подушку безопасности со стороны центрального банка, чтобы ни у кого не возникало сомнений в стабильности системы», — считает аналитик. Это позволит стабилизировать ситуацию, предотвратить отток вкладов и сохранить работоспособность банков.

Но теперь политикам необходимо наладить эффективную работу бюджетно-налогового союза. Вероятно, лимиты по госзаимствованиям будут устанавливаться на уровне ЕС. Возможно, в рамках союза реализуется еще одна антикризисная идея — выпуск единых европейских облигаций и ограничение эмиссии национальных госбумаг.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24