Смена ориентиров

21 вересня 2009
Дария Рябкова, "Инвестгазета", №37, 2009

http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26855

Прекращать стимулирование экономики? Ужесточать монетарную политику? Повышать стоимость денег? США и Германия - «за». Мир - «против». Саммит G20  в Питтсбурге станет площадкой для столкновения интересов  

У 3,5 тыс. журналистов, которые на этой неделе будут освещать саммит G20 в американском городке Питтсбурге, будет непростая задача - искать эксклюзивную информацию там, где в эксклюзиве явный недостаток. Этот саммит «Большой двадцатки» вряд ли будет отличаться от своих двух предшественников и не принесет миру конкретного решения конкретных проблем. Президент Франции Николя Саркози опять будет угрожать коллегам, что покинет саммит, если не будет решения об ограничении бонусов. Ху Дзинтао, глава КНР, в очередной раз захочет расширения права голоса Китая в МВФ, а президент США Барак Обама снова будет добиваться мировой регуляторной реформы.

Так что больших новостей от этого саммита вряд ли стоит ждать. Но зато интересные изменения произойдут в настроениях, которые будут царить на саммите. Еще полгода назад умы были заняты вопросом - кому и сколько, а также на каких условиях правительства должны предоставлять финансовую помощь, чтобы спасти свои экономики от краха. В Питтсбурге эта проблема волновать уже никого не будет.

В последние месяцы ряд крупнейших экономик мира - Франции, Германии и Японии - продемонстрировали рост. Выходить из рецессии начала и экономика США - по прогнозам, рост американского ВВП в текущем и четвертом кварталах может составить более 2%. А потому все больше стран подумывают о том, что пора возвращаться к докризисным принципам работы экономики. Вопрос стимулирования экономик, ужесточения монетарной политики и повышения  стоимости денег разбил мир на противоборствующие лагеря. И саммит G20 в Питтсбурге станет местом столкновения аргументов. От того, кто победит в этом споре, в буквальном смысле зависит будущее мира.

Когда нужно быть пессимистом

Главное правило выживания любого пожарного - «знай дорогу на выход». То же самое можно сказать и о тех, кто занимается тушением пожара финансового кризиса. Чтобы спасти свои экономики от краха, правительства по всему миру приняли и реализовали внушительные программы по стимулированию экономики. Теперь же они начинают думать, как эти меры  сворачивать.

Больше всех этой идеей озаботились, по-видимому, США. На фоне первых признаков роста здесь начали поговаривать о том, стоит ли вливать в экономику все из $737 млрд., обещанных в рамках антикризисной политики Вашингтона. А глава госказначейства Тим Гайтнер призвал своих коллег из других стран уже сейчас заняться разработкой того, как они будут выходить из политики антикризисной поддержки.

Но вместо единого подхода к саммиту G20 Гайтнер добился прямо противоположного эффекта. В Европе США смог найти поддержку только в лице Германии. Остальные - категорически «против». «Очень важно не потерять из виду тот факт, что историю делают не темпы роста, а его уровень», - говорит Мервин Кинг, глава Банка Англии, имея в виду, что похвастаться проделанной работой и восстановлением экономики руководители государств смогут только тогда, когда рост этот будет постоянным, стабильным и высоким.

Позиция США особых объяснений не требует. Беспрецедентное расширение баланса ФРС, понижение процентных ставок до нуля, а также  стабилизация экономики создали условия для ослабления американского доллара. А это, вкупе со значительными антикризисными вливаниями в экономику, способствует усилению инфляционных давлений. «Поэтому ФРС нужно поднимать ставки уже сейчас, так как требуется около года, чтобы изменения в монетарной политике начали приносить плоды», - говорит Константин Литвин, стратег Astrum Investment Management.

Но у тех, кто «против», также весомая аргументация. История ХХ столетия подбросила миру по крайней мере два примера, почему прекращать стимулирование экономики лучше поздно, чем рано. По мнению Кристины Ромер, главы Группы экономических советников при Бараке Обаме, именно неловкое, стремительное, а главное - слишком раннее сокращение фискальных и монетарных методов стимулирования американской экономики в середине 1930-х годов стало причиной того, что в 1937 году ее накрыла вторая волна рецессии. И тот же механизм стал причиной того, что после рецессии 1990-1991 годов Япония не возобновила рост, а погрузилась в длительную и болезненную стагнацию.

Другими словами, слишком рано свернув программу экономической помощи, правительства оказали своей стране «медвежью услугу». Именно поэтому оппозиционеры идеи Гайтнера паникуют. Они боятся, что отзыв госпомощи станет плохим сигналом для рынков. Если ставки ФРС будут повышены слишком рано, это приведет к увеличению стоимости капитала для потребителей, увеличению процентных ставок по ипотечным и коммерческим кредитам. «А это грозит ростом объемов проблемных кредитов и, соответственно, еще большими потерями для хрупкой банковской системы, - говорит Литвин. - Но ведь ФРС, наоборот, борется за улучшение доверия к банковской системе, кризис которой чуть не привел к краху всей экономики». Кроме того, по мнению аналитика Dragon Capital Виталия Ваврищука, если одна страна поднимет процентные ставки, это может вызвать переток инвесторов из экономик других стран в экономику этого государства. «Изменение процентных ставок меняет балансы капитала в разных экономиках. А поскольку барьеры для перетока капитала между странами сегодня практически отсутствуют, повышение ставки ФРС может переориентировать международные потоки финансовых ресурсов за считанные дни», - говорит он. По мнению Билла Эммота, бывшего главного редактора The Economist, продолжать поддерживать экономический рост странам Запада нужно еще по крайней мере два-три года.

Именно это и собираются делать большинство западных стран. По мнению британских инвесторов, ставка РЕПО центробанка этой страны будет находиться на минимальном уровне еще как минимум два следующих года (сейчас она составляет 0,5% - самый низкий уровень за все 315 лет существования британского центробанка). Не собираются прекращать стимулирование экономики и во Франции. В ответ на вопрос, когда это может произойти в случае с французской экономикой, министр финансов этой страны Кристин Лагард заявила, что это «только Богу известно». При этом удивительное единодушие в этом вопросе со странами Запада проявили и страны Востока. Хотя развивающиеся страны, вообще-то, наоборот, должны бы прекращать стимулирование экономики.

Игра в «наоборот»

Сегодня в мире существует два типа стран. Те, для которых  вопрос о переходе на привычные рельсы работы экономики ставить слишком рано. И те, которые еще до кризиса страдали от высоких темпов инфляции, а антикризисные программы стимулирования экономики лишь усилили эти «страдания». Им, считает Эммотт, прекращать программы стимулирования нужно уже очень скоро. 

Среди первых, конечно же, - США, Великобритания, Франция, Германия и Со. Страны Азии, ЦВЕ, Ближнего Востока и даже Россия с Украиной относятся ко второму типу. Они уже влили в свои экономики значительные суммы, что грозит увеличением темпов инфляции, а в некоторых странах, таких как Китай, - и перегревом национальных экономик. 

И все же и страны ЦВЕ, и даже крупнейшие азиатские «монстры» пока не собираются прекращать поддержку экономики. Обжегшись на молоке, теперь дуют на воду и продолжают вливания. Чиновники Южной Кореи, которая уже столкнулась с угрозой перегрева своего рынка недвижимости, говорят, что пока ВВП этой страны растет за счет вливания в экономику государственных денег. Частные инвесторы себя еще не проявили. А потому даже думать об отказе от антикризисной стратегии Сеулу пока рановато. Глава китайского центробанка Чжоу Сяочуань также заявил, что его страна будет продолжать реализовывать свою активную «профилактическую» фискальную политику и, соответственно, ослаблять монетарные методы с расчетом на то, чтобы достичь столь желанных Пекином запланированных 8% роста в текущем году.

Но еще больше азиатские страны не хотят прекращения господдержки экономики западными странами. По результатам саммита глав финансовых ведомств G20 их представители от Бразилии, России, Индии и Китая даже подписали специальное коммюнике. «Слишком рано говорить о конце кризиса, - говорится в нем. - Будущее глобальной экономики все еще неопределенно, экономической и финансовой стабильности еще угрожают существенные риски. Устойчивое восстановление требует более прочной основы». Дели, Пекин и другие опасаются, что в результате преждевременного прекращения стимулирования экономики развитые рынки накроет новой волной кризиса, последствия которой - как и в начале нынешнего кризиса - развивающиеся рынки испытают на себе.

Конец эры «легких» денег?

Заложником того, будет прекращена госпомощь или нет, станет повышение центробанками процентных ставок. Увеличение стоимости денег - одна из первых мер, которую будут принимать страны, как только признаки выздоровления их экономик  станут явными и настойчивыми.

По мнению аналитиков, опрашиваемых Bloomberg, если в третьем квартале экономика США опять покажет рост, у ФРС появится сильное искушение пересмотреть свои ставки в сторону повышения. Сегодня даже называется конкретная дата - 10 января следующего года, - когда на очередном заседании ФРС такое решение могут принять. Исходя из дефицита сторонников этой идеи и количества протестующих против конца антикризисных планов, не исключено, что на саммите G20 президента США Барака Обаму  убедят, что спешка в этом деле опасна. «Повышение процентной ставки необходимо для предотвращения роста инфляции и понижения ликвидности в системе. Но сейчас базовая инфляция в США находится на нулевом уровне, хотя инфляционные давления и усилились в августе», - говорит Литвин. По тем данным, что просачиваются в прессу, пока можно сказать, что европейцы одержат верх, и ФРС будет держать процентные ставки на нулевом уровне до последнего, до тех пор, пока инфляция не станет явной угрозой. А значит, по мнению ряда экономистов, - по меньшей мере, до весны
2010-го. «Учитывая общую обеспокоенность международных финансовых организаций, и руководителей крупнейших стран, - говорит Ваврищук, - решение о повышении процентных ставок в ключевых экономиках, в том числе и в США, не будет быстрым».

Но не исключено, что с повышением процентных ставок могут и согласиться, как с компромиссом, на который пойдут правительства, чтобы, и дальше внедряя свои планы стимулирования экономики, снизить угрозу инфляции в своих странах. С компромиссом, который уже принят в Израиле. 24 августа эта страна первой в мире с начала кризиса подняла ставку с 0,5% до 0,75. «Это решение стало вынужденным балансом между необходимостью уменьшить инфляцию и потребностью поддержать начавшееся восстановление израильской экономики», - объяснил глава израильского центробанка Стенли Фишер. И это решение тем более важно, что мнение Фишера, бывшего замдиректора-распорядителя МВФ, имеет вес в международном банковском мире. А сейчас по тому же пути решил пойти и Сеул.  Центробанк Южной Кореи на прошлой неделе дал понять, что готов поднять процентную ставку  с нынешних 2%, чтобы уменьшить надувание пузыря на своем рынке недвижимости. Хотя и обещает, что полностью отказываться от стимулирования экономики не собирается и «конца эры легких денег» не будет. По словам руководства центробанка Южной Кореи, к докризисному уровню процентной ставки в 5,25% он вернется еще нескоро.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 27.11.24
Кількість КУА278на 27.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.11.24
Кількість ІСІ1819на 27.11.24
Кількість НПФ*53на 27.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24