Слияние двух лун
Относительное затишье на рынке банковских слияний и поглощений в прошлом году в нынешнем может смениться массовой скупкой банковских активов за бесценок
Взлеты и падения
Как и прогнозировал БИЗНЕС (см. №5 от 04.02.08 г., стр.58-62), прошлый год не очень порадовал владельцев отечественных банков, готовивших свои финансовые активы на продажу. В прошлом году сорвался целый ряд сделок, которые были, что называется, “на мази”. В частности, так и не удалось продаться Кредитпромбанку. В начале 2008 г. была информация, что французская Societe Generale близка к покупке этого финучреждения. Однако сделка не состоялась, якобы из-за убытков французской группы, которые ей нанес трейдер-мошенник. Напомним: еще раньше объявлялась покупка Кредитпромбанка одним из крупнейших банков Греции — National Bank of Greece (NBG).
Были близки к продаже своего детища и собственники “Родовід-Банка”. В качестве основного претендента назывался крупный ирландский банк Allied Irish Bank, который уже владеет дочерними структурами в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), например в Польше. Уже осенью 2008 г. в период обострения мирового финансового кризиса израильский банк Hapoalim отказался закрывать сделку по покупке небольшого украинского финучреждения — Укринбанка. Официальная причина — запрет Центрального банка Израиля на приобретение активов за рубежом в целях сохранения ликвидности собственной банковской системы. Отметим, что об этой сделке стоимостью EUR95 млн было объявлено еще осенью 2007 г. Так и не произошли ожидаемые рынком сделки по продаже Укргазбанка (подконтролен нардепу от “Партии Регионов” Василию Горбалю) и Брокбизнесбанка (основной акционер — председатель ГНАУ Сергей Буряк).
Тем не менее в 2008 г. сорвать куш на рынке банковских слияний и поглощений удалось мэру Киева Леониду Черновецкому. В феврале 2008 г. 100% акций его детища — Правэкс-Банка — купила одна из крупнейших итальянских банковских групп Intesa Sanpaolo. Стороны договорились о сумме сделки в
EUR504 млн. Напомним: ранее итальянцам не удалось приобрести Укрсоцбанк. Продажа Правэкс-Банка четко дала понять, что иностранцы стали более экономными и расчетливыми, а владельцы отечественных банков — более сговорчивыми. Если ранее в процессе оформления сделки стоимость украинских банков только возрастала, то в последнем случае было заплачено на EUR11 млн меньше, чем предусматривалось изначально. В итоге, сделка была закрыта в июле по цене EUR493 млн. Пресс-служба Правэкс-Банка рапортовала о рекордном коэффициенте “price-to-book value” (P/BV — отношение цены продажи банка к его капиталу. — Ред.) сделки, равном 6,5. Но так как на 1 июля 2008 г. капитал этого финучреждения составлял 830 млн грн., реально мультипликатор лишь немного превысил коэффициент 4,5. Тогда как по итогам 2007 г. средневзвешенное значение P/BV при продаже отечественных банков равнялось 5,2.
Кроме того, прошлым летом собственник “Дельта Банка” Николай Лагун продал 49% акций своего финучреждения крупному американскому инвестфонду Icon Private Equity. Сумма сделки не разглашалась. Этот фонд входит в число крупнейших игроков рынка прямых инвестиций России и стран СНГ и управляет более чем $1 млрд. Инвестиции осуществляются в динамичные компании, работающие в сфере финансов, телекоммуникаций и медиа. Господин Лагун продолжает контролировать “Дельта Банк” (ему принадлежит 51% акций), поэтому в данном случае можно говорить о привлечении не стратегического, а портфельного инвестора, что тоже большая удача для украинского банковского рынка.
Следует отметить, что в начале 2008 г. была совершена еще одна небольшая сделка. Пятый по размеру греческий банк Alpha Bank приобрел небольшой украинский “Астра Банк”. Это финучреждение было зарегистрировано в 2007 г. бывшими собственниками Индэкс-Банка (проданного Credit Agricole в 2006 г.) во главе с нардепом Виктором Тополовым (фракция НУНС). Поэтому в данном случае более уместно говорить о покупке банковской лицензии, а не бизнеса. По информации БИЗНЕСа, в свое время Alpha Bank претендовал на покупку Индэкс-Банка. Собственники “Индэкса” якобы даже зарегистрировали “Астру” именно “под греков”. Напомним: аналогичная история имела место при продаже банка “Престиж” (ныне — “Эрсте Банк Украина”) австрийскому Erste Bank, который ранее проиграл борьбу за покупку банка “Аваль” также австрийской группе Raiffeisen International.
К слову, в 2005-2007 гг. иностранцы купили несколько десятков отечественных финучреждений. При этом наши банки продавались по совершенно космическим ценам. Иностранные монстры готовы были платить за билет на перспективный украинский рынок цены, равные 4-6 капиталам приобретаемых банков (см. БИЗНЕС №1-2 от 15.01.07 г., стр.57-60). Тогда как в мировой практике даже мультипликатор, равный трем, принято считать впечатляющим. Таким образом, наиболее расторопные собственники украинских банков за период массового вторжения иностранцев смогли выручить за свои детища в общей сложности около $12 млрд.
По нужде
В конце прошлого года на отечественном банковском рынке стартовала качественно новая кампания слияний-поглощений. Она была вызвана финансовым кризисом, который поставил отдельные отечественные банки на грань банкротства. Собственники двух отечественных финучреждений из ТОП-10, которые всего год назад не могли сложить им цену, вынуждены были расставаться со своим бизнесом практически даром. Так, столкнувшийся с финансовыми трудностями вследствие оттока вкладов “Надра Банк” в ноябре был выкуплен холдинговой компанией DF Group, подконтрольной предпринимателю Дмитрию Фирташу. За 86,7% акций бывшие собственники получили всего $60 млн. Примечательно, что в сентябре 2006 г. президент и совладелец “Надра Банка” Игорь Гиленко оценивал банк более чем в $1,5 млрд (см. БИЗНЕС №39 от 25.09.06 г., стр.58-61). Дмитрию Фирташу также приписывают контроль над мелким одесским финучреждением — “Місто-Банком”. Кстати, летом прошлого года более 50% акций этого банка были проданы латвийскому Trasta KomercBanka (TKB). Подробности сделки не разглашаются. По величине активов ТКВ занимает 15-е место из 26 латвийских банков. Принимая во внимание то, что совладельцем ТКВ является давний бизнес-партнер г-на Фирташа, можно заключить, что в данном случае, скорее всего, имела место обычная оптимизация активов в рамках DF Group.
Самой громкой сделкой прошлого года стала продажа Проминвестбанка (ПИБ). Поговаривают, что к бывшему владельцу ПИБа Владимиру Матвиенко очень часто обращались иностранные инвесторы с предложениями продать финучреждение. Он упорно отказывался. Хотя, учитывая тогдашние расценки на украинские банки, мог легко выручить за свои акции минимум $1,5-2 млрд. Летом 2008 г. стартовала массированная информационная атака на ПИБ. В конце сентября началась паника среди вкладчиков — всего за несколько дней они изъяли из этого банка почти половину депозитов. В начале октября 2008 г. в ПИБе была введена временная администрация. Через месяц НБУ объявил, что австрийская трейдинговая компания SLAV AG, подконтрольная бизнесменам и народным депутатам от “Партии Регионов” братьям Сергею и Андрею Клюевым, сконцентрировала 68% акций ПИБа (как известно, братья Клюевы контролируют в Украине небольшой Актив-Банк. — Ред.). Новый инвестор должен был провести допэмиссию на 900 млн грн. и предоставить ПИБу фондирование в размере 3,6 млрд грн. Сроки эмиссии несколько раз переносились, однако “стратег” так и не смог выполнить свои обязательства. Напомним, что в 2006 г. SLAV AG потерпела фиаско, участвуя в приватизационном тендере на покупку небольшого банка в Австрии — Bank Burgenland. После срыва допэмиссии в НБУ в очередной раз заговорили о необходимости национализации ПИБа, как вдруг 15 декабря SLAV AG объявила, что призвала себе на помощь мощного партнера — российский Внешэкономбанк (ВЭБ). По словам временного администратора ПИБа, зампреда НБУ Владимира Кротюка, первоначально планировалось, что российский монстр якобы не будет входить в капитал ПИБа, а предоставит только фондирование в виде кредитов или депозитов. Однако под занавес прошлого года стало известно, что ВЭБ все-таки выкупил контрольный пакет акций ПИБа, а SLAV AG осталась миноритарным акционером. Внешэкономбанк с активами в размере более $20 млрд является государственным банком и по величине активов входит в ТОП-10 российских банков. В то же время, в отличие от других госбанков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), имеет особый статус банка развития и функционирует по отдельному (специальному) закону. ВЭБ является проводником внешнеэкономической политики России. Его наблюдательный совет возглавляет премьер-министр РФ Владимир Путин. У ВЭБа есть шесть иностранных представительств в крупнейших финансовых столицах мира, однако дочерние структуры за рубежом до сих пор отсутствовали.
Таким образом, по итогам 2008 г. в лидеры по объемам капитала, вложенного в украинские финучреждения, уверенно вышла Российская Федерация. За прошедший год российские банки увеличили инвестиции в капитализацию украинского банковского сектора более чем вдвое. Россияне контролируют в Украине 11 финучреждений, три из которых уже входят в ТОП-10 лидеров рынка. В итоге почти четверть в общем объеме иностранных инвестиций в украинский банковский сектор приходится на северного соседа (см. “Капитал…” на стр.32). Отметим, что львиная доля этих вложений осуществлена банками, почти полностью подконтрольными Кремлю. Украинские “дочки” российских монстров наиболее активно работают в сегменте кредитования корпоративного сектора (“ВТБ Банк”), но не забывают и о розничном бизнесе. В прошлом году свои позиции в рознице заметно усилил “Альфа-Банк (Украина)”. Надо признать, что российские дочерние банки принадлежат к числу наиболее капитализированных. Второе место по масштабам экспансии в Украину уверенно занимает австрийский капитал. Затем с небольшим отрывом идут Италия и Франция. Замыкают лидирующую группу банки из балканских стран (Греция+Кипр), Швеции и Германии.
Сливания
По официальным данным НБУ на 01.12.08 г., в Украине работали 50 банков с иностранным капиталом, из них 18 контролировались нерезидентами на 100%. Доля иностранного капитала в уставных фондах банков — почти 36%. Однако реально (за исключением случаев, когда резиденты Украины контролируют банки через офшоры) иностранцы контролируют 47 украинских финучреждений, т.е. 25% их общего количества (см. “Капитал…” на стр.32). По состоянию на конец 2008 г. иностранцы уверенно захватили большую часть отечественного банковского сектора. Так, доля иностранного капитала за последний год увеличилась на 4 п.п. и превысила 46% (см. “Основные показатели…” на стр.31). При этом по активам украинские “дочки” иностранных монстров контролируют почти 50% рынка (год назад — 42%). Иностранцы продолжали постепенно наращивать свое присутствие в большинстве сегментов рынка. В частности, они контролируют почти 60% рынка кредитования населения (год назад — 52,6%), в сегменте ипотеки доля их превышает 65%. Кредитование корпоративного сектора на 45% обеспечивает иностранный банковский капитал (годом ранее — 37,6%). По сравнению с прошлым годом несколько уменьшилась доля банков с иностранным капиталом на рынке депозитов юрлиц и, наоборот, увеличилась на рынке депозитов населения. Тем не менее по уровню присутствия иностранного капитала в банковской системе Украина по-прежнему значительно отстает от других стран ЦВЕ. Например, в Польше доля иностранцев в активах банковского сектора составляет 67%, в Чехии и Словакии — более 95%. В то же время отечественный банковский рынок наиболее фрагментарен (низкая концентрация). Если в среднем по странам ЦВЕ на ТОП-5 игроков приходится около 60% рынка, то в Украине — не более 40%.
С определенной долей уверенности можно говорить, что в текущем году иностранцы продолжат планомерно увеличивать рыночную долю в большей степени за счет развития существующих банков, а не покупки новых (так называемый органический рост). Неотвратимым явлением станет и столь долгожданная НБУ и так давно прогнозируемая экспертами консолидация банковского сектора, т.е. сокращение количества банков. Председатель правления “Райффайзен Банка Аваль” (г.Киев; с 1992 г.; более 17 тыс.чел.) Владимир Лавренчук уверен, что крупные игроки не заинтересованы в присоединении небольших финучреждений. Поскольку издержки на интеграцию не покроются ожидаемыми выгодами, да и в условиях кризиса у крупных банков другие проблемы. В то же время банкир считает, что собственники мелких банков психологически не склонны к объединению своих детищ. При этом г-н Лавренчук признает, что если “малыши” будут убыточными, то их владельцы не станут поддерживать такой бизнес, пополняя капитал. Многие эксперты допускают, что иностранные банки, долгосрочная стратегия которых предусматривает присутствие в Украине, воспользуются моментом и за бесценок сделают соответствующие приобретения. Но если год назад иностранцы готовы были платить $10-30 млн только за лицензию, то сейчас вряд ли им будут интересны совсем уж мелкие банки. В частности, компания IMB Group, которой принадлежит Международный ипотечный банк, в 2009 г. намерена приобрести сразу несколько банков. По словам генерального директора IMB Group (г.Киев; с 2004 г.; около 1 тыс.чел.) Грега Краснова, речь может идти о приобретении банков с портфелем розничных депозитов в размере 0,25-1 млрд грн. и более-менее развитой филиальной сетью. На сегодня таким критериям отвечают 45 отечественных банков 3-й и 4-й групп по классификации Нацбанка. На покупки может быть выделено до $250 млн. Рискнем предположить, что этих денег хватит для приобретения минимум десятка финучреждений такого калибра.
Всього компаній-членів | 284 | на 03.01.25 |
Кількість КУА | 279 | на 03.01.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 03.01.25 |
Кількість ІСІ | 1829 | на 03.01.25 |
Кількість НПФ* | 52 | на 03.01.25 |
Кількість СК* | 1 | на 31.10.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 650 460 | на 31.10.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 237 | на 31.10.24 |