Силиконовая долина смерти

07 жовтня 2011
Дария Рябкова, "Инвестгазета", №35, 2011

http://www.investgazeta.net/politika-i-ekonomika/silikonovaja-dolina-smerti-161952/

Где будет стоять запятая, зависит от самой Украины. Пока что мы далеки от перспектив создания «силиконовой долины», а этап жизни изобретения от зарождения идеи до создания промышленного образца в нашей стране именуется «долиной смерти».

Место в четверке лидеров еще не означает, что конкурентов можно списать со счетов. За первое место в списке топ-стран по количеству инноваций в ЕС Швеции приходится бороться изо дня в день уже многие годы. У страны есть свой «конек»: шведские ученые — лидеры по числу доходов от продаж лицензий и патентов за рубеж и ушли далеко вперед в пункте международных совместных научных публикаций. Но и все остальные вопросы, с учетом которых ежегодно составляется рейтинг самых инновационных экономик ЕС, Копенгаген держит «на карандаше». Правда, платя за это соответствующую сумму — почти $12 млрд. в год, или 3,6% национального ВВП.

Украинские ученые о таких цифрах могут только мечтать. Финансирование отечественной науки находится на столь низком уровне, что говорить о каком-либо инновационном прорыве поводов просто нет. Система господдержки украинской науки и инновационной деятельности — настоящий каталог антистимулов, которые отобьют у бизнеса желание вкладывать в научные разработки, оставив ученых один на один с проблемой доведения изобретений от идеи до внедрения в реальную жизнь.

Не карманом единым

По словам главы Национального агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Владимира Семиноженко, в среднем расходы госбюджета нашей страны на науку составляют не больше 0,4% ВВП, и это при том, что по закону объем финансирования должен составлять 1,7% ВВП Украины. Да и это финансирование так «размазано по тарелке», что на каждую научную разработку приходится всего сотня-другая тысяч гривен. Расходы на работу одного ученого в Украине втрое меньше, чем в России, в 18 раз меньше, чем в Бразилии, в 34 — чем в Южной Корее, в 70 — чем в США.

В результате большинство НИИ не развиваются, а уныло влачат свое существование, давно забыв о научной славе. В нынешнем году Агентство изменило подход к финансированию изобретателей, сократив количество научных проектов, которым предоставляет финансирование, но значительно расширив объем финансирования на каждый проект. Теперь вместо сотен разработок Агентство финансирует 48, а общий объем средств для них на текущий год составляет 35 млн. грн. Но это вряд ли будет очень действенным методом против того, чтобы Украина и дальше сползала в конец списка стран с инновационной экономикой. Если в прошлом году в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума по этому вопросу Киев занимал 63-е место, то в текущем Украина оказалась уже на 74-м — вместе с Танзанией и Пакистаном.

Если государство не справляется с финансированием инноваций само, оно могло бы вдохновлять на подобные инвестиции бизнес. Так, как это делает, к примеру, правительство Нидерландов. В этой стране ставка налога на доход от инновационной деятельности установлена всего на уровне 5%.

Налоговое стимулирование в развитых странах — вообще очень распространенная практика. Как показало исследование компании Ernst & Young, виды стимулирования R&D-разработок со стороны бизнеса очень зависят от степени развития экономики. И если в развивающемся мире ключевым методом поддержки инноваций являются государственные гранты, то правительства развитых стран предпочитают не прямую финансовую поддержку, а целый микс методов, включающих гранты, налоговые кредиты, или, как в ряде самых передовых стран, в том числе в Нидерландах, целые «патентные пакеты». То есть метод налогообложения компании, согласно которому доход, который компания получает от интеллектуальной собственности, облагается по куда меньшей ставке, чем доход от традиционных источников. 

Формально Украина также входит в список развитых с точки зрения поддержки инвестиций стран. На бумаге у нас существует целый арсенал средств для помощи изобретателям. Так, согласно закону, компании, разрабатывающие и внедряющие инновации, имеют право на налоговые векселя и должны освобождаться от ввозной пошлины при ввозе в Украину нового оборудования и материалов, необходимых для создания инновации и не производимых в Украине. Кроме того, еще в конце 1999 года был принят закон о специальном режиме инновационной деятельности технологических парков, то есть особых налоговых зон для реализации инновационных проектов. Сегодня в стране формально существуют 17 технологических парков, которые за годы своей работы трудоустроили 3,5 тыс. человек, выполнили 116 проектов и сумели продать инновационные разработки на сумму в 12,3 млрд. грн. (данные на 2010 год).

Но на деле ничего из этого не работает. Закон о технологических парках был отменен еще в 2005 году, таможенная служба в 2010-2011 годах фактически заблокировала вексельную форму расчетов и т.д. В результате с учетом того, что внутренняя конкуренция в большинстве отраслей в Украине невелика, у компаний просто нет мотивации вкладывать в инновации. Если объем инвестиций в торговлю составляет в Украине, скажем, 7,5% от общего объема в стране, то в науку и инновации — всего полпроцента. Исключение — лишь высококонкурентные отрасли и крупный, особенно технологичный, бизнес, где, напротив, заинтересованность во внедрении инноваций очень высока. «На сегодня Украина технологически отстала от своих европейских соседей. 11 стран мира уже используют технологии 4-го поколения связи — LTE, почти все остальные давно внедрили 3G, а Украина до сих пор работает на технологиях 2-го поколения», — переживает за развитие инноваций Игорь Литовченко, президент компании «Киевстар». Такое отставание, говорит он, тормозит развитие скоростной мобильной передачи данных и, в конечном счете, негативно сказывается на развитии экономики Украины, ведь увеличение числа пользователей широкополосных сетей всего на 1% в результате приводит к росту количества рабочих мест на 0,2-0,3% в год.

Нынешний президент Виктор Янукович обещал экономике золотые инновационные горы. «Наука должна быть ключевым инструментом в дальнейшей модернизации нашего государства, укреплении ее конкурентоспособности. Безусловно, мы должны с вами создать современные механизмы участия науки в этом процессе», — рассуждал президент, к примеру, в июле на встрече с президентом академии наук Украины Борисом Патоном. Сейчас на подписи у президента лежит «Закон об инновационных приоритетах Украины». Он должен дать ответ, как видит развитие инноваций нынешнее руководство страны, а главное, появится ли в вопросе поддержки научных новинок какая-либо последовательность.

Однако за последний год в стране не было сделано никаких шагов, направленных на мотивацию вкладывать в инновации. В результате, по словам Чеботарева, за этот период не было зарегистрировано ни одного нового инновационного проекта и ни одного нового технопарка. «В двух-трех еще еле-еле теплится жизнь, в остальных же деятельность практически отсутствует», — говорит он. 

Впрочем, главная проблема даже не в деньгах или стимулировании. Ключевая загвоздка в том, что между научной разработкой и ее внедрением в жизнь существует целая пропасть. «Этап жизни изобретения от рождения его идеи до создания промышленного образца — самый сложный. Его называют «долиной смерти», — говорит Андрей Колодюк, глава правления компании Aventures Capital, объясняя: — Этот этап требует больших финансовых вложений. И во всем мире эту часть работ финансируют государственные инновационные программы, так как государство заинтересовано в создании локального производителя». В Украине никакой системы жизнеобеспечения для изобретений в этой «долине смерти» нет (подробнее читайте в статье «Нет контакта» на стр. 12). Но без инфраструктурного звена, которое бы обеспечило выход научных разработок на рынок, в реальный сектор экономики, любой объем финансирования науки останется чистыми расходами.

Ученые уже начали свой поиск выхода из ситуации и стали создавать собственные объединения для продвижения своих разработок и поиска инвесторов. Но у государства также есть свои планы на этот счет. 

Еще в прошлом году госагентство выступило с инициативой создания государственного «бизнес-ангела», то есть организации, которая на начальной стадии будет помогать изобретателям внедрять их разработки в жизнь. Поначалу Фонд поддержки малого инновационного бизнеса (как назвали свой проект в госагентстве) по примеру западной практики должен вкладывать в инновационные разработки сравнительно небольшие суммы денег, помогая им «стать на ноги» на самых первых порах. «Затем, через год-два, фонд должен превратиться в национальную венчурную компанию, сохранив также функции бизнес-ангела», — строит планы Валентин Чеботарев. То есть должен сопровождать проекты и на уровне первоначальных небольших инвестиций, и тогда, когда «подросшему» проекту нужны будут уже куда большие вливания. При этом одной из ключевых задач фонда должно стать привлечение к проектам частных инвесторов и работа на принципах частно-государственного партнерства, а соотношение долей частных и государственных средств, по мнению Чеботарева, в идеале должно составлять 75/25. Сейчас проект постановления Кабинета Министров Украины находится на доработке в правительстве, и уже до конца года оно должно принять по нему решение.

Даже если президент, премьер и народные депутаты согласятся с тем, что существование подобного фонда необходимо нашей стране, обеспечит ли он прорыв для развития инноваций, будет по-прежнему под большим вопросом. «Задача государства лишь создать эффективные условия. И затем не мешать. Это справедливо применительно к любой сфере жизни и хозяйственной деятельности. Если цепочка создания и внедрения инновационных решений будет выстроена таким образом, что все ее участники — на уровне разработки, патентирования, бизнес-внедрения — будут получать достойное вознаграждение, то механизм развития инноваций в Украине станет самодостаточным», — рассуждает Игорь Литовченко.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24