Швейцарские банки - конец мифа

12 березня 2010
Вячеслав Мироненко, "Инвестгазета", №9, 2010

http://investgazeta.net/finansy/shvejcarskie-banki---konec-158515/

Сегмент управления состояниями богатых людей меняется так быстро, что через пару лет он будет совершенно иным, нежели существовал до кризиса. Пять парадоксов private banking, «обнажившихся» в прошлом году

Центральный офис Pictet & Cie в Женеве скорее напоминает здание роскошного отеля, чем банка. За огромными стеклянными дверями вас встретит швейцар и вежливо поинтересуется целью визита. После этого вас проводят к личному менеджеру, если таковой уже имеется, или пригласят для ознакомительной встречи с представителем банка. Пятиэтажный особняк роскошно обставлен. В коридорах — пасторальные пейзажи в дорогих рамах. Переговорные оформлены, как апартаменты преуспевающего буржуа позапрошлого века. На полках стоят антикварные тома «Естественной истории» Бюффона — ровесники банка, основанного в 1805 году. Предмет особой гордости — «корпоративная столовая». Это кабинеты на пятом этаже, где особо важные клиенты могут отобедать с управляющими партнерами у одного из лучших шеф-поваров Швейцарии. Подобные банки существуют в Швейцарии по 150 и более лет и управляются преимущественно как семейный бизнес. Традицией стало и то, что богатые люди непременно выбирали альпийскую Гельвецию в качестве «надежного банковского сейфа». Однако за последний год что-то произошло в швейцарском «королевстве»: в исследовании «Лучшие банки-2010 для состоятельных клиентов», по версии издательства Fuchsbriefe, специализирующегося на анализе услуг private banking (PB) и wealth management (WM) в Европе, в десятке лучших осталось лишь два представителя Швейцарии. Неужели знаменитые швейцарские банки перестали служить образцом надежности, и что изменилось в современной индустрии private banking за короткую «эпоху кризиса»?

Легенда

Немецкое издательство Fuchsbriefe и Private Banking Prüfinstanz, партнером которых в Украине выступила «Инвестгазета», уже в одиннадцатый раз проводят исследование рынка банковских услуг для состоятельных клиентов в странах немецкоговорящей Европы (Германия, Швейцария, Австрия, Люксембург и Лихтенштейн). Каждый раз Fuchsbriefe использует для оценки банков определенный «кейс» и методом «тайного покупателя» пытается вывести рейтинг лучших финучреждений Европы, предоставляющих услуги private banking. В этот раз клиентом банка должен был стать молодой человек из Германии — внебрачный сын бизнесмена из России. По легенде, этот бизнесмен в 1980-е годы служил офицером в ГДР. У него был роман с немкой, и у них родился сын. После вывода войск из Германии офицер вернулся на родину, занялся бизнесом в сфере недвижимости и сумел сколотить состояние, которое сегодня оценивается в 100 млн. евро.

Несколько лет назад отец возобновил отношения с сыном и решил передать ему свой бизнес, но прежде захотел проверить его деловые качества. В этой связи у отца созревает план, который ложится в основу легенды для участвующих в исследовании банков. Отец желает, чтобы на его деньги для сына была приобретена небольшая компания в секторе недвижимости в Германии или другой немецкоязычной стране и на ее базе сын смог продемонстрировать и развить управленческие навыки. Часть средств должна была пойти на инвестиции на финансовых рынках. Неприкосновенный запас в 2–3 млн. евро должен был приносить в среднем 5% годовых после вычета всех комиссионных и налогов. Потери инвестиционного портфеля в самые критические моменты не должны превышать 15%. От банка требовалось следить за расходами сына и контролировать его деятельность на посту управляющего компании.

В конечном счете, предложения банкиров отправлялись на суд аналитиков Private Banking Pruefinstanz, а стресс-тесты инвестиционного портфеля (тесты на устойчивость при сильном падении рынка) проводили специалисты Deutsche Boerse. Из 117 банков до этого этапа дошли 66, которые и были ранжированы по количеству набранных баллов. Банки оценивались по трем критериям. Главный критерий — качество предложенной стратегии управления капиталом (за счет него банк мог набрать 50 баллов из ста). Качество консультаций оценивалось максимум в 35 баллов. Оставшиеся 15 баллов банк мог заработать за счет своей открытости. «В этом году рейтинг лучших банков получился слегка необычным: первые пять мест заняли частные и кооперативные банки. Пятерку лидеров замыкает Raiffeisenbank в Лихтенштейне. Интересная картина: кооперативные банки можно скорее отнести к добротным местным банкам, которые не ассоциируются с private banking высшего уровня», – пишут аналитики Fuchsbriefe. Но исследование поразило всех не только своими результатами, но и тем, насколько быстро меняется сегмент управления состояниями богатых людей и уже через пару лет он будет совершенно иным, нежели существовал до кризиса. Мы определили несколько парадоксов (мифов), которые были развенчаны в прошлом году.

МИФ 1. ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ

Еще совсем недавно никто не мог и подумать, что такое возможно. Граждане Швейцарии свято верили, что их жизнь так же безопасна, как альпийские тоннели, незыблема, как швейцарский франк, престижна, как Давосский форум, и надежна, как швейцарские банки. Но последнее вдруг начало рушиться. А ведь управление капиталами всегда было главным коньком швейцарских банков, помимо надежности. И хотя Швейцария по-прежнему остается мировым лидером по размеру находящихся под ее управлением денег нерезидентов, количество состоятельных клиентов, держащих счета в этой стране, в прошлом году стало сокращаться. Взять тот же Pictet & Cie: в нынешнем рейтинге он занял лишь 32-е место, а его франкфуртский офис – в десятке. «Одно и то же название банка не гарантирует того, что и качество услуг будет одинаковым. Так мы рассуждали, когда после посещения Pictet во Франкфурте поехали в Цюрих. Швейцарские банкиры дали хорошую консультацию, однако их стратегия управления капиталом вызывает вопросы. Разве Pictet в Цюрихе предлагает только Швейцарию как финансовый центр, а не собственные услуги?» – задаются вопросом составители рейтинга. В десятке оказался и еще один немецкий банк со швейцарскими корнями – Credit Suisse (Deutschland).

МИФ 2. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

«Рано или поздно швейцарские банки будут вынуждены подчиниться законам Евросоюза и отказаться от банковской тайны в ее нынешнем виде. Это вопрос времени», — прокомментировал «Инвестгазете» один швейцарский банкир в Украине, предварительно попросив не ссылаться на него. И, по всей видимости, не далекого будущего. Прошлый год стал весьма знаковым для индустрии private banking и wealth management. После начала кризиса ряд европейских стран усилили налоговую дисциплину, не брезгуя запрещенными ранее приемами. Осенью 2009-го французские власти получили краденые данные о своих гражданах, владеющих банковскими счетами в швейцарском HSBC. Пока власти этих стран договорились, что Франция не будет использовать эту информацию. Конфликт UBS с США тоже имеет шансы завершиться невыдачей клиентов банка — правомочность этой сделки уже дважды была оспорена клиентами UBS в суде. Правда, прецедент покупки краденных банковских данных был положен годом ранее (в 2008-м) германскими властями. Тогда служба немецкой разведки заплатила 4,2 млн. евро Хайнриху Киберу за информацию о клиентах LGT Treuhand — филиала крупнейшего банка Лихтенштейна LTD. Тогда немецкие власти получили данные о счетах шестисот своих граждан, одним из неплательщиков оказался Клаус Цумвинкель, бывший в то время гендиректором Deutsche Post.

Не утихнут скандалы и в 2010-м. В начале февраля власти Германии получили очередное предложение: за 2,5 млн. евро купить данные о 1,3-1,5 тыс. счетов немецких клиентов швейцарских банков. По данным немецкого издания Handelsblatt, речь идет о счетах UBS. По данным Financial Times — о счетах в женевском подразделении HSBC, информация о которых была украдена его бывшим сотрудником Эрве Фальсиани.

МИФ 3. БАНКИРЫ РЕШАТ ЛЮБОЙ ВОПРОС

В гостиничном бизнесе существует система звездочек. Есть одна, две, три, четыре звезды, и есть люксовые отели, где клиентам предложат любой сервис. Такая же система   и в банковских услугах. Private banking и wealth management, условно говоря, это пять звездочек. Вот только не все банки этой категории смогут удовлетворить ваши финансовые потребности. В ранее проводимых исследованиях Fuchsbriefe участвовали 305 банков и компаний, в нынешнем же оказалось лишь 117. «Проведенное исследование продемонстрировало, что состояние независимых управляющих активами на финансовых рынках весьма нестабильно. Мы требовали от них того, с чем, возможно, они сталкиваются не каждый день: прежде всего — это поддержка клиента при покупке предприятия, а также большой опыт общения с клиентами, проживающими за пределами ЕС. Компания avesco Financial Services справилась с этой задачей лучше всех, подключив свою собственную сеть контактов. Семейный офис Berlin & Co. и особенно Feri Family Trust, победитель прошлого года, в этот раз продемонстрировали не очень хорошие результаты. Feri оказался не на высоте в том, что касается стратегии управления капиталом. Две другие частные компании, несмотря на почти одинаковое количество набранных баллов, проявили себя по-разному. CEROS решить нашу задачу было не под силам, а в Spudy, поразмыслив над ситуацией, решили вообще отказаться от работы с нашим клиентом, отметив, что не чувствуют себя достаточно компетентными для решения такого рода проблем», – отмечают составители рейтинга.

Взаимоотношения крупных банков с клиентами также были не всегда на высоте. Подразделения PB и WM крупнейших транснациональных банков оказались лишь во второй его части: в списке топ-10 присутствует только один по-настоящему крупный и всемирно известный банк — Credit Suisse, представленный берлинским офисом. Его конкуренты — UBS, представленный в рейтинге люксембургским офисом, на 29-м месте; немецкие гиганты Commerzbank и Deutsche Bank, соответственно, на 26-м и 50-м. Причина столь слабых позиций – это частая смена менеджеров, многие из которых идут на повышение, переводятся в другие страны или уходят с работы. И клиенту каждый раз приходится объяснять финансовую ситуацию новому сотруднику, что не только неудобно, но и вредит репутации банков.

МИФ 4. ВСЕГДА В ПЛЮСЕ

банкШвейцарию часто называли «матерью всех банков» и «главным сейфом Европы». Надежность здешней финансовой системы восходит еще к 1815 году, когда Венский конгресс гарантировал нейтралитет Швейцарии. С тех пор она не участвовала ни в одной из войн, а ее банки никогда не подвергались экспроприациям. Помимо традиций и политической стабильности, банки Швейцарии были известны еще и умением безрисково зарабатывать. Этот принцип был священен вплоть до последнего времени, когда убытки понес банк UBS - один из столпов швейцарских финансов, заигравшись с американскими ипотечными бумагами. Однако UBS - банк транснациональный и по определению не мог избежать потерь во время глобального катаклизма. Но скандалы вокруг частных банков заставили клиентов всерьез задуматься о принципе «безрисковости». Прежде всего, речь идет о частном банке Reichmuth (Люцерн, Швейцария), серьезный удар по репутации которого нанес скандал, разразившийся вокруг Бернарда Мэдоффа. В результате, фонд Matterhorn под управлением Reichmuth и его инвесторы потеряли 300 млн. швейцарских франков. Не менее трагична и судьба некогда авторитетного и крупного финансового института Sal. Oppenheim, потерявшего свою независимость как семейное предприятие после активной деятельности на рынке деривативов. Сейчас банк «укрылся» под защитой немецкого «монстра»  Deutsche Bank. Как пишут аналитики Private Banking Prüfinstanz, «изначально банк позиционировал себя как надежный независимый финансовый институт, а в результате он обманул доверие клиентов».

МИФ 5. ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ ТИШИНУ

Последний год показал, что «тишины» в сегменте private banking становится все меньше, а соответственно, и денег. Поэтому клиенты все чаще разворачиваются от «тишины» туда, где есть госгарантии. Государства, в свою очередь, должны определиться – насколько им важны такие клиенты. Пока богатые люди традиционно стараются скрывать от государства свои накопления, так как вероятность утечки информации из государственного банка выше, да и в плане проведения операций с частным банком работать проще. Однако в конечном результате все же выиграют глобальные банковские группы, которым, как показал кризис, «родные» правительства не дадут «упасть», а значит, вероятность сохранения сбережений будет весьма высокой.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 30.11.24
Кількість КУА278на 30.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.11.24
Кількість ІСІ1819на 30.11.24
Кількість НПФ*53на 30.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24