Штрафы за фондовые махинации стали больше
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) с трудом справляется с огромным объемом работы.
Головной боли комиссии добавит ужесточение ответственности за нарушения на рынке ценных бумаг, которое приведет к увеличению числа исков со стороны участников рынка.
Недавно вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг». Изменения внесены комплексно в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы.
«Каждый год число правонарушений увеличивалось. Но те санкции, которые предусматривала предыдущая версия закона, были неэффективными с точки зрения предотвращения. Часто нарушителю было выгоднее заплатить штраф в 5-10 тыс. грн., но выгода от нарушения исчислялась десятками тысяч. Комиссия поставила перед собой задание — сбалансировать вред или выгоду от правонарушения и санкцию»,— подчеркнул начальник отдела развития законодательства на рынке ценных бумаг Максим Либанов
По его мнению, те, кто сознательно идут на нарушение, задумаются — нужно ли им это. С ним согласна начальник юридического управления ГКЦБФР Оксана Сахнацкая. «Все-таки таких штрафных санкций будут побаиваться. Никто не имеет такого уж большого желания ходить по правоохранительным органам и отвечать на вопросы»,— отметила она.
В то же время, допускает член ГКЦБФР Владимир Петренко, увеличится количество дел, рассматриваемых в судах. «Например, я обязан как уполномоченное лицо выписать штраф в тысячу необлагаемых минимумов, или 17 тыс. грн. Куда сразу побежит нарушитель? В суд. Что туда нужно нести? Вы сами понимаете, не только заявление. К сожалению, это факт, и мы столкнемся с тем, что целый ряд наших решений будет оспорен»,— отметил он.
Госпожа Сахнацкая согласна, что введение таких высоких штрафных санкций побудит недобросовестных участников фондового рынка, которые систематически допускают нарушения на рынке ценных бумаг, направлять судебные иски. «Хочу заверить, что юридическое управление готовится к этому»,— пообещала она.
Однако Петренко и другой член ГКЦБФР Сергей Бирюк открыли карты. «Правонарушений много. Восемь лет назад мы участвовали в 99 судах за год. Пару лет назад преодолели рубеж в 10 тыс. вызовов в суд в целом по системе. То есть мы даже не успеваем туда попасть»,— отметил господин Бирюк.
Владимир Петренко, в свою очередь, посетовал на правоохранителей. «В последнее время настолько много поступает запросов из правоохранительных органов, что мы не в состоянии обработать всю информацию. Раньше это были отдельные случаи. Сегодня мы практически каждый день получаем запросы. В соответствии с действующим законодательством! Дайте выписку, проведите проверку, лично подтвердите. Это уже комиссию, извините, заколупало»,— возмутился он.
Также член ГКЦБФР посетовал на то, что изменениями в законодательство предусмотрены большие полномочия комиссии в части корпоративных конфликтов. В частности, комиссия должна контролировать подготовку, проведение и принятие решения общим собранием акционеров.
«Мы обязаны присутствовать от начала и до конца собрания и давать правовой анализ. Также мы должны проверять финансово-хозяйственную деятельность участников фондового рынка. Раньше до этого руки не доходили, у нас работали один-два человека. Все это почти невозможно сделать при той численности работников и при том финансировании, которое есть у комиссии. Естественно, мы будем выполнять эти полномочия, но исходя из имеющегося ресурса»,— подчеркнул господин Петренко.
Рассчитывать госкомиссия может только на увеличение финансирования из бюджета. Господин Бирюк отметил, что ГКЦБФР не получит ни копейки из собранных штрафов. «В данном случае мы не заинтересованы материально. Будем делать все в пользу общему бюджету»,— пошутил он. В бюджете-2009 финансирование комиссии предусмотрено на уровне 37 млн. грн., тогда как в прошлом году выделялось 48 млн. грн.
В то же время даже новую систему штрафов член комиссии считает не вполне адекватной. «Не принято у нас в кодексах идти от суммы ущерба или незаконно полученной прибыли. У нас большинство вопросов связаны с фиксированной суммой. Пока что мы эту психологию сдвинуть не смогли»,— посетовал Сергей Бирюк.
Он отметил, что полученная выгода может быть куда больше, чем уплаченный штраф. «Именно так получается в Польше, хотя там штрафы очень большие. Всегда может появиться зиц-председатель Фунт, который возьмет на себя ответственность, заплатит штрафы, а инвестору от этого ни холодно, ни жарко. Раньше мы защищали государство. Но инвестора нужно защищать не так, чтобы все пошло в фонд государства, но чтобы и инвестору из этого что-то досталось»,— подчеркнул эксперт.
С ним согласен операционный директор ASTRUM Investment Management Влад Ревчук. Он считает, что введенные денежные штрафы недостаточны. «К примеру, формулировки «от пятисот до тысячи налогонеоблагаемых минимумов» (от 8500 грн. до 17000 грн.) — это очень смешной штраф по сравнению с возможным заработком. Я бы привязывал денежные штрафы к сумме заработанного, тогда бы это было действенное ограничение. Сейчас единственное, что может удержать,— это лишение свободы»,— утверждает эксперт.
Другие участники рынка также признают, что введение высоких штрафов вряд ли остановит от правонарушений. Особенно если прибыль от манипуляций будет существенно выше.
«Кроме штрафов, существуют другие риски — репутационный, например. Если риск потери репутации по каким-то причинам не очень беспокоит компанию, тогда, наверное, и штрафы не будут останавливать»,— отметила советник по правовым и корпоративным вопросам ГК «ТЕКТ» Виктория Очеретько.
«Как сказал Ленин, эффективность наказания определяется не его жестокостью, а его неотвратимостью. Высокие штрафы и даже уголовная ответственность не будут действенны до тех пор, пока за данными правонарушениями не последует реальное применение административных или уголовных санкций»,— добавил замдиректора департамента корпоративных финансов КУА «КИНТО» Константин Переседов.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |