Сертификация специалистов по вопросам фондового рынка

24 грудня 2014
StockWorld, 24.12.2014

http://www.stockworld.com.ua/ru/education/basics/siertifikatsiia-spietsialistov-po-voprosam-fondovogho-rynka

Сегодня тысячи специалистов занимаются профессиональной деятельностью на фондовом рынке, обслуживая инвесторов и эмитентов. Вопрос выдачи им свидетельств контролируется государством в лице Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Рассказывает об этом процессе и требованиях к сертифицированным специалистам по вопросам фондового рынка Максим Либанов, директор Департамента анализа, стратегии и развития законодательства НКЦБФР.

Для чего нужна сертификация специалистов, работающих в сфере фондового рынка, и что она собой представляет?

Как и любая профессиональная деятельность, деятельность на фондовом рынке должна быть четко урегулирована. Это такая же необходимость, как правила дорожного движения для всех водителей и пешеходов, иначе неминуемы столкновения, аварии, пробки и хаос. Именно поэтому специалисты, работающие на фондовом рынке, должны соответствовать высокому уровню требований. Ведь это очень ответственно – распоряжаться средствами инвесторов (будь это брокер, компания по управлению активами (КУА) или институты совместного инвестирования (ИСИ). А чтобы их работодатели и клиенты были уверены, что работают не с дилетантом, а с профессионалом, у такого специалиста должен быть сертификат.

Напомним, что именно НКЦБФР выдает сертификаты на право заниматься торговлей ценными бумагами, осуществлять депозитарную деятельность, управлять активами институциональных инвесторов, организовывать торговлю на фондовом рынке, совершать клиринговую деятельность и заниматься управлением ипотечным покрытием. Сама же

сертификация – это процедура взятия на учет лиц, желающих заниматься профессиональной деятельностью на фондовом рынке.

Безусловно, претендующий человек должен отвечать необходимым требованиям, чтобы быть внесенным в реестр сертифицированных лиц и получить соответствующий документ.

Важно отметить, что процесс сертификации неразрывно связан с обучением специалиста – это помогает не только поддерживать, но и развивать его профессиональные навыки. Поэтому заявитель должен иметь уровень образования не ниже специалиста, а также пройти квалификационный экзамен в специальном центре подготовки. На сегодняшний день в Украине насчитывается несколько таких квалификационных центров – со всеми ними Комиссия подписала договор и утвердила состав экзаменационных комиссий. По результату экзамена заявитель получает квалификационное удостоверение сроком на три года.

Именно на срок действия квалификационного удостоверения может быть выдан сертификат специалиста по вопросам фондового рынка. Такой сертификат не может быть передан для использования другим физическим лицам, а его наличие является обязательным для руководителей предприятий и их заместителей, которые отвечают за осуществление профдеятельности на фондовом рынке. Также сертификат необходим для руководителей структурных подразделений, которые совершают операции с ценными бумагами на предприятии. Кроме того, он требуется и для профессиональных специалистов фондового рынка. Если же предприятие занимается несколькими видами профдеятельности, то руководитель такого юрлица и его ответственный заместитель должны пройти сертификацию по каждому из видов деятельности, которые осуществляются. 

Какими документами регламентируется процедура сертификации?

С целью урегулировать этот процесс, уменьшить риски, усилить действенность и прозрачность процедуры, Комиссия разработала Положение о сертификации специалистов по вопросам фондового рынка. Именно в нем содержатся правила, соблюдая которые претендент на сертификат может легко получить этот документ.

Документ определяет основные требования  к заявителю, а именно: наличие квалификационного удостоверения специалиста по соответствующему виду деятельности (регламентируется Положением о порядке учебы и аттестации специалистов по вопросам фондового рынка), отсутствие по нему решения суда на запрет занимать определенные должности и заниматься определенным видом деятельности, отсутствие непогашенной судимости. Репутация заявителя должна быть безупречной.

Какие существуют «подводные камни» при сертификации специалистов?

Чаще всего сложности в части сертификации специалистов по вопросам фондового рынка возникают из-за несоблюдения правил или невнимательности претендента. Например, если этот заявитель подает документы в Комиссию по почте или через доверенное лицо, то рукописная подпись на этих документах должна быть подтверждена нотариусом или работодателем (если такой имеет лицензию на ведение деятельности на фондовом рынке). В случае если сертификат получает доверенное лицо заявителя, необходимо представить документ, подтверждающий доверительные отношения, т.е. нотариально заверенную доверенность.

Есть ли разница в требованиях к каждой сфере профдеятельности: депозитарным учреждениям, торговцам, КУА? Какие документы нужно подать в Комиссию для получения сертификата?

Сами требования к претендентам на сертифицирование одинаковы, независимо от того, какую программу выбирает специалист.

Главным образом, повторюсь, это безукоризненная деловая репутация и достаточный уровень образования. Если с этим проблем нет, то заявитель может начинать готовить документы к подаче. Здесь хочется отметить, что регулятор стремится создать удобства для профучастников фондового рынка, поэтому с перечнем и формами этих документов заявитель может ознакомиться на сайте НКЦБФР и там же заполнить часть из них. Всего заявителю необходимо подать 11 документов:

  • заявление-анкету;
  • копию квалификационного удостоверения специалиста по соответствующему виду деятельности, заверенную собственноручно подписью с фамилией и инициалами;
  • копию документа об образовании, заверенную собственноручно подписью с фамилией и инициалами;
  • анкету о деловой репутации;
  • копии 1-ой и 2-ой страниц паспорта, заверенные собственноручно подписью с фамилией и инициалами;
  • копию справки о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), заверенную собственноручно подписью с фамилией и инициалами;
  • копию трудовой книжки за последние три года (при ее наличии), заверенную собственноручно подписью с фамилией и инициалами;
  • фотокарточку 3х4 или 4х6;
  • распечатанную форму с информацией о себе, которая заполняется на сайте регулятора;
  • квитанцию об уплате за выдачу сертификата (по состоянию на сегодняшний день стоимость составляет 450 гривен);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных.

Какие требования выдвигаются к специалисту после получения сертификата?

Естественно, есть соответствующие нормативно-правовые акты, и сертифицированное лицо должно соблюдать их требования.

Например, если сертифицированный специалист компании-лицензиата меняет место работы, то он должен на протяжении пяти рабочих дней уведомить Комиссию, заполнив заявку на  сайте, и в течение 20 рабочих дней подать лично, через доверенное лицо или же по почте  информацию об увольнении и/или трудоустройстве на новое место работы. При этом подтверждать уже существующий сертификат не нужно, так как он закрепляется за этим специалистом и не подлежит передаче или «переизданию» для использования какими-либо другими физическими лицами. Это все прописано в уже упомянутом Положении.

А как регулятор наказывал сертифицированных специалистов за передачу сертификатов?

Во-первых, сертификат специалиста по вопросам фондового рынка выдается на конкретное имя. И при трудоустройстве специалиста в компанию-профучастник  легко выяснится, что имена в сертификате и паспорте не совпадают. Если же физическое лицо подделает документы и выдаст себя за другого человека – за это уже предусматривается наказание согласно Уголовному Кодексу Украины.

Во-вторых, Комиссия регулярно получает отчеты от профучастников, где также содержится информация о сотрудниках предприятия. Если НКЦБФР обнаружит в отчетности от нескольких юрлиц-лицензиатов, что один и тот же сертифицированный специалист одновременно работает по своему сертификату в нескольких компаниях, то к такому физлицу будут применены санкции: от предупреждения и штрафа до аннулирования сертификата. При этом совмещать работу сертифицированного специалиста по вопросам фондового рынка и, к примеру, продавца или футболиста, законодательство не запрещает.

Все это действительно важно, потому что качество предоставления услуг на фондовом рынке прямо пропорционально его привлекательности для инвесторов, а, значит, и для роста сегмента в целом.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24