Сергей Петрашко: санкции должны быть более мягкими

10 липня 2009
Николай Максимчук, "Коммерсантъ-Украина", №114, 2009

http://kommersant.ua/doc.html?docId=1201380

В начале июня Кабинет министров неожиданно сменил главу одного из ключевых финансовых регуляторов – Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Ее возглавил юрист Сергей Петрашко, который сразу же решил отменить предоставление рейтингового отчета при эмиссии ценных бумаг и упростил интернет-трейдинг. О своих ближайших планах, конфликте вокруг "Укртатнафты" и передаче участникам рынка части полномочий ГКЦБФР СЕРГЕЙ ПЕТРАШКО рассказал в своем первом интервью в новой должности корреспонденту Ъ НИКОЛАЮ МАКСИМЧУКУ.
– Ваше назначение было, с одной стороны, неожиданным, а с другой – ожидаемым, поскольку еще два года назад в политических кругах активно обсуждалась ваша кандидатура на пост председателя комиссии. Почему Кабмин решил сменить главу ГКЦБФР сейчас, если получил эти полномочия еще год назад?
– Это вопрос к Кабмину. – Какие задачи перед вами ставила премьер-министр Юлия Тимошенко? – Основные: эффективно работать и показывать результат. – По какой причине главой ГКЦБФР не был назначен юрист Андрей Портнов, с которым вы раньше работали?
– Это вопрос к Андрею Владимировичу, согласился бы он. – На рынке опасаются, что ваши длительные дружеские и партнерские отношения с Андреем Портновым будут влиять на работу комиссии. Какие гарантии того, что в конфликтах с участием компаний, опосредованно принадлежащих депутатам БЮТ, ГКЦБФР будет занимать профессиональную позицию?
– Выводы по этому поводу вы сможете сделать после того, как мне дадут какой-то период поработать.
– Недавно вы заявляли, что ГКЦБФР не пускают в "Укртатнафту" с проверкой, после чего компания продала 18,3% акций. Вы хотели выяснить, законно ли этот пакет акций находился на балансе компании?
– У нас было поручение Кабинета министров провести проверку, чтобы понять, что происходит с этими 18%. По нему мы и пытались это сделать. К регистратору был доступ, и в ходе проверки мы обнаружили нарушения. По этим правонарушениям возбуждено дело. А непосредственно на "Укртатнафту" проверяющих не допустили. Мы обратились в правоохранительные органы, которых тоже не допустили, о чем был составлен соответствующий акт. Сейчас мы обратились к Кабинету министров с просьбой дать поручение Министерству внутренних дел обеспечить возможность проверки предприятия. Комиссия обязательно проведет ее.
– Нарушения, зафиксированные вами у регистратора "Информсистема", позволяют лишить его лицензии?
– За правонарушения, выявленные у этого регистратора, санкция в виде лишения лицензии не предусмотрена законом.
– Акции находились на балансе компании законно? – Этого я сейчас сказать не могу – нам не дали посмотреть документы. – "Нафтогаз" может оспорить продажу этих акций. ГКЦБФР будет участвовать в этом процессе?
– Инициировать судебные процессы в этой ситуации может только тот, чьи права нарушены. В данном случае – акционер. Видимо, комиссию будут привлекать в качестве третьей стороны, но подавать иск должна НАК или другой акционер, считающий, что его права были нарушены.
– Каковы причины возвращения в комиссию Олега Мозгового? – Олег Николаевич – человек, пользующийся огромным уважением как в научных кругах, так и на фондовом рынке. Думаю, опыт, знания и идеи первого главы комиссии еще не исчерпаны.
– А какие сферы будет курировать господин Мозговой? – Саморегулирующиеся организации, адаптацию национального рынка к международным стандартам и все, что касается науки, обучения и сертификации новых специалистов.
– Были ли другие ротации в комиссии? – Новым директором юридического управления назначена Татьяна Капцова, директором контрольно-правового департамента – Анна Глушко, начальником территориального управления в городе Киеве – Сергей Коровченко.
– Планируется ли дальнейшая смена руководства среднего звена? – Пока нет. За это время я хотел понять ситуацию изнутри, чтобы сделать выводы. Директор контрольно-правового департамента ушла на пенсию 4 июля. Что касается руководства юридического направления, то мне сразу было понятно, что его надо менять.
– Теперь комиссия будет уделять больше внимания юридическим вопросам в работе с фондовым рынком?
– Да. – Сроки работы двух членов комиссии должны были закончиться 11 июля. Вы рекомендовали другие кандидатуры?
– В среду Кабмин переназначил Николая Бурмаку и назначил вместо Владимира Харицкого Юрия Назаренко членами комиссии. Таким образом, ГКЦБФР, наконец, может работать в полном составе, чего не было с 2005 года.
– Будет ли меняться структура ГКЦБФР? – В ближайшее время изменения будут происходить только в сторону увеличения полномочий членов комиссии.
– Какие полномочия они получат и от кого? – У нас есть руководитель аппарата, которому де-юре подчинен аппарат. И есть члены комиссии, которые пока виртуально курируют определенные направления. Департаменты и направления напрямую не подчинены им. Структура комиссии меняться пока не будет. Все как работали, так и будут работать, поскольку большинство сотрудников – профессионалы.
– Решение комиссии о предоставлении статуса единой саморегулирующейся организации (СРО) торговцев Ассоциации украинских фондовых торговцев от 22 мая было формальным – объединение больше 50% рынка. Крупные торговцы не согласились с таким решением. Оказывали ли они давление на комиссию?
– Нет. Насколько мне известно, почти все крупные торговцы вступили в эту ассоциацию. На то они и саморегулирующиеся организации, чтобы самостоятельно разбираться. Я так понимаю, если они вступили, компромисс был найден. А если такой вопрос будет поставлен, то мы будем его рассматривать.
– По информации Ъ, среди них был "Тект-Трейд". – У меня тоже есть такая информация. – Если кто-то из торговцев до 23 июля не вступит в СРО, комиссия будет по закону лишать их лицензии?
– Лицензированных торговцев в стране около 800, а в СРО вступили более 530, соответственно, не вступивших довольно много, а 23-е число не за горами. В связи с этим, на мой взгляд, комиссия будет лояльно относиться к тем, кто не успел вступить в СРО, и давать им время на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями закона.
– Будет ли СРО для бирж? – У нас в стране 10 бирж, из них работают единицы. Есть ли смысл объединять их в саморегулирующуюся организацию? Законом определены три направления для СРО, все они зарегистрированы, поэтому это уже неактуальный вопрос.
– Что на самом деле произошло в комиссии 5 июня с отменой обязательного рейтингования эмиссий ценных бумаг?
– Из четырех положений ГКЦБФР мы убрали обязательство предоставлять нам отчет рейтингового агентства при регистрации проспекта эмиссии ряда бумаг. Но пока это решение не одобрено Минюстом и не вступило в силу. Если вступит, то комиссия не будет требовать рейтингового отчета, чтобы зарегистрировать проспект эмиссии. Если вы выпускаете ценные бумаги и хотите, чтобы их покупали, то вы заинтересованы в том, чтобы одеть этот товар в привлекательную обертку. Поэтому вы идете и делаете рейтинг. Если он позитивный, то это дополнительный аргумент для успешной продажи.
– Но в законе указано, что предприятия с государственной долей и имеющие стратегическое значение подлежат обязательному рейтингованию.
– Своим решением мы никоим образом не ставим под сомнение обязательность такого рейтингования.
– Это решение было принято через день после вашего назначения. Почему так быстро?
– Это был один из самых проблемных вопросов, по которому в комиссию с просьбой упростить требования по рейтингованию обращался ряд международных организаций, профессиональных ассоциаций и субъектов рынка. Это дополнительная нагрузка – от 50 тыс. до 150 тыс. грн.
– Связано ли это с изменением взаимоотношений нового руководства ГКЦБФР и агентства "Кредит-Рейтинг"?
– Нет. Я не знаю, какими они были раньше, но мне все равно, какое агентство этим будет заниматься. Я за прозрачную процедуру – кто захотел, тот пришел на конкурс, предложил самые выгодные условия и победил.
– Каких либеральных решений следует ожидать рынку? – На первом заседании комиссии мы составили протокольное поручение и ожидаем от всех наших департаментов и СРО предложений по поводу облегчения регулятивной нагрузки для рынка в условиях кризиса. Начиная с того, что санкции должны быть более мягкими, и заканчивая упрощением бюрократических процедур для минимизации затрат участников рынка. Также мы планируем наладить тесное сотрудничество с другими госорганами. Например, налоговая администрация требует предоставлять для проверки каждую биржевую сделку. На бирже в день могут заключаться тысячи сделок. Если утвердить на уровне нормативного акта первичным документом для налогового учета выписку из реестра договоров, заключенных на бирже, то это существенно облегчит работу трейдеров. А буквально две недели назад мы подписали с руководством Госфинмониторинга разъяснение по идентификации во время торговли ценными бумагами, что существенно ускорит развитие "рынка заявок" и интернет-трейдинга.
– Какие еще вопросы необходимо урегулировать? – Проблем немало, в частности, связанных со вступлением в силу закона "Об акционерных обществах". Например, вопрос листинга. Сейчас есть два уровня листинга, и по закону все публичные компании должны быть в листинге. Противоречие в том, что компании должны быть в листинге, а для листинга установлены жесткие критерии, и большинство компаний им не соответствует. Сейчас мы этим занимаемся. Видимо, нужно делать третий уровень – более доступный.
– Но негосударственные пенсионные фонды и страховые компании должны покупать ценные бумаги только компаний из листинга. Им снова придется приобретать "мусорные" акции, которые находятся сейчас в биржевом списке?
– Мы создали рабочую группу, чтобы решить вопрос общими усилиями с биржами и торговцами.
– В законе об акционерных обществах есть норма о том, что желающий купить пакет более 10% должен уведомлять об этом СМИ. Пока известен только один прецедент по львовскому издательству. То есть никто не выполняет закон?
– В соответствии с переходными положениями закона установлен двухлетний переходный период. Закон вступил в силу в апреле. Поэтому компаний, которые привели свою деятельность в соответствие с нормами нового закона и должны выполнять указанное вами требование, пока мало.
– Возможно, тогда комиссии следует сфокусироваться на подготовке нескольких десятков подзаконных актов?
– Уже сфокусировались. Имплементация закона – наша задача номер один. – Был прецедент ликвидации открытого фонда "Тройка Диалог Украина". Есть ли в ГКЦБФР документы на ликвидацию других фондов, не соответствующих нормативам?
– На 9 июля ликвидирован только один открытый фонд. – Какая позиция у ГКЦБФР относительно объединения депозитариев? – Есть собственники Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ) и Межрегионального фондового союза (МФС). Они приняли решение о слиянии. Если комиссия на любой из стадий слияния обнаружит нарушения законодательства, она примет соответствующие меры.
– Сейчас нарушения есть? – Мы изучаем и анализируем этот вопрос. – ГКЦБФР управляет пакетом 86% акций Нацдепозитария (НДУ). Она не вмешивается в дела акционеров МФС и ВДЦБ, но какова ее позиция по дальнейшей судьбе НДУ?
– Конфликт между двумя депозитариями был в разгаре, когда я уходил из комиссии, в 2003 году. Сейчас 2009 год, а ситуация нисколько не изменилась. Решение этого вопроса необходимо поднимать на уровне правительства.
– Норма о том, что НДУ должен стать основой для центрального депозитария, закреплена в законопроекте, подготовленном комиссией. Вы будете ее менять?
– Проводятся консультации. – Вам досталось в наследство несколько корпоративных конфликтов. Например, до сих пор не закрыт вопрос, кто же является собственником "Лугансктепловоза". Предпринимаются ли какие-то действия в этом направлении?
– Это вопрос к ФГИ. – В каких корпоративных конфликтах замешана ГКЦБФР? – Через механизм регулирования комиссия снижает возможность их возникновения. Из крупных конфликтов осталось не так-то и много, потому что, к счастью, такое явление, как рейдерство, потихоньку уходит в прошлое, и это заметно всем.
– В законодательстве не прописано, что такое рейдерство. Будет ли комиссия готовить законопроект с формулировкой этого понятия?
– Да, такая работа проводится. – Какие основные признаки рейдерства? – Черта между рейдерством и обычным судебным противостоянием тонкая, но обычное противостояние не происходит с использованием многочисленных судебных решений как инструмента борьбы. И главное – это силовое взятие под контроль предприятия или его менеджмента с задействованием частных охранных структур с сотнями бойцов и нередко – представителей правоохранительных органов. Это явная черта.
– Есть ли в комиссии документы с претензиями к регистратору "Укрнефтегаз"?
– Есть несколько распоряжений комиссии об устранении правонарушений на рынке ценных бумаг.
– Стоит ли для очистки рынка от слабых компаний повысить требования к капиталу и техническому оснащению?
– Повышение стандартов работы является необходимым. Это должно касаться всех профессиональных участников рынка ценных бумаг. К сожалению, из 800 торговцев часть атрофированы и не выполняют своих прямых функций. В этом, кстати, нам и должны помогать СРО – выявлять "мертвые души".
– Но СРО максимум может увеличить членские взносы? – Не только, есть множество других способов. Мы сейчас проводим консультации со всеми СРО по поводу делегирования им ряда функций и полномочий комиссии.
– Какие полномочия хотят получить СРО? – Начиная от принятия участия в сертификации специалистов, присутствия на экзаменационных комиссиях и заканчивая предлицензионной подготовкой и вопросами отчетности. Спектр широкий. Мы готовы делегировать многие полномочия.
– Важный для рынка вопрос: разрешена ли торговля еврооблигациями (государственными и корпоративными) в Украине при расчете гривной?
– Относительно торговли облигациями внешнего госзайма комиссия сейчас рассматривает вопрос учета этих ценных бумаг в рамках национальной депозитарной системы, и в ближайшее время будут найдены решения. Что касается расчета гривной, то проблем мы не видим.


Личное дело
Сергей Петрашко
Родился 11 февраля 1976 года во Львове. Во Львовском национальном университете им. Франко получил сначала юридическое (2000), а затем экономическое (2005) образование. Работал в сфере юриспруденции с 1994 года. С 2001 по 2003 год господин Петрашко занимал должность заместителя начальника юридического управления ГКЦБФР. В 2003-2008 годах занимался частной адвокатской практикой – в частности, в компаниях "Портнов и партнеры", "Корпоративные технологии". 3 июня 2009 года возглавил ГКЦБФР.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24