Сделай сам
http://www.business.ua/articles/state_regulation/Sdelay_sam-27769/
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) утвердила два решения, вносящих изменения в положение “О порядке осуществления эмиссии облигаций предприятий и их обращении”. Суть основных новаций сводится к тому, что теперь компании смогут оперативно менять размер процентного дохода по своим облигациям непосредственно в ходе их публичного размещения.
“Эта норма позволит эмитентам более эффективно привлекать ресурсы, изменяя условия в соответствии с рыночной конъюнктурой. Таким образом, благодаря данной новации, эмитент получает более гибкий механизм привлечения средств”, — считает Алла Папаика, директор департамента корпоративного управления и корпоративных финансов НКЦБФР.
Сейчас эмитент может разместить бумаги только по заранее утвержденной ставке, прописываемой в проспекте эмиссии облигаций, который, в свою очередь, регистрируется в НКЦБФР. Данный механизм затрудняет, а порой и вовсе делает невозможным размещение облигаций. Риск в том, что за несколько дней до размещения ценных бумаг (ЦБ) рыночные ставки могут резко измениться, и прописанная в декларации выпуска ставка окажется неактуальной.
Естественно, эмитент вряд ли захочет привлекать на рынке деньги по завышенным ставкам, а инвесторы — предоставлять деньги по заниженным. При таком развитии сценария размещение попросту не состоится. При этом ранее, чтобы оно таки состоялось, эмитенту необходимо было регистрировать новый проспект эмиссии в НКЦБФР, что занимало дополнительное время и не позволяло воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке.
“Сейчас эмитент может оказаться в затруднительном положении, если ставки на рынке капитала вырастут по сравнению с зарегистрированной номинальной доходностью облигации”, — говорит Андрей Потапов, начальник управления финансовых рынков, член правления “ИНГ Банка Украина” (г.Киев; с 1997 г.; 250 чел.).
Данные новации не будут распространяться на муниципальные облигации. Хотя возможность менять процентную ставку при размещении могла бы существенно облегчить жизнь городам при выпуске ЦБ. Все дело в том, что муниципалитеты обязаны согласовывать выпуск облигаций не только с НКЦБФР, но и с Минфином. При этом процедуры согласования иногда затягиваются более чем на полгода.
Естественно, за такой срок ситуация на рынке капитала может существенно измениться. По этой причине, например, в прошлом году не смогла разместить свои облигации АРК. Отсутствие возможности поднять ставку с заявленного уровня в 15-16% годовых до приемлемых для рынка 20% вынудило Крым отказаться от привлечения 267 млн грн. (см. на www.business.ua БИЗНЕС №5 от 30.01.12 г., стр.8).
Изменения в положение НКЦБФР также предусматривают продление сроков обращения и погашения облигаций предприятий. Согласно документу, эмитент сможет продлевать сроки обращения ЦБ, правда, только в том случае, если все собственники соответствующего выпуска на это согласны. Сейчас же при реструктуризации обязательств эмитенту необходимо выпускать новые ЦБ и регистрировать выпуск в НКЦБФР.
“Такая ситуация сильно осложняет жизнь банкам-инвесторам, даже если инвестор и эмитент договорились об условиях реструктуризации. При этом не стоит думать, что благодаря принятым изменениям у эмитента появится лишний повод реструктурировать долг. Изменения лишь устраняют юридические препятствия для осуществления самого процесса”, — считает г-н Потапов.
При этом продолжительность периода, на который могут быть продлены сроки обращения ЦБ, не сможет превышать продолжительность периода, на который эти бумаги были выпущены. Повторное продление сроков обращения и погашения облигаций недопустимо.Оба документа в ближайшее время будут направлены в Министерство юстиции для регистрации. “Мы уже согласовали документы не только с участниками рынка, но и с государственными учреждениями, и надеемся, что в ближайшее время они вступят в силу”, — говорит Алла Папаика.
В целом, фондовики одобряют изменения в законодательство, однако считают их недостаточными. “На рынке облигаций есть ряд более глубоких и сложных проблем. Прежде всего — слабая система гарантий для инвестора, из-за чего встречаются случаи мошенничества”, — говорит Олег Иванец, аналитик “АРТ Капитал Менеджмент” (г.Киев; с 1992 г.; 110 чел.). По его словам, для решения этого вопроса необходимо больше внимания уделять прозрачности эмитентов, обязывать их раскрывать подробную отчетность.
“Очень многие эмитенты делают это с огромным опозданием или не делают вообще. Также надо обязать эмитента предоставлять информацию о ключевых событиях в компании, не допускать продажу существенных активов без согласия держателей облигаций, разрешать им присутствовать на собрании акционеров и т.д.В целом необходимо создать полноценную систему гарантий от мошенничества со стороны эмитента”, — считает г-н Иванец.
Отметим, что ассоциация “Украинские фондовые торговцы” (г.Днепропетровск; с 2009 г.; объединяет 748 торговцев) по собственной инициативе разработала и подала на рассмотрение в НКЦБФР вариант законопроекта, призванный устранить многие из вышеназванных проблем (см. на www.business.ua БИЗНЕС №45 от 07.11.11 г., стр.32-34).
Всього компаній-членів | 283 | на 28.09.24 |
Кількість КУА | 278 | на 28.09.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 28.09.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 28.09.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 28.09.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |