Рынок уцененных предприятий

22 вересня 2009
Юрий Панченко, "Коммерсантъ-Украина", №159, 2009

http://kommersant.ua/doc.html?docId=1241790

Обвал промышленного производства, девальвация гривны и высокие политические риски привели к почти трехкратному сокращению притока прямых иностранных инвестиций в Украину – до $2,4 млрд. Больше всего пострадали торговля и строительство, а на лидирующие позиции начала подниматься пищевая отрасль. Именно предприятия этого сегмента благодаря своей ориентации на внутренний рынок могут рассчитывать на приток инвестиций.

Глубокая заморозка

Экономический кризис вызвал трехкратное сокращение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину. Если в докризисное I полугодие 2008 года в страну поступило $6,92 млрд инвестиций, то за I полугодие 2009 года – всего $2,36 млрд. Немногим лучше обстоят дела в других странах мира. Согласно выводам организации UNCTAD, по итогам 2009 года объем иностранных инвестиций сократится на 47%, до $900 млрд.
Реальные размеры сокращения инвестиций намного больше, так как из-за девальвации гривны долларовая стоимость многих компаний упала. При этом ожидаемого массового предложения о продаже подешевевших предприятий, обремененных кредитными долгами, не произошло. "Крупнейшие украинские финансово-промышленные группы пока не испытывают такой потребности в финансах, чтобы продавать свои ключевые активы. Максимум на продажу выставляются непрофильные активы",– говорит аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская.
В качестве примера такой стратегии эксперт называет перепродажу медиаактивов. Госкомстат не ведет по ним отдельной отчетности, включая в статью "предоставление коммунальных и индивидуальных услуг, деятельность в сфере культуры и спорта". По этой категории в I полугодии в Украину поступило всего $52,3 млн. При этом в текущем году было объявлено о покупке телеканалов НТН и "Кино", агентства "Главред-Медиа", газеты Kyiv Post, а также 38% акций киностудии "Ялтафильм" и 40% акций "Поверхность ТВ".
Не в пользу украинских компаний и то, что снижение стоимости активов произошло во всех странах Восточной Европы. "Выбирая компании из этого региона, инвестор остановится на более надежных – восточноевропейских странах–членах ЕС или даже России. И лишь потом, когда наиболее привлекательные активы там будут раскуплены, обратит внимание на украинский рынок",– отмечает аналитик ИГ "Сократ" Михаил Сальников. "Инвесторы в ожидании. Для начала массового инвестирования необходим прецедент – несколько крупных инвестиций в Украину. Вслед за ними пойдут и другие инвесторы",– считает Ирина Пионтковская. По ее словам, среди основных проблем, препятствующих притоку иностранного капитала,– отсутствие возможности вывода инвестиций из Украины. В I полугодии отток инвестиций из страны был небольшим – всего $413,5 млн. Инвесторов также останавливают ставшие уже традиционными для Украины политические риски и отсутствие понимания пределов девальвации гривны, утверждает госпожа Пионтковская.
К тому же у инвесторов был альтернативный заработок – скупка облигаций внешнего госзайма. "Полгода назад, когда все ожидали дефолта Украины, инвесторы, рискнувшие купить евробонды, получили двойную, а иногда и тройную прибыль",– говорит совладелец брокера Gainsfort Сергей Лесик.

На старых запасах
Последние несколько лет традиционным лидером по притоку ПИИ был банковский сектор. Для сравнения: в I полугодии прошлого года в него поступило $2,05 млрд, или 29,6% общего объема инвестиций. В I полугодии текущего года приток инвестиций в сектор снизился до $861 млн, но из-за более значительного сокращения инвестиций в реальный сектор экономики доля ПИИ в финансовый сектор выросла до 36,5%. "Приток инвестиций обеспечили как продажа Проминвестбанка, так и увеличение уставных капиталов банков, принадлежащих иностранным собственникам",– отмечает советник главы правления Укргазбанка Александр Охрименко. По его оценкам, докапитализация банков уже практически завершилась, и до конца года приток инвестиций в банки вырастет лишь на $200-300 млн. "Несколько упростит процесс инвестирования разрешение Нацбанка увеличивать капитал валютными субординированными кредитами, но как минимум до завершения президентских выборов приток инвестиций ограничится лишь обязательным увеличением уставного капитала банков",– добавил господин Охрименко.
Необъяснимым для экономистов стал двукратный рост – со $104,4 млн до $207,8 млн – объема ПИИ в химическую и нефтехимическую отрасли. По словам председателя правления северодонецкого "Азота" Валентина Казакова, в текущем году химические предприятия не модернизировали производство.
Инвестиции в промышленность сократились в сравнении с I полугодием 2008 года почти в полтора раза – на $276 млн, до $582 млн. В структуре всех иностранных вложений доля промышленности выросла вдвое – с 12,4% до 24,7%. Президент индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд отмечает, что большая часть этих инвестиций поступила в рамках реализации ранее начатых инвестиционных проектов: "Проблемы с возвратом НДС и усиление налогового давления на реальный сектор не располагают к инвестициям. Поэтому, как правило, деньги вкладываются в уже начатые проекты, остановка которых грозит многомиллионными убытками. Инвесторы вынуждены продолжать финансирование, несмотря на все риски".
С такой оценкой соглашается исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко: "Несмотря на снижение стоимости украинских активов, инвесторы все еще присматриваются к возможным покупкам. Наши исследования показывают падение индекса инвестиционной привлекательности Украины. Поэтому до решения проблем с компенсацией НДС и регуляторными ограничениями ожидать инвестиций не стоит". Эти риски сдерживают приток в Украину международного капитала. "В рейтинге мировой конкурентоспособности Украина за год упала на 10 позиций, расположившись среди африканских стран,– говорит господин Гиршфельд.– Вот и судите – интересны ли такие неконкурентные активы". Всемирный экономический форум обнародовал рейтинг конкурентоспособности, в котором Украина заняла 82-е место, между Гамбией и Алжиром.

Лидеры спада
Наибольшее сокращение инвестиций зафиксировано в строительстве (на 85,3%, до $69,2 млн), хотя две самые крупные сделки произошли именно в этой отрасли. Российские инвесторы купили 38% акций "Киевметростроя" (покупатель – "Северо-восточная строительная компания") и 99,99% "Планета-Буд" ("Промышленный концерн"). "Строительная отрасль как никакая другая находится в плачевной ситуации: спрос и цены упали вместе с кредитованием, а цена на стройматериалы пока держится",– отмечает директор Link Development Ярослав Цуканов. Именно поэтому строительные активы, по его мнению, более всего готовы к продаже по "кризисным" ценам. "Пока интерес к покупкам проявили только россияне – они готовы к нашим рискам. Следует помнить, что 'Киевметрострой' – системообразующее предприятие, интерес к нему есть всегда, а 'Планета-Буд' работает в Крыму – традиционной зоне высокого интереса российского капитала",– говорит эксперт.
В торговле снижение объема инвестиций составило 73,1% – до $141,5 млн, но изменение этого тренда возможно, говорят эксперты. "Приток инвестиций продолжается. Для его ускорения инвесторы должны увидеть стабилизацию макроэкономической ситуации",– полагает финансовый директор ГК "Велика кишеня" Олег Пьявка. По его оценкам, сразу за выходом экономики из кризиса в 2010 году последует быстрый приток инвестиций.

Новый ориентир
Хорошие результаты показали предприятия пищевой промышленности – в августе в сравнении с аналогичным периодом прошлого года зафиксированы наименьшие темпы спада объемов производства среди всех сегментов промышленности – 10,1%. В текущем году иностранные инвесторы закрыли на этом рынке ряд сделок, в том числе по покупке завода "Родич" (покупатель – Danone), 50% акций ЗАО "Житомирские ласощи" (швейцарская ИК Delta Capital CA), 99% акций Одесского завода шампанских вин (Gruppo Campari). В предприятия пищевой промышленности в январе-июне вложено $106,1 млн (спад на 45,7%), что позволило отрасли по объему инвестиций занять третье место после финансового сектора и химической отрасли. "Украина остается достаточно привлекательной для инвестиций как один из крупнейших производителей продуктов питания. Сейчас ряд транснациональных компаний готовят лоты для покупки активов в Украине, но реализация этих планов возможна только после президентских выборов",– отмечает директор консалтинговой компании ААА Сергей Наливка. Потенциал для роста есть и у сектора сельского хозяйства, объем притока инвестиций в который упал почти в десять раз – до $31,4 млн.

"Нынешнее время благоприятно для инвесторов, склонных к риску"
координатор финансовых проектов Всемирного банка Мариус Висмантас

– Можно ли в ближайшие полгода-год ожидать увеличения притока иностранных инвестиций?
– Конечно, можно. Следует понимать, что инвесторы приходят в страну, когда видят либо нишу на местном рынке, либо ресурс, который можно использовать для экспорта. Всегда найдутся инвесторы, которые любят работать в ситуации, подобной нынешней, находят в кризисе новые возможности для своего бизнеса. В любое время есть особая каста инвесторов, которые придут даже при плохих результатах работы экономики. И это сейчас происходит.
– Если сравнить инвестиционную привлекательность Украины и других стран Восточной Европы, то в чем наши плюсы и минусы?
– Конкурентные преимущества Украины всем известны, они не изменились – это большой внутренний рынок, множество различных ресурсов. Инвестор всегда может найти незаполненную нишу для бизнеса. Есть инвесторы, которые будут осторожны и никогда не придут в страну, где экономика падает на 20% и есть много непредсказуемых факторов. А другие видят, как много возможностей открывается в такой ситуации.
– Что это за возможности?
– Часть игроков уходит с рынка, оставляя свободные места, и найдутся другие инвесторы, готовые их занять.
– Существует мнение, что инвесторов пугает невозможность продать свои украинские активы.
– Факт сокращения инвестиций не должен нас смущать. Нынешнее время благоприятно для инвесторов, склонных к риску.
– Можно ли ожидать возобновления интереса к инвестициям в финансовый сектор?
– Думаю, можно. Банковский сектор начал привлекать серьезные инвестиции лишь в последние годы, еще осталось достаточно возможностей в розничном и корпоративном кредитовании, есть и перспективы улучшения уже представленных финансовых продуктов.
– Насколько колебания курса гривны влияют на инвестиционный спрос?
– Колебания валют во всех странах не оказывают решающего влияния на действия инвесторов. Это лишь один из факторов, влияющих на приток инвестиций. Колебания валютного курса повышают неопределенность, и в такой ситуации большинство инвесторов предпочтут подождать. Но для инвесторов с повышенной склонностью к риску это не будет иметь определяющего значения.
– Почему приток инвестиций в Украину снизился больше, чем в другие страны Восточной Европы?
– Украинская экономика более зависима от мировых цен на сталь. И в связи со снижением этих цен падают ключевые отрасли, что передается и другим сферам экономики.
– Что могло сделать украинское правительство для сохранения притока инвестиций?
– Правительство всегда может и должно улучшать инвестиционный климат. Это привлечет как внутренние, так и внешние инвестиции. Деятельность правительства по улучшению бизнес-среды должна носить системный характер, в особенности в условиях мирового экономического кризиса. Ведь частный бизнес создает огромный массив внутреннего продукта – и поэтому для осуществления предпринимательской деятельности всегда должен гореть зеленый свет.

"Покупатели мыслят категориями не прошлого, а будущего"
генеральный директор ИК "Ренессанс Капитал Украина" Питер Ванхекке

– Сейчас есть спрос на украинские активы?
– В этом году мы прогнозируем двукратное сокращение прямых иностранных инвестиций в Украину по сравнению с 2008 годом. Причина в том, что пик кризиса пришелся на I полугодие этого года, и объем инвестиций был минимальным. Это плохая новость, а хорошая заключается в том, что сейчас наблюдается возобновление спроса на украинские активы.
– Украинские компании достигли ценового дна?
– Безусловно, стоимость активов снизилась, но это не только украинская, но и мировая тенденция, общая для всех развивающихся рынков. Есть еще один общемировой фактор – предвкушение конца финансового кризиса. Настроения изменились, и инвесторы рассматривают возможность возвращения в Украину, причем речь идет как о стратегических, так и о портфельных инвесторах. Третий фактор – исключительно украинский. Изменилось восприятие Украины инвесторами, экономика страны более или менее стабилизировалась, как минимум понятны направления движения. Инвесторы мыслят категориями не прошлого, а будущего. Их мало интересует, что происходило в Украине в 2008 году и в начале нынешнего, их интересует то, что происходит сейчас, а также прогнозы на будущее. Сейчас можно говорить о стабилизации экономики, делать осторожные прогнозы ее роста в 2010 году. Видя перспективы роста, инвесторы начинают рассматривать возможности возвращения.
– В этом году вы провели ряд сделок с украинскими активами. Каким образом удалось привлечь инвесторов?
– Сделки, которые мы закрывали в начале года, имели особенность – это были сделки со стратегическими инвесторами, заинтересованными в присутствии на рынке. Они, как правило, руководствуются долгосрочными целями, им не надо объяснять, что кризис носит временный характер. Тем более что начало года было хорошим временем для приобретения активов. Компании находились в сложной финансовой ситуации или же именно так ее воспринимали – они были готовы к диалогу. Были сделки, связанные с реструктуризацией долгов, когда компании были вынуждены идти на такой шаг.
– Первая половина года была идеальным периодом для покупок. Означает ли это, что сейчас стоимость активов выросла, и инвесторам стало сложнее вести переговоры?
– Следует говорить не о росте стоимости активов, а о стабилизации их стоимости. Мы ожидаем, что украинские активы станут дорожать в 2010 году. Но важно, что потребность в привлечении средств у собственников активов не исчезла – возможности по привлечению заемных средств остаются ограниченными, и мотивация продажи части активов остается.
– На приток инвестиций влияет нестабильный курс?
– Если говорить упрощенно, то инвесторов интересует не конкретный курс гривны, а ее стабильность. Они сохранили бы интерес к Украине, даже если бы национальная валюта девальвировала еще больше, но было понятно, что после этого наступила стабилизация. Поэтому именно нестабильность курсовой политики наряду с политической ситуацией и беспокоит инвесторов.
– Изменятся ли отраслевые предпочтения инвесторов?
– Уже можно говорить о снижении интереса к финансовому сектору, по крайней мере, в сравнении с 2007-2008 годами. Мы ожидаем роста интереса к сельскому хозяйству и потребительским товарам. В промышленности местные игроки ищут возможности для консолидации и будут привлекать для этого инвестиции.
Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24