Рынок ценных бумаг скоро станет неликвидным

23 листопада 2012
Мария Олексевич, Finance.Ua, 22.11.2012

http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2012/11/22/291742

Для рынка ценных бумаг появился очередной повод забеспокоиться – 20 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении Закон Украины “О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов”.

Среди некоторых позитивов, таких как решение вопроса по поводу документального подтверждения операций с ценными бумагами и более техничного подхода к налогообложению операций РЕПО, участники рынка выделяют огромный минус – введение акцизного налога. Так, теперь в определении дописано, что это “особый налог на операции с отчуждением ценных бумаг и операций с деривативами”.

Таким образом, акциз создает систему контролируемых налоговых оптимизационных площадок в виде фондовых бирж. То есть, будет 3% налог государству, но в случае, если его платить не хочется – можно будет заплатить 10 биржам. Это будет дешевле, чем платить государству, потому что это будет 0-0,1% налога для государства, а разницу 2,9% нужно будет платить так, как договоритесь.

По словам председателя Правления Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Дмитрия Леонова, фактически возникает 10 площадок, с которыми можно договариваться, и зарабатывать здесь будет не государство. Таким образом, фискальный аспект этого налога практически не работает. То есть, никто не ставит задачу наполнить налогами государственный бюджет, потому что закон содержит негосударственную альтернативу. Это очень простая модель, и вокруг этого и будет крутиться система интересов.

“Изначально это даже не называлось акцизом, а называлось “налогом на прибыль”, что было абсолютно безграмотно. В принципе, потому немного это дело подправили, и обозвали это дело “акцизом”. Наиболее ярко это подтвердилось на заседании Лиги финансового развития, когда представитель Налоговой службы сказал: “Какая разница, как это будет называться?”. Фраза шикарная с точки зрения профессионализма. По большому счету, этот налог не является даже акцизом. Он является типичным налогом с продаж”, – отметил он.

По словам Леонова, такой налог уже существовал в Украине в 1991-1992 годах, до того момента, когда был введен налог на добавленную стоимость, он составлял 5%. Естественно, что он накапливался с каждой продажей, отражался в стоимости товара, и далеко не факт, что такие подходы не повлекли в свое время гиперинфляционные тенденции в нашей стране. В принципе, точно также и будет работать и этот налог – он взимается при каждой операции при продаже финансового актива, в данном случае, ценной бумаги. То есть, если ценная бумага стоила 1 грн, при каждой продаже ее себестоимость будет увеличиваться на 3%.

“Исходя из этого, возникает вопрос, к чему приводит этот эффект накопления налога в цене товара. За этой ценной бумагой не увеличивается стоимость, никаких дополнительных прав она не даст своему инвестору, и в какой-то момент времени эта бумага просто прекратит обращаться, потому что смысла для инвестора покупать бумагу по такой цене не будет. Весь его будущий доход от этой бумаги будет съеден накопленными налогами. То есть будет точка, в которой оборот бумаги теряет свой смысл. Это означает, что наш рынок очень быстро станет неликвидным. То есть инвесторы, которые владеют бумагами, не будут находить себе контрагентов для купли-продажи, за исключением биржевого рынка, если договорятся подешевле”, – сказал он.

Леонов отметил и еще одну особенность: налог является новым, то есть попытка “перекрасить” его под существующие налоги, преследует только одну задачу. Известно, что по украинскому законодательству нельзя вводить новые налоги позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года, а он, как не крути, начинается 1 января. Если бы этот налог называли так, чем он по сути является, – налогом с продаж, – его пришлось бы вводить только с 2014 года, что не решает поставленной задачи – создания 10 оптимизационных площадок. Потому что за целый год может заработать следующий парламент, а никто не даст гарантий, что он не изменит что-то в этих законах. А так есть целых 6 месяцев работы схемы, которая этим законом закладывается.

Также этот налог содержит целый ряд встроенных бизнес-возможностей для бирж, которые захотят этим заняться. Так, налог выступает в качестве “кнута”, которым клиент загоняется на биржу. Но будут те владельцы ценных бумаг, которые по закону не могут обращаться на бирже. Это векселя, акции закрытых акционерных обществ, акции приватных акционерных обществ – они автоматически попадают в 3% зону. Если учесть, что будут сохранены ЗАТы, которые составляют две трети акционерных обществ в Украине, то государство все же получит внушительные суммы. Но остальное – это база для работы биржи.

“Что есть у биржи? Безусловно, есть бумаги, которые на бирже обращаются. То есть, по ним фактически совершаются сделки. В этом случае закон предлагает ставку налога 0%. Но возможна другая ситуация: бумага включена в биржевой реестр.ю но вы с этой бумагой не заключаете сделку на самой бирже. В этом случае налог составляет 0,1%. Это означает, что нам осталось только узнать, почем стоит включиться в реестр, для того, чтобы делать то же самое, что делают за 3% не включаясь в реестр, но делать в реестре со ставкой 0,1%.

При этом, нам могут возразить, что если с этой бумагой не будет активных операций в достаточном объеме на бирже, она из реестра будет исключена. Но она будет исключена только через несколько месяцев, и ничто не мешает включить эту бумагу повторно, просто заплатив еще раз за вход в реестр. Таким образом, формируется две категории бумаг: те, которые там действительно обращаются, и те, которые там только зарегистрированы, чтобы уменьшить ставку налога”, – отметил Леонов.

Также он сказал, что в свое время УАИБ проводил анализ ситуации с техническими бумагами. Так, анализ на 16 января 2009 года показал, что из 239 бумаг, которые сейчас находятся в замороженном состоянии, 90 обращалось на фондовых биржах. То есть, разговор о том, что фондовая биржа – институт, который никогда не допустит обращения технических или мусорных бумаг, по мнению Леонова, является сказкой для наивных людей. Естественно, что на сегодняшний день количество таких бумаг резко сократилось, но только потому, что большинство из них остановлены. Но ничто не мешает выпустить новые технические бумаги, которые будут бизнесом контролируемым.

Последствия введения акцизного налога

Не смотря на то, что акцизный налог позиционируется как средство борьбы с выведением денег в офшоры, глава Комиссии УАИБ Анатолий Федоренко отметил, что налог влиять на это никак не будет.

“Я могу согласиться только с одним: при помощи технической ценной бумаги можно создать искусственную прибыль для вывода за границу. Но вывезти деньги при помощи ценных бумаг невозможно, по одной простой причине: за границей не обращается ни одна ценная бумага, эмитированная в Украине. Для того, чтобы это сделать, надо получить разрешение Нацкомиссии по ценным бумагам. Ни одного разрешения Комиссия не выдавала”, – отметил он.

Вообще, чтобы такая бумага была допущена на западные биржи, нужно получить допуск со стороны той биржи, на которую захотят вывести такие ценные бумаги. Поэтому обвинение в том, что ценные бумаги являются транспортером валютных средств за границу безосновательно. Деньги выводятся простым способом – с банковского счета нерезидента, открытого в Украине, на банковские счет этого же нерезидента в офшорной зоне.

Также Федоренко оценил последствия, связанные с введением акцизного налога. Первое – приток на фондовые биржи мусорных бумаг, старых и новых, создание искусственной активности, искусственной ликвидности, и таким образом уже нельзя будет разобраться, где мусор, а где полноценные бумаги на организаторах торговли. Произойдет смешение качественных инструментов с мусорными и техническими.

Второе – произойдет резкое падение абсолютных объемов оборота ценных бумаг, по которым предусмотрена уплата акцизного налога. Упадет рынок векселей, полностью будет заблокирована активность открытых инвестиционных фондов, потому что там при каждой продаже ценной бумаги эмитенту нужно заплатить 3% налога, а там доходами и “не пахнет”.

Также будет резко снижена ликвидность рынка акций. Если в 2011 году оборот составил 650 миллиардов, из них порядка 100 миллиардов на организованном рынке, то эта позиция упадет раза в 3-4, а может и в 10.

Кроме того, акцизный налог может повлечь за собой уход с рынка интернет-торговцев.

“Интернет-торговец работает в режиме валютного обменника: купи-продай. Это мелкий спекулянт, который на маленьких деньгах делает очень много операций, и пытается снять курсовую разницу. Сейчас курсовую разницу он особо снимать не будет, по причине того, что на этом рынке резко сократится количество продавцов-покупателей, и вряд ли там можно будет что-то серьезно заработать”, – отметил Федоренко.

Кроме того Федоренко отметил еще один значительный негатив. До сих пор в Украине было два защищенных от налогов институциональных инвестора – ИСИ и негосударственные пенсионные фонды. Теперь они будут платить не только снаружи (имеется в виду будут платить инвесторы ИСИ при выкупе ценных бумаг), но и внутри. Потому что при погашении облигаций надо будет платить налог, причем уже самому юридическому лицу. И по внебиржевым операциям, если такие будут, тоже попадут под этот 3% налог.

В свою очередь Леонов добавил, что ни одна страна, которая попыталась ввести подобные оборотные налоги, не распространила их на негосударственные пенсионные фонды. И вообще, часть стран, которая вводила подобный налог, уже отказались, потому что увидели, что они потеряли. В Украине же предпочитают не смотреть на опыт соседей, а испытывать все на собственной шкуре, а точнее, на шкуре своих граждан.

Также Леонов добавил условно-позитивные последствия от введения акцизного налога.

“Мы не должны забывать, что у нас есть самый любимый инвестор – иностранный, который по определению считается лопоухим, но с деньгами. И, соответственно, если ему показывать только “бублики”, которые будут свидетельствовать, что в стране резко вырос организованный биржевой рынок… Приходи, приноси деньги. И тут возникнет парадокс – никто не может гарантировать, какие бумаги будут предложены этому зарубежному дяденьке, который думает, что он пришел сюда спекулировать.

Мы очень боимся, что на этой модели вырастут национальные финансовые пирамиды, рассчитанные на зарубежного инвестора. Когда денег будет достаточно, вдруг все это “счастье” остановится, и иностранный инвестор “приехал”. И если такие модели пока работали на гражданах, как МММ, то в данной ситуации может оказаться и жадный иностранный спекулянт. Нам его не жалко, но за один цикл развития такой пирамиды, мы дискредитируем не только наш финансовый сектор, но и всю нашу страну окончательно”, – заключил Леонов.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24