Рынок облигаций вошел в ступор

20 листопада 2008
Борис Давиденко, «Дело»

  Проблемы с ликвидностью у многих эмитентов корпоративных облигаций могут привести к существенному переделу собственности в Украине
  «Некоторые фондовые инструменты стали очень популярными — те же корпоративные облигации, например», — расхваливал прошлой осенью рынок корпоративных бондов в интервью газете «ДЕЛО» председатель ГКЦБФР Анатолий Балюк.
  Действительно, год назад долговые бумаги были самым привлекательным инструментом на отечественном фондовом рынке. Но ситуация кардинально изменилась — от динамично развивающегося рынка остались одни руины. «В данное время рынка облигаций, по большому счету, нет. Количество сделок минимальное, а большинство из тех трансакций, что проводятся на ПФТС, имеют явно технический характер», — объясняет аналитик инвесткомпании «Ренессанс Капитал Украина» Анастасия Головач.
  Подтверждают слова эксперта и цифры. За первые две недели ноября с корпоративными бондами на бирже ПФТС было проведено всего 37 сделок на сумму 150 миллионов гривен. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года количество сделок составило 249, а сумма превысила 1,3 миллиарда гривен.
  Сворачивание рынка более чем в 6 раз в первую очередь связано с проблемами отечественных банков. «Рынок локальных облигаций более чем на 80% контролировался банками. А сейчас в банковской системе значительные проблемы с ликвидностью. Поэтому найти покупателя на корпоративные бонды очень трудно», — говорит аналитик инвесткомпании «Фойл Секьюритиз» Владимир Габриелян.
  Из-за существенного избытка предложения цены на облигации пошли вниз. К примеру, крупнейшие брокеры рынка сейчас выставляют такие котировки на покупку бондов, при которых доходность большинства облигаций превышает 30% (доходность облигации растет пропорционально уменьшению ее стоимости). Например, бонды «Агромата» (серии 1-А) сейчас покупают с дисконтом, обеспечивающим доходность 30%, холдинга «Атлант-М» (1-А) — 48%, завода «Донецксталь» (1-С) — 52%. Не намного ниже доходность и у банковских облигаций: бумаги Альфа-Банка (Украина) (1-Е) готовы купить при доходности не менее 30%, VAB Банка (1-F) — 38,7%, Мегабанка (1-Е) — 38,4%.

  Оферты есть — дефолтов нет
  Есть у отечественного рынка облигаций и одно чрезвычайно положительное качество. Несмотря на серьезные проблемы с текущей ликвидностью, которые испытывают украинские компании уже не первый месяц, никто из них не объявил даже технический дефолт (когда заемщик нарушил договор займа, чаще всего просрочил выплаты по процентам или основной сумме долга). К примеру, в России с начала этого года было зафиксировано 32 технических дефолта и 12 банкротств эмитентов.
  Безукоризненная исполнительность наших эмитентов во время кризиса вызывает удивление у экспертов. «У нас начали говорить о дефолтах еще в августе и пророчили на сентябрь массовые технические дефолты, а в дальнейшем и банкротство заемщиков. Но, как видим, пока что этого не произошло», — говорит Владимир Габриелян. Еще более странным отсутствие дефолтов выглядит на фоне того, что владельцы облигаций стараются избавиться от них всевозможными способами — в тех случаях, где была предусмотрена возможность досрочной продажи бумаг эмитенту, они не преминули этим воспользоваться. «Практически уже полгода все облигации предъявляются к оферте (досрочный выкуп. — «ДЕЛО»). При этом инвестор не смотрит на доходность бумаг или на надежность эмитента — в условиях кризиса ликвидности все стараются выйти в «кэш», — объясняет начальник управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка Эрик Найман.

  С инвестором можно договориться
  Впрочем, секрет чрезмерной финансовой устойчивости и платежеспособности отечественных эмитентов очень прост — вместо того чтобы объявлять технический дефолт, они предпочитают конфиденциально договариваться с инвесторами об отсрочке платежей. «На сегодняшний день уже несколько компаний находятся в состоянии технического дефолта по своим облигациям», — утверждает директор компании «Astrum Инвестиционный менеджмент» Максим Бланк.
  Скрывать собственную неплатежеспособность помогает компаниям и неразвитость облигационного рынка Украины. Очень многие выпуски корпоративных бондов целиком сосредоточены у одного или нескольких инвесторов, и эмитенту несложно договориться с ними о переносе платежа. «В России количество технических дефолтов за последние 10 месяцев уже превысило 30 штук. У нас также их просто не может не быть. Я думаю, что уже многие компании обратились к держателям своих облигаций с просьбой отсрочить платежи или частично отозвать оферту», — говорит аналитик крупной инвесткомпании, пожелавший остаться неназванным. По его словам, многие инвесторы вынуждены были согласиться на новые условия эмитента, так как в обратном случае выбор невелик: объявить о дефолте эмитента облигаций, судиться с ним и ждать несколько лет, пока будет проходить процедура банкротства. «А так инвесторы рассчитывают, что компания «выплывет» и сможет расплатиться спустя несколько месяцев», — объясняет эксперт.

  Эмитенты «стесняются» объявлять дефолты
  Но если в техническом дефолте ничего страшного для инвестора нет (он, скорее всего, получит свои средства, но несколько позже), то банкротство эмитента для держателей облигаций — совсем не радостное событие. За всю историю украинского долгового рынка у нас был только один дефолт по корпоративным бондам. В марте 2006 года компания «Агропродукт» не смогла выполнить обязательства перед инвесторами на 50 миллионов гривен.
  А в том, что нынешний кризис все-таки приведет к ряду банкротств, уверены многие участники рынка. «Реальные дефолты (банкротства эмитентов. — «ДЕЛО»), конечно же, будут. Думаю, уже до конца этого месяца или в начале декабря один мы точно увидим. Пока что сдерживающим фактором является то, что никто не хочет быть первым. Но после объявления одного дефолта остальные будут смелее», — считает Эрик Найман.
  Список претендентов на роль «первопроходца» очень широкий. До конца года эмитенты могут столкнуться с необходимостью выплатить по оферте около 3 миллиардов гривен. «В повышенной зоне риска находятся все предприятия, которые на протяжении последних нескольких лет агрессивно развивались за счет заемных средств», — говорит аналитик компании «Спарта» Андрей Шкляр. По оценкам экспертов, наиболее значительная долговая нагрузка у компаний, работающих в сфере ритейла, девелопмента и в финансовом секторе.
  Преддефолтное состояние многих эмитентов может привести к существенному переделу собственности в Украине. «Владельцы компаний стоят перед сложным выбором — пытаться сохранить контроль над бизнесом, рискуя утратить его целиком, или спасти бизнес, привлекая новый акционерный капитал и частично теряя контроль над компанией», — говорит Максим Бланк.
  Так, в 2009 году ожидается существенный рост количества вынужденных продаж в секторах девелопмента, ритейла, финансовом и в сфере услуг, при этом критическая потребность в капитале заставит продавцов делать существенные уступки в цене. Причем новые инвесторы, скорее всего, будут представлять крупный отечественный и российский бизнес. «Рассчитывать на интерес западных стратегических инвесторов к украинским активам средних размеров в ближайшем будущем не приходится — сейчас они не видят достаточно привлекательных объектов для поглощения на рынках развитых стран. Поэтому средним украинским компаниям стоит искать покупателей среди более сильных компаний своей же отрасли (дружественные поглощения), российских и украинских ФПГ», — говорит директор департамента инвестиционно-банковских услуг компании «Astrum Инвестиционный менеджмент» Елена Малицкая.

http://delo.ua/news/94180/

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 24.11.24
Кількість КУА278на 24.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 24.11.24
Кількість ІСІ1819на 24.11.24
Кількість НПФ*53на 24.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24