Рынок инноваций и инвестиций в 2012 году фактически стал главным источником новых публичных компаний

11 лютого 2013
РЦБ.РФ, `02, 2013

http://www.rcb.ru/rcb/2013-01/192891/

Интервью с исполнительным директором по Рынку Инноваций и Инвестиций Московской Биржи Геннадием Марголитом
 
Сегодня многие участники российского фондового рынка сходятся во мнении, что список торгуемых ценных бумаг в основном представлен сырьевыми и банковскими секторами и это во многом сужает круг потенциальных инвесторов как внутри страны, так и за ее пределами. Решением данной проблемы с середины 2009 г. занимается Рынок Инноваций и Инвестиций (РИИ Московской Биржи) совместно с корпорацией РОСНАНО. Его главная задача — привлечение на рынок молодых высокотехнологичных компаний, содействие в проведении ими IPO и повышение ликвидности на рынке акций в целом. О том, каким был 2012 г. для сектора РИИ, что удалось достичь, и о планах на будущее в интервью журналу «Рынок ценных бумаг» рассказал исполнительный директор по Рынку Инноваций и Инвестиций Московской Биржи Геннадий Марголит.

РЦБ:Геннадий Ремирович, 2012 г. был богат на события, что, безусловно, отразилось на объемах торгов ценными бумагами по всему миру. Каким прошедший год стал для Вас и повлияли ли как-то события в Еврозоне и США на сектор высокотехнологичных компаний в России?

Г. М. Да, действительно, сектор РИИ, ставший неотъемлемой и существенной частью фондового рынка, тоже испытал на себе влияние неблагоприятной внешней конъюнктуры и оттока инвесторов с российского рынка ценных бумаг, несмотря на неплохую внутреннюю макроэкономическую ситуацию в целом. В таких условиях наибольшее давление испытывают маленькие компании, на работу с которыми ориентирована площадка РИИ. Однако для нас одним из важнейших индикаторов является приток новых компаний, и с этой точки зрения результаты работы за 2012 г. показывают, что сектор инновационных компаний динамично развивался: к началу 2013 г. к нам присоединились 12 новых компаний, в том числе 2 венчурных фонда. Кроме того, 6 компаний провели полноценное IPO. Остальные организовали свой выход на публичный рынок в форме частных размещений или вторичного листинга. Это очень хороший итог, поскольку всего за 2012 г. состоялось 10 размещений российских компаний, из них 3 — в Лондоне. Рынок Инноваций и Инвестиций в 2012 г. фактически стал главным источником новых публичных компаний.

РЦБ:Как Вы оцениваете ликвидность на Вашей площадке? Практически все мировые биржи отметили у себя снижение объемов торгов за прошлый год.

Г. М. За 12 месяцев прошлого года объем торгов ценными бумагами в секторе РИИ вырос более чем на 50%, при том что оборот акциями по Бирже на фоне рецессии на зарубежных рынках в целом снизился. Немалую роль здесь играет небольшой размер капитала компаний РИИ, благодаря чему они неплохо торгуются. К примеру, оборот торгов акциями ОАО «СкайКомпьютинг» в первый месяц после выхода на РИИ оказался выше оборота торгов ОАО «Мегафон» на Московской Бирже, в то время как капитализация последнего больше в 500 раз. Мы перешагнули количественную планку в 30 компаний, хотя капитализация рынка небольшая и составляет всего 1,2 млрд долл.

РЦБ:С какими проблемами приходится сталкиваться и, что, на Ваш взгляд, могло бы усилить развитие сектора инновационных компаний?

Г. М. Одна из важнейших проблем — дефицит полноценного инвестиционного спроса — отсутствие пресловутых «длинных» денег и институциональных инвесторов на рынке РИИ, как, впрочем, и на российском фондовом рынке в целом. Этим во многом и объясняется значительное снижение индекса инновационных компаний в прошлом году. Серьезной проблемой рынка является недостаточно высокий уровень качества корпоративного управления и IR. Причина ее возникновения объективна: маленьким компаниям, вчерашним стартапам, очень сложно полностью соответствовать требованиям публичности. Однако ситуация постепенно меняется по мере накопления опыта, органического роста самих компаний и, самое главное, в силу «наказания рынком», когда инвесторы перестают покупать недостаточно прозрачные компании. Еще одна наболевшая тема, от которой нельзя уклониться, — отсутствие полноценного аналитического покрытия по небольшим инновационным компаниям. Данная проблема также объективна: отсутствие существенного «запроса» обусловлено низким массовым спросом со стороны инвесторов. Создается замкнутый круг — нет инвесторов, нет аналитики. Но здесь также ситуация меняется по мере наращивания масштабов рынка и формирования этого «запроса».

Со своей стороны, Биржа вместе с партнерами по проекту пытается приложить максимум усилий по решению этих проблем. Во-первых, внедряются стандарты корпоративного управления, передовые методы IR, принимаются меры по повышению качества самих компаний, проводится большая разъяснительная работа и обучение менеджмента компаний. Во-вторых, изыскиваются пути для по­ощрения прихода на рынок РИИ «длинных» денег. И здесь важнейшую роль должны сыграть пенсионные деньги.

РЦБ:В начале года многие стараются поделиться планами на будущее. Какие вы ставите перед собой задачи на ближайший год?

Г. М. Одна из первостепенных задач РИИ на 2013 г. — обеспечение возможности вложения пенсионных денег в компании инновационного сектора. Мы предлагаем разрешить негосударственным пенсионным фондам формировать часть своего портфеля (небольшую — 5-7%) из компаний РИИ, прежде всего тех, которые входят в индекс «ММВБ-инновации». Риски инвестирования в такого рода активы гораздо ниже так называемых альтернативных, поскольку речь идет о публичных компаниях, отсортированных дополнительными фильтрами Сектора РИИ и обладающих относительно высокой ликвидностью. Очевидно, что будущее — за высокими технологиями, и задача государства, с одной стороны, дать будущим пенсионерам возможность заработать, и с другой — эти самые технологии развивать, что затруднительно реализовать без инвестиций. Мы будем также содействовать формированию инвестиционных фондов на акции наших компаний. Думаю, что в 2013 г. такие фонды появятся, в том числе и так называемые IPO-фонды и индексные фонды.

РЦБ:Одна из стратегических целей РИИ — через 3 года количество компаний в секторе должно составить 100. Что предпринимается для ее достижения?

Г. М. Помимо прямой клиентской работы многое зависит от инфраструктуры: вводятся новые режимы и правила игры, новые инструменты, способные сделать рынок более интересным и привлекательным. Важной задачей является изменение регулятивного режима и вообще инвестиционного климата.

РЦБ:В настоящее время идет процесс регулятивного реформирования выхода компаний на публичный рынок. На какой стадии сейчас находится этот процесс?

Г. М. Мы ожидаем, что в 2013 г. должны заработать поправки в Закон «О рынке ценных бумаг», которые позволят небольшим компаниям выходить на рынок по упрощенной процедуре, что, безусловно, будет их стимулировать к публичности. Для компаний РИИ уже сейчас действует федеральная целевая программа по компенсации издержек при выходе на рынок — до 50% всех издержек в пределах 10 млн руб. Эта льгота пока распространяется только на Москву и Санкт-Петербург, но в перспективе компенсацию должны получать и компании других регионов. Здесь слово — за самими регионами.

При самом оптимистичном сценарии — в случае улучшения конъюнктуры, появления на рынке пенсионных денег, разрешения выйти на отечественный рынок иностранным компаниям — уже в конце 2013 г. можно будет говорить о буме IPO инновационных компаний. Многие компании инновационного сектора уже заявили о планах проведения IPO. Также большие перспективы имеют компании IPOboard — инфраструктуры, нацеленной на поддержку и подготовку молодых компаний к публичному рынку. Этот ресурс насчитывает больше 100 компаний, часть из них уже на пре-IPO-стадии.

РЦБ:Как можно охарактеризовать интерес потенциальных компаний-эмитентов к мини-IPO?

Г. М. Принято считать, что IPO — удел крупных компаний, но на самом деле это не так. Важным фактором является наличие подходящей инфраструктуры. Перелом произошел с появлением специализированных площадок для молодых компаний: в 1990-е гг. практически у каждой биржи появилась такая инфраструктура.

Маленькая компания нуждается в финансировании, но его сложно получить: кредит — очень дорого, способ привлечения средств с помощью фонда прямых инвестиций не всегда соответствует стратегии компании, поэтому в качестве альтернативного пути развития молодые компании нередко выбирают площадку РИИ. Мы ориентированы на амбициозные компании, готовые заплатить за публичность. За это они получают ряд преимуществ: деньги по максимальной цене, возможность привлекать дополнительное финансирование (кредиты становятся дешевле) и в дальнейшем проводить размещения по более выгодным ценам. У маленькой компании есть серьезный шанс стать большой.

РЦБ:С какими основными сложностями сталкиваются компании при выходе на мини-IPO?

Г. М. Главная трудность — психологическая. С появлением внешних акционеров стратегия компании меняется — теперь менеджмент должен думать не только о текущем бизнесе, но и о внешних акционерах и сверять каждый шаг с мнением инвестиционного сообщества. Есть и объективные причины, которые я уже упоминал: нехватка «длинных» денег, отсутствие системной аналитики, достаточного числа квалифицированных посредников, готовых работать с небольшой компанией.

РЦБ:Кто составляет основную базу инвесторов?

Г. М. Инвесторскую базу составляют все категории инвесторов, среди которых много розничных. Сам факт того, что размещения происходят на бирже, провоцирует приток частных инвесторов.

РЦБ:Каким образом эмитенты узнают о площадке и приходят к вам?

Г. М. В РИИ есть маркетинговая и клиентская команда, специализирующаяся на поиске эмитентов. Важными «поставщиками» являются посредники — листинговые агенты, а также государственные и частные фонды. Сервис IPOboard тесно сотрудничает с технопарками, бизнес-инкубаторами, бизнес-ангелами и т. д. Из всех этих партнерских сетей на РИИ стремятся молодые компании, после чего их готовят к публичной жизни.

РЦБ:Вы говорили, что есть претензии к качеству эмитентов, которые уже вышли на IPO в РИИ. Как планируете его повышать?

Г. М. Качество корпоративного управления эмитентов пока неудовлетворительное, но оно постепенно улучшается, при этом важную роль играют институты развития и фонды. Наша «воспитательная» работа с компаниями не заканчивается с их выходом на публичный рынок. Проблема маленьких компаний заключается в том, что изначально они не умеют работать с инвесторами, поэтому мы помогаем им с IR, пытаемся стимулировать аналитическое покрытие, чтобы инвесторы объективно оценивали компании, в том числе обосновавшиеся на рынке. В этих целях РИИ проводит различные мероприятия, семинары и конференции. Одной из последних инициатив является Russian Innovation IPO club — площадка для общения первых лиц и владельцев компаний, которые уже вышли на РИИ или еще планируют, и инвесторов.

РЦБ:Нет ли у Вас опасения, что через какое-то время новые компании тоже уйдут в Лондон или Варшаву?

Г. М. Нет, так как план компании выйти на западный рынок является для нас показателем ее амбициозности. Она начинает уделять больше внимания корпоративному управлению, стремится соответствовать западным стандартам, поддерживать на соответствующем уровне отчетность, эффективно решать юридические вопросы и т. д. — и все это положительно влияет на капитализацию на РИИ. Я уверен, что компании не уйдут совсем с российского рынка, потому что на нем есть все, что есть на западных площадках, а там нет того, что есть здесь. По крайней мере, нет внутреннего инвестора. Когда государство предоставит возможность использовать «длинные» деньги для развития российского рынка, основные стимулы для ухода компаний на Запад пропадут. Во всяком случае, экономические.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24