Рубикон для депозитарной системы

20 квітня 2016
StockWorld, 20 квітня 2016 року

https://www.stockworld.com.ua/ru/news/rubikon-dlia-diepozitarnoi-sistiemy

Большинство профучастников поддержали предложения Нацдепозитария относительно ее модернизации.

Примерно 87,1 % опрошенных профессиональных участников рынка поддержали шесть концептуальных  предложений Национального депозитария (НДУ) относительно  развития депозитарной системы Украины. Одно из них – сохранение двухуровневой депозитарной системы с возможностью, по желанию депонента, использовать сегрегированные счета на уровне Центрального депозитария (такой счет инвестор  может  открыть в депозитарном учреждении, он им будет управлять, а его активы будут обособлены и идентифицированы на уровне Центрального депозитария – ЦД). Об этом журналистам на брифинге в Киеве сообщил председатель правления ПАО «НДУ» Геннадий Журов.

Преимущества двухуровневой системы

Напомним, в настоящее время в Украине действует двухуровневая депозитарная система, при которой данные о собственниках ценных бумаг хранятся в депозитарных учреждениях (ДУ, их, по данным НДУ, более 250-ти). А в Центральный депозитарий передается лишь информация о количестве счетов. При одноуровневой депозитарной системе вся информация о собственниках находится в Центральном депозитарии, что создает дополнительные риски для защиты их собственности (например, в случае взлома его сервера или рейдерского захвата).

«ЦД не имеет информации о собственниках ценных бумаг, так как конечный их учет ведется на уровне депозитарных учреждений. Хотя каждый день мы получаем массу запросов от правоохранительных органов на предмет владения ценными бумагами конкретного человека. Мы адресуем такие запросы к депучреждениям, а они отвечают на них согласно законодательству», – подчеркнул Геннадий Журов.

Преимуществом двухуровневой депозитарной системы является то, что конечный собственник сотрудничает с депозитарным учреждением, потому что такое большое количество акционеров ЦД не «потянет». Профучастники сотрудничают с депонентами. Риски относительно сохранения и доступа к информации распределены равномерно среди участников депозитарной системы, а не концентрируются в ЦД.

Еще в в одном из своих предложений НДУ настаивает на выплате дивидендов через депозитарную систему. «Нерезиденты привыкли к модели выплаты дивидендов через депозитарную систему. Общение инвестора напрямую с эмитентом, к сожалению, у нас приводит к тому, что инвесторы не получали дивидендов. Например, ПАО «Укрнафта»  выплатила дивиденды мажоритарному собственнику и не выплатила миноритариям», – сетует  Журов. 

Теперь специалисты предполагают доходы эмитентов  проводить исключительно через депозитарную систему и оставлять их на счетах депозитарного учреждения, которое обеспечивает их сохранность до момента выплаты депоненту. Движение денежных средств будет выглядеть примерно так: эмитент – Центральный депозитарий – Депозитарное учреждение – депонент.

Работа для отечественных программистов

От модели депозитарной системы Украины зависит и еще одно важное концептуальное предложение специалистов Нацдепозитария – использование собственного программного обеспечения (ПО) или программного обеспечения Центрального депозитария при взаимодействии с депучреждениями. Именно так функционируют все двухуровневые депозитарные системы мира. «Однако для того, чтобы сформировать четкое техническое задание по его разработке для ЦД, необходимо определиться с будущей инфраструктурой рынка – моделью депозитарной системы, которая будет закреплена на уровне регулятора и законодательства», – уточнил глава Правления Депозитария.

По словам председателя правления ПАО, в настоящее время НДУ рассматривает два варианта решения с его программным обеспечением: иностранным и украинским. Разработка такой системы национальными разработчиками обойдется НДУ значительно дешевле, чем их иностранными коллегами. Иностранные разработчики, как правило, кроме ежегодной платы за лицензию берут значительную сумму за изменения и доработки в системе. «Поэтому, скорее всего, придется двигаться в направлении локальных разработок. Ориентировочная стоимость иностранной системы – в пределах $1 млн, а лицензия на год – $400-500 тыс. Отечественное программное обеспечение для НДУ может стоить от 20 млн грн», – сообщил Геннадий Журов. Проект по разработке и тестированию ПО для НДУ займет примерно год.

Не утратить информацию 

«Прошлый год показал, что депозитарные учреждения могут пропадать, а собственники депозитарных учреждений по той или иной причине их покидают. НКЦБФР старается предоставить дополнительную защиту для инвесторов, чтобы права собственности на ценные бумаги не были утрачены. В числе одного из таких механизмов – создание по инициативе НКЦБФР дополнительной информации на уровне ЦД (система резервного копирования информации о счетах в ценных бумагах)», – рассказал Журов

Напомним, что согласно  решению Комиссии от 5 апреля этого года, для уменьшения риска потери данных предусмотрено создание в НДУ информации о состоянии таких счетов в депучреждениях при возникновении форс-мажорных обстоятельств. «У нас есть копии реестров, которые собирает эмитент, и процедура по восстановлению реестра, но в рамках существующего законодательства мы с этой информацией ничего не можем делать, и никому ее не можем предоставлять. Задача комиссии – урегулировать это в законодательстве», – подчеркнул Журов.

Он уточнил StockWorld, что в 2014 – 2015 годуах произошло несколько ситуаций, когда «пропадали» депозитарные учреждения. В частности, так называемое «дело Фойла», в котором исчезло депозитарное учреждение и информация о ценных бумагах, которые в нем хранились. В настоящее время продолжается разбирательство по этому вопросу. 

Кроме того, есть вопрос по Крыму. Так, по состоянию на дату вступления в силу решения НКЦБФР от 11 ноября 2014 года №1512 на территории полуострова было зарегистрировано 8 депозитарных учреждений. Только одно из них перерегистрировалось в континентальную часть Украины. Решением Комиссии от 14 февраля 2015 года №151 аннулированы лицензии на осуществление депозитарной деятельности семи  депучреждений. В то же время, существуют косвенные факты, подтверждающие, что эти депучреждения получили соответствующие лицензии в России. ЦД выполнил требования, которые тогда Комиссия выдвинула, – на определенную дату собрал большую часть реестров, но далеко не всю информацию раскрыли крымские профучастники.  

Также, по словам Геннадия Журова, НКЦБФР предложила депозитарным учреждениям в зоне АТО заморозить свою деятельность без потери лицензии, но передать в Центральный депозитарий на хранение базу данных. Несколько ДУ пошли этим путем. Второй вариант – смена места регистрации юрлица. «Радует тот факт, что «крупные игроки» из этого региона Украины перерегистрировались в Киев или на подконтрольную украинским властям территорию. Но есть и депозитарные учреждения, по которым ситуация еще не разрешена, точнее сказать, она плачевна», – говорит Журов. Например, два банка, у которых были аннулированы лицензии на банковскую деятельность и, соответственно, лицензии на депозитарную деятельность. Они должны были осуществить процедуру прекращению деятельности, но не выполнили ее по различным причинам, в том числе озвучивались потеря оборудования в результате боевых действий и расхищения имущества. Есть разные варианты восстановления и сохранения данных от этих двух банков, и ЦД продолжает работу, нацеленную на восстановление этой части учета. Есть также и вопиющие случаи – некоторые депучреждения из зоны АТО категорически не хотят идти ни по одному из вариантов. При этом, эмитенты, облслуживающиеся в них, хотят перевести счета своих акционеров на территорию, подконтрольную Украине, но не могут, т. к. нет ответных действий со стороны депозитарных учреждений.

По информации НДУ, так как рабочая группа НКЦБФР по подготовке и формированию Концепции развития депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры финансового сектора на апрель этого года не сформулировала других тезисов, кроме предложенных ЦД, то его предложения по развитию отечественной депозитарной системы – правильны.

 

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 08.10.24
Кількість КУА278на 08.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 08.10.24
Кількість ІСІ1815на 08.10.24
Кількість НПФ*53на 08.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24