Российский венчурный рынок сегодня

26 серпня 2016
Альбина Никконен, rbc.ru, липень 2016 року

http://www.rcb.ru/rcb/2016-06/297643/

Подавляющее большинство новых фондов, вышедших на рынок в 2016 г., — это венчурные фонды, среди которых доля фондов с государственным участием составляет пока не более 15% (против 30% в 2015 г.). При этом распределение отраслевых предпочтений действующих венчурных фондов значительно не изменилось: почти две трети фондов ориентированы на сектор ИКТ, что подтверждает и статистика инвестиций венчурных фондов в 2016 г. — более 80% вложений, как по объему, так и по числу, сделаны в сектор ИКТ. Можно констатировать и сохранение региональных диспропорций в распределении венчурных инвестиций — свыше 90% от объема инвестиций венчурных фондов направлено в компании, расположенные в Центральном федеральном округе.

Сейчас еще, пожалуй, преждевременно говорить о том, что российский венчурный рынок преодолел все последствия экономической и политической нестабильности — в прошлый раз после кризисных явлений 2008—2009 гг. рынку понадобилось два года, чтобы отыграть потерянные позиции и достичь докризисных показателей. Да и говорить о долгосрочной стабильности и прогнозируемой определенности в экономике и политике тоже нельзя.

Однако даже в этих условиях российский венчурный рынок традиционно демонстрирует завидную стойкость. В 2015 г. мы могли наблюдать ощутимое проседание рынка VC-капитала — почти на 0,5 млрд долл., которое было вызвано прежде всего влиянием девальвации национальной валюты, ввиду того что капиталы фондов, номинированных в рублях, составляли в 2014 г. более трети в секторе венчурных инвестиций. Но только за первую половину 2016 г. — используя биржевую терминологию — падение было частично отыграно: на рынок пришло 36 млн долл. за счет появления новых игроков, в том числе и частных. По предварительным данным за первое полугодие 2016 г., совокупный капитал всех действующих в России венчурных фондов составил 4,1 млрд долл. Рынок VC-капитала продемонстрировал завидную гибкость и живучесть, особенно на фоне рынка PE-капитала, просевшего за предыдущий год на 2,4 млрд долл. и продолжающего терять позиции в 2016 г. — здесь, кроме уже упомянутой выше девальвации, сыграл свою роль и вынужденный уход с рынка зарубежного капитала (рис. 1).

Роль государства на рынке венчурного капитала

Особенностью российского рынка венчурных инвестиций является активная вовлеченность государства в формирование и развитие венчурной экосистемы. Хорошо это или плохо — вопрос риторический, однако нельзя не отметить, что государство способствует развитию инфраструктуры и насыщает рынок деньгами в тех сегментах, в которых заинтересовано, но куда еще не готовы поступать частные инвестиции. Более четверти объема российского рынка венчурного капитала принадлежит фондам с участием государственного капитала (рис. 2, 3).

Отраслевая повестка

Кроме того, влияние государства прослеживается и в формировании отраслевой инвестиционной повестки: если подавляющее большинство частных венчурных фондов ориентированы на ИКТ-сектор, то фонды с государственным участием в массе своей отдают предпочтение сектору реальных или смешанных технологий. Такая позиция «выставляет» государство в роли отраслевого регулятора — она способствует формированию спроса на проекты смежных технологических отраслей вроде «Интернета вещей», сферы «больших данных», электроники, новых материалов. В перспективе это обеспечит корректировку отраслевой инвестиционной диспропорции в сторону от ИКТ-сектора.

Все более привлекательным, к примеру, в последнее время становится для инвесторов сектор медицины и биотехнологий. Эта сфера обеспечивает интерес к себе долгосрочным потребительским спросом и большой емкостью рынка. Самый большой портфель фондов, инвестирующих в биотехнологии, сформирован с участием РВК.

В этом году, к примеру, на российском венчурном рынке уже было заключено несколько заметных сделок в биотех-сектор: созданный «КСИ Венчурс» и Фондом посевных инвестиций РВК Посевной фонд в области живых систем направил в конструирование аппарата для коррекции бессонницы «СОНЯ» и проект «Брейн Бит» по разработке неинвазивного глюкометра. А биомедицинская компания «Вириом» привлекла 300 млн руб. на дальнейшую разработку и продвижение отечественного инновационного препарата для лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией. Инвесторами выступили фонд «Сколково», обеспечивший половину объема вложений в виде гранта, зарубежный венчурный фонд Torrey Pines Investment и компания «ХимРар».

Однако сектор ИКТ остается до сих пор наиболее привлекательным с точки зрения фондов. Низкий порог входа и высокая скорость «отдачи», несомненно, были и будут более интересны инвесторам, чем перспективы серьезных инвестиций в проекты, требующие длительного процесса вывода реального товара на рынок. Справедливости ради отметим: никто не ждет, что отрасли реального сектора в обозримом будущем будут лидировать в перечне совокупных инвестиционных предпочтений игроков рынка. Однако тенденция к корректировке непропорционального перевеса ИКТ-сектора уже сейчас проявляется весьма отчетливо. Это, кроме активности государственного инвестиционного и институционального секторов в этом направлении, объясняется еще и тем, что инвесторы настойчиво пытаются нащупать новые точки роста (рис. 4, 5).

Как уже было сказано, отголоски кризисных явлений еще вносят элемент нестабильности в российскую экономику, поэтому инвесторы не торопятся «раскрывать кошельки». Падение покупательской способности и плохо прогнозируемая ситуация на рынке — не лучшие союзники в поиске портфельных компаний. Наличие прогнозируемого и долгосрочного потребительского спроса для инвесторов является очень важным фактором. Кризис, без сомнения, внес свои коррективы в инвестиционную стратегию фондов: с одной стороны инвесторы и компании стали более трезво подходить к оценке стоимости бизнесов, что позволило существенно уменьшить цену входа в проект, а с другой — текущая рыночная конъюнктура требует более внимательного подхода к отбору компаний в портфель, поскольку не всякая компания, готовая показывать динамичный рост в условиях «экономического благоденствия», способна выжить в неспокойные времена. Повышается планка качественной оценки проектов, ищущих инвестиции (рис. 6, 7).

Региональные проекты и инвестиции

Деньги на рынке есть, некуда вкладывать — таково сегодня настроение экспертов венчурной отрасли. С технической стороны к проектам не возникает больших претензий — уровень научной подготовки отечественных специалистов всегда был на высоте. А вот бизнес-составляющая хромает. Прослойка серийных предпринимателей сравнительно тонка.

Текущее региональное распределение инвестиций весьма красноречиво говорит еще об одной характерной для российского венчурного рынка диспропорции: свыше 90% от объема инвестиций венчурных фондов поступает в компании, расположенные в Центральном федеральном округе (рис. 8, 9).

И если говорить о том, что необходимо предпринять для развития венчурного инвестирования в регионах, то особое внимание в данной ситуации следует уделять ориентации предпринимателей на выход на глобальные рынки — даже имея перспективные разработки, компании часто не видят рынка за пределами России. И это в лучшем случае: они могут выстраивать стратегию развития, исходя из региональных пределов, а такие «амбиции» — не лучший союзник при попытке привлечь венчурного инвестора. Развитие инфраструктуры и снятие излишних административных барьеров должно сопровождаться налаживанием международного научно-технического сотрудничества, активным вовлечением институтов, крупного бизнеса и промышленности.

Формирование «критической массы» технологических предпринимателей, нацеленных на развитие конкурентоспособного, быстро растущего и глобально-ориентированного бизнеса, а главное, имеющих соответствующие компетенции и менталитет — задача долгосрочная. Однако складывающаяся уже сегодня ситуация, позволяет смотреть в будущее с уверенным оптимизмом, который, наверно, является самым главным качеством предпринимателей и венчурных инвесторов.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 09.10.24
Кількість КУА278на 09.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 09.10.24
Кількість ІСІ1815на 09.10.24
Кількість НПФ*53на 09.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24