Российский рынок прямых инвестиций: временный тренд или закономерность?

15 липня 2013
РЦБ.РФ, `07, 2013

http://www.rcb.ru/rcb/2013-06/220839/

Российский рынок прямых инвестиций до сих пор остается для многих иностранных инвесторов «экзотическим фруктом». Многие о нем слышали, но мало кто пробовал его на вкус. Те же, кто вкусил, уверены — «фрукт» вкусный и полезный и имеет право занять достойное место в инвестиционной корзине любого инвестора. О своем опыте работы на российском рынке прямых инвестиций, о его основных проблемах и перспективах, в интервью нашему журналу рассказал управляющий Московского инвестиционного офиса Venture Investments & Yield Management (VIYM) Дмитрий Шицле.

РЦБ:Дмитрий, ваша компания основана в Лондоне. В чем отличие венчурного бизнеса в России и за рубежом? Почему VIYM занимается инвестициями в проекты именно на развивающихся рынках России и СНГ?

Д. Ш. Я бы предложил рассмотреть вопрос шире, не ограничиваясь только венчурным бизнесом. Более того, на сегодняшний день границы между фондами прямых и венчурных инвестиций активно стираются. Венчурные фонды все чаще инвестируют в компании более поздних стадий бизнес-цикла, тогда как фонды прямых инвестиций — в компании более ранних стадий. В конечном итоге фонды обоих типов зарабатывают одним и тем же способом — покупая компании и увеличивая их стоимость. Например, VIYM, несмотря на присутствие в названии слова «Venture», не занимается венчурными инвестициями в классическом их понимании. По своей структуре наши фонды скорее являются фондами прямых инвестиций. Но конечно же, в некоторых случаях бывают и исключения.

За последние 10 лет российский рынок прямых инвестиций претерпел существенные изменения. Из небольшой, находящейся в зачаточном состоянии индустрии он превратился в один из самых быстрорастущих и высокодоходных сегментов инвестиционного бизнеса не только среди европейских государств, но и стран БРИКС. В соответствии со статистикой Cambridge Associates и данных ЕБРР, за 5 лет средняя доходность private equity в России держалась на уровне 32,3%, что вполне достойно по сравнению с показателями США (9,48%) и ЕС (13,92%).

Однако говорить о зрелости этой отрасли в России пока не приходится. Несмотря на проведение ряда реформ, способствующих позитивному изменению инвестиционного климата в стране, и стремлению государства создать все условия для прихода иностранного капитала, доля данного сегмента рынка все еще невелика.

Что касается специфики работы фондов прямых инвестиций в России, то их деятельность мало чем отличается от подобного рода западных фондов. В частности, фонды прямых инвестиций вкладывают средства в акционерный капитал (private equity) перспективных компаний, приобретая значительные, в том числе контрольные, пакеты акций и принимая активное участие в управлении компанией. Как правило, средний размер сделки на российском рынке составляет порядка 5–15 млн долл., что значительно меньше среднего на Западе. Однако этот объем может меняться пропорционально размеру фонда. Одна из причин применения подобного подхода — снижение конкуренции в борьбе за интересные проекты.

Как правило, фонды прямых инвестиций осуществляют свою инвестиционную деятельность в соответствии с четко установленной инвестиционной стратегией, которая учитывает специализацию в каких-либо отраслях и/или регионах, минимальный и максимальный объем вложений, размер приобретаемого пакета, уровень участия фонда в деятельности объектов инвестирования и пр. Основная цель хорошо продуманной инвестиционной стратегии — значительно повысить эффективность потенциальных инвестиций, минимизировав при этом риски по проекту.

Безусловно, европейский рынок со всеми своими финансовыми центрами, такими как, например, Лондон, где у нас открыт операционный офис, более последовательный и предсказуемый в своей основе, является идеальным местом для взаимодействия инвесторов любого уровня. История европейских институтов и отлаженность внутриевропейских экономических связей зачастую упрощают инвестиционный процесс и способствуют снижению акционерных рисков. Однако когда число вновь входящих на рынок компаний резко сокращается и одновременно увеличивается количество покидающих его, притом что перспективы дальнейшего роста для действующих игроков весьма ограничены, поиск интересных высокодоходных проектов для инвестиций представляется весьма трудной задачей.

В России же мы видим диаметрально противоположную картину: неразвитость инфраструктуры компенсируется более высокой доходностью и широким набором перспективных и быстрорастущих отраслей. Немаловажным остается и тот факт, что на сегодняшний день прямые инвестиции — один из немногих доступных источников финансирования для российских компаний. Особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе, которому зачастую довольно сложно привлекать кредитные средства (из-за больших процентных ставок) или использовать биржевые механизмы (из-за неразвитости рынка ценных бумаг). В то же время для фондов прямых инвестиций Россия — один из самых перспективных рынков в мире, где выгодно представлен баланс риска и доходности.

РЦБ:Каковы направления инвестирования средств под управлением VIYM?

Д. Ш. На сегодняшний день инвестиционная платформа VIYM включает в себя два ключевых направления:

1) инвестиции в гостиничную недвижимость (традиционное направление, которое компания развивает с момента своего основания в 2006 г.) — фонд VIY Greater Europe Hospitality Fund объемом в 300 млн долл. Инвестиционный портфель составляют различного рода гостиничные проекты — от бюджетного класса (Региональная гостиничная сеть (РГС) — строительство 26 отелей 2–3 звезды под брендом Park Inn и Holiday Inn Express в крупнейших городах России) до класса de luxe (Four Seasons Lion Palace St Petersburg). В рамках данного направления наша компания инвестирует средства на всей территории «Большой Европы» (Евросоюз, Россия, Украина и т. д), приобретая при этом в проектах до 100% акционерного капитала;

2) инвестиции в быстрорастущие компании малого и среднего бизнеса — фонд VIY Growth Fund объемом 120 млн долл. (решение о его запуске было принято в конце 2010 г.; основным драйвером этого послужила конъюнктура, сформировавшаяся к тому времени на финансовых рынках). В рамках указанной инвестиционной стратегии VIYM осуществляет вложения в капитал малых и средних компаний потребительских секторов, промышленности, в сфере производства продуктов питания, высокотехнологичных комплектующих для нефтегазодобывающих предприятий, Интернета, услуг B2B, энергетической и добывающей отраслей, ведущих свою деятельность преимущественно на рынках России и СНГ и обладающих значительным потенциалом для развития и роста.

В данных областях наша компания отбирает проекты с объемом финансирования от 5–15 млн долл., находящиеся на стадии жизненного цикла развития и роста, с приобретаемой долей от 25% +1 до 50% акций и участием в управлении компанией.

Однако по факту для нас интересны и более ранние проекты стадии late venture. Мы хорошо понимаем ценность подобного рода проектов и ту высокую доходность, которую они могут принести в случае успеха. Поэтому при наличии блестящей идеи, выдающейся команды, хорошо знающей индустрию и уже имеющей опыт реализации подобного рода проектов, хорошо продуманной и ясной стратегии развития, когда для запуска бизнеса остается совсем немного или проект уже начат, а инвестиции нужны для закрепления на рынке и ускоренного достижения первых результатов, мы готовы брать на себя определенные риски и вкладываться в проект.

В целом мы придерживаемся гибкой системы инвестирования в зависимости от конкретных экономических условий на рынке и особенностей проектов, т. е. мы не финансируем те проекты, где у нас нет должной экспертизы.

РЦБ:Где вы находите проекты для инвестиций?

Д. Ш. Как и любой другой фонд, мы активно сотрудничаем с различного рода консультантами, работающими на рынке M&A: инвестиционными банками, аудиторскими и консалтинговыми компаниями (включая «Большую четверку»), инвестиционными бутиками и другими специализированными игроками рынка. От них приходит много проектов. Однако основная специфика VIYM, на наш взгляд, заключается в использовании нетрадиционного для фондов прямых инвестиций метода поиска проектов, предполагающего прямое взаимодействие с компаниями интересующих нас отраслей, без посредников. Данный подход требует значительно больше времени и сил, так как иногда контакт с компаниями подписывается в самом начале их инвестиционного цикла, когда планы по дальнейшему развитию находятся только в голове у руководства.

Такая методика помогает установить более тесные и открытые партнерские отношения между менеджментом (собственниками) компании и инвестором, что в конечном итоге дает позитивный эффект для каждой стороны. Да и в современных условиях сидеть и ждать, когда что-либо интересное попадет тебе прямо в руки, не приходится. Несмотря на огромный потенциал российской экономики, мы уже подошли к той черте, когда за все самые вкусные куски инвестиционного пирога надо не просто бороться, а сражаться всеми силами и средствами.

Кроме того, в наш информационный век наладить контакт гораздо проще, чем 10–20 лет назад. Компании, ищущие инвестиции, зачастую изучают, кто из потенциальных инвесторов представлен в Интернете. Поэтому никогда не надо забывать о правильном позиционировании себя и своей компании в Сети.

Я и мои коллеги проработали в разных индустриях много лет. Вся информацию о каждом из нас находится в свободном доступе и является своего рода визитной карточкой для потенциальных партнеров. Да и наш фонд постепенно становится все более известным. Поэтому неудивительно, что иногда проекты приходят напрямую через наш сайт, на электронную почту или через социальные сети.

РЦБ:На каких стадиях вы чаще всего инвестируете в проекты?

Д. Ш. Если говорить о нашей «гостиничной стратегии», то это может быть как стадия девелопмента или реконструкции, так и период функционирования гостиницы.

В рамках стратегии Growth Capital мы вкладываем средства в предприятия, которые уже подтвердили на деле свою бизнес-модель, имеют положительный денежный поток или выходят на него в ближайшее время. Потребность таких предприятий в инвестициях обычно связана с открытием новых площадок, расширением и/или модернизацией производства, развитием дистрибьютерской сети, выводом на рынок новых продуктов и т. п.

РЦБ:Каким образом и в какой момент вы предпочитаете осуществлять выход из проектов?

Д. Ш. Мы как фонд не имеем долгосрочных стратегических интересов в отдельно взятых проектах. В зависимости от размера и сложности проекта сроки инвестиций обычно составляют от 5 до 7 лет. В основном выход из проектов осуществляется путем продажи доли или компании стратегическому инвестору (обычно совместно с основными акционерами), выкупа нашей доли текущими акционерами (менеджментом) или публичного предложения акций (IPO). То есть мы достаточно гибко подходим к вопросу выбора механизмов выхода.

РЦБ:Какие наиболее яркие реализованные проекты Вы можете отметить?

Д. Ш. На сегодняшний день в инвестиционном портфеле компании более 15 проектов самых разных отраслей и этапов реализации. Может быть это звучит банально, но каждый из них интересен и ярок по-своему.

Например, проект реконструкции дома князя Лобанова–Ростовского, более известного как Дом со львами, расположенного в самом центре Санкт-Петербурга, и его переформатирование в пятизвездочный отель под брендом Four Seasons.

Это первый проект международного оператора в России и один из самых выдающихся. В начале года журнал Forbes включил открытие отеля Four Seasons Lion Palace St Petersburg в список 10 самых ожидаемых событий на международном гостиничном рынке.

Наши инвестиции в компанию «Агро-Альянс» помогли ей значительно улучшить свои позиции на рынке по упаковке риса, эволюционировать из импортера риса в одного из крупнейших в России производителей фасованного риса, круп и зернобобовых. Сегодня компания не только занимает лидирующие позиции в отрасли, но также владеет новейшими производственными мощностями, имея сильную систему дистрибуции, в рамках которой тесно сотрудничает с крупнейшими российскими торговыми сетями («О’Кей», «Дикси», X5 Retail Group, «Лента», «Ашан», «Квартал»).

Проект по развитию компании «Сыктывкар тиссью групп» (СТГ) объемом более 2 млрд руб. СТГ — один из ведущих производителей туалетной бумаги и бумаги-основы санитарно-гигиенического назначения — крупный и сложный инвестиционный проект, основной целью которого является создание новой производственной площадки компании в Ростове Великом Ярославской области, что позволит СТГ к 2014 г. вдвое увеличить свои производственные мощности по выпуску готовой продукции и занять около 15% российского рынка бумажных санитарно-гигиенических изделий. Сейчас проект находится в стадии реализации.

В целом очень интересно и приятно наблюдать, как то, что было сначала идеей, а потом договоренностями и планами на бумаге, трансформируется из старой промзоны в современное производство. Шаг за шагом мы наблюдаем за развитием проекта: реконструкция здания, создание инженерных сетей, благоустройство территории, монтаж оборудования...

Так что все наши проекты по-своему яркие. И хотя не все и не всегда проходит гладко, в каждом из них нам посчастливилось работать с надежными партнерами и профессиональными управленческими командами.

РЦБ:Что, по Вашему мнению, необходимо для стимулирования развития венчурного бизнеса в России? Чему стоит поучиться у Запада?

Д. Ш. Нам, конечно, пока не хватает совокупного накопленного опыта в индустрии: зрелости команд, институциональной развитости, опыта работы с инвесторами. На Западе в каждом секторе множество игроков (посевные фонды, бизнес-инкубаторы и акселераторы, венчурные фонды и фонды прямых инвестиций с устоявшимися экономическими связями как между собой, так и со стратегическими инвесторами), которые способны подхватить проект на любой стадии бизнес-цикла, а затем бережно передать его стратегическому инвестору или вывести на IPO. Законодательная база во многих юрисдикциях специально спроектирована для удобства, прозрачности и защищенности инвестирования через фонды.

Отдельно стоит отметить умение иностранных игроков активно участвовать в создании добавленной стоимости проектов, то, что называется «smart money». У нас в компании мы активно продвигаем данную концепцию, но до лучших западных примеров нам еще далеко.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24