Риск - доходное дело. Венчурные фонды меняют направление инвестиций

19 серпня 2008
Петр Ъ-ШЕВЧЕНКО, "Коммерсант"

  Финансовый кризис и снижение темпов роста рынка недвижимости спровоцировали переток венчурных инвестиций из строительной в более рисковую, но перспективную аграрную отрасль. Эксперты прогнозируют, что в течение трех лет отечественные фонды вложат в сельское хозяйство около 40 млрд грн.
  Спрос определил направление венчурных инвестиций Значимость и масштабность венчурных инвестиций в Украине подчеркивает общий результат деятельности институтов совместного инвестирования (ИСИ). Данные единого государственного реестра ИСИ за II квартал подтверждают взрывной рост объема венчурных инвестиций, начавшийся еще в 2007 году. За последние три месяца количество ИСИ увеличилось на 83 фонда, из которых 57 – венчурные (всего зарегистрировано 1086 инвестфондов). Несмотря на рисковость (venture (англ.) – "рискованное начинание") этих вложений, венчурные фонды составляют 89,76% общего рынка ИСИ. Согласно недавно обнародованным данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), за прошлый год стоимость всех инвестфондов выросла на 137% – до 40,780 млрд грн, совокупная стоимость чистых активов украинских венчурных фондов увеличилась на 131,12% – до 36,452 млрд грн. Венчурные фонды остаются самыми непрозрачными игроками ИСИ – 38,12% их вложений неизвестны, а из наибольшей части инвестиций фондов в ценные бумаги 63,58% – не определено.
  Венчурный фонд – это институт совместного инвестирования закрытого типа, недиверсифицированного вида, который осуществляет исключительно частное размещение ценных бумаг собственного выпуска и активы которого более чем на 50% состоят из корпоративных прав и ценных бумаг, не допущенных к торгам на бирже. Такой фонд может быть создан на 100 лет, инвестировать все свои средства в неликвидные ценные бумаги одного эмитента, покупать векселя и предоставлять займы компаниям, которыми он владеет. Нет ограничений и на число его участников.
  По результатам 2007 года структура портфеля ценных бумаг венчурных фондов выглядит следующим образом: сырьевые материалы – 4,08%, финансы – 7,83%, коммунальные услуги – 0,54%, промышленность – 6,66%, потребительские товары и услуги – 7,67% и 4,70% соответственно, нефть и газ – 0,03%, медицина – 0,3%, телекоммуникации – 0,01%, смешанная отрасль – 4,6%.
  Директор компании по управлению активами (КУА) "Форум" Наталья Кобец отмечает, что как в прошлом, так и в текущем году инвестиции венчурных фондов преобладают в строительном секторе. "Около З0 млрд гривневых средств венчурных фондов – это строительные проекты,– соглашается член КУА 'Венчурные инвестиции' (член совета УАИБ) Олег Колесник.– Ведь спрос определяет направление денег. При этом в строительстве есть определенный бюджет стройки, и ты четко понимаешь, что $8 млн – это 8 этажей, $10 млн – 10 этажей. То есть ты можешь реально ощутить этот бизнес. Когда был спрос на жилье, деньги были там".
  В результате такого стремительного роста доля стоимости активов ИСИ в ВВП страны за 2007 год увеличилась с 3,15% до 5,82%, в то время как доля средств, привлеченных в банковской системе,– с 33,86% до 39,92% ВВП. По мнению генерального директора КУА "Альтера Эссет Менеджмент" (член совета УАИБ) Сергея Кленина, финансирование строительства через венчурные фонды достигло большого размаха из-за несовершенства украинского законодательства. "Но контролирующие органы осознали и положительный фактор в таком инвестировании, так как раньше строительную сферу было практически невозможно контролировать. То есть они не понимали, о каких объемах в строительной сфере идет речь. Сейчас это не составляет труда",– говорит он.
  Реинвестирование за счет отсрочки налогообложения Участники рынка отмечают, что сейчас в Украине наблюдается тенденция создания венчурных фондов украинскими финансово-промышленными группами (ФПГ), которые начали их активно использовать с целью реинвестирования. "С одного основного предприятия венчурный фонд как его собственник получает прибыль, которая вливается в фонд и вкладывается в другие компании этой группы, нуждающиеся в финансировании,– объясняет схему господин Кленин.– Это традиционная система реинвестирования, используемая нашими ФПГ. Так работают во всем мире".
  Таким образом группы эффективнее распоряжаются собственными средствами. Ведь, например, купив технику на обычное предприятие, владелец может высвободить из стоимости оборудования не более 10% за год и амортизирует его лишь в течение 10 лет. Создание ФПГ венчурных фондов вызывает нарекания правоохранительных органов, которые обвиняют фонды в оптимизации налогообложения. "Активы фонда специально уменьшить нельзя, потому что при закрытии фонда не допускается падение его активов менее 25%, иначе компания по управлению активами лишится лицензии",– отрицает обвинения Сергей Кленин.
  По словам генерального директора КУА "Лико-инвест" (член совета УАИБ) Юрия Билецкого, предприятия уходят от налогообложения, не создавая фонды в Украине, а выводя деньги в офшорные зоны. "Венчурные фонды позволяют эффективно работать,– утверждает он.– Это выгодно государству, потому что деньги остаются в обороте, и бизнес быстрее развивается". Эксперт отмечает, что существует взаимозависимость роста налогообложения в строительной сфере и скорости роста активов венчурных инвестиционных фондов.
  Аграрный сектор притянет венчурные инвестиции Со снижением в этом году темпов роста строительного рынка, в котором была подавляющая часть средств венчурных фондов, фонды начали поиск новых доходных рынков для вложений. "Так как банки сократили ипотечное кредитование, искусственная остановка цен заморозила этот рынок",– говорит Олег Колесник. Эксперты уверены, что следующие два-три года инвестиции венчурных фондов в строительство будут постепенно перетекать в аграрный сектор. "Переток уже происходит, потому что деньги перестали активно вкладывать в недвижимость. Большая вероятность, что эти деньги поплывут в землю и аграрный бизнес,– считает господин Билецкий.– На первом этапе в ближайший год переток может составить около 15-20% ИСИ – примерно 4-5 млрд грн".
  По словам Натальи Кобец, ее компании уже начали поступать предложения для инвестиций в сельскохозяйственный сектор. Аналогичные заявления делают представители и других КУА. "А мы уже инвестируем в новый рынок. У нас есть несколько хозяйств, одно из них занимается семеноводством, а другое – молоком",– говорит Юрий Билецкий. Сергей Кленин отмечает, что в ближайшие два года будет наблюдаться не просто переток средств фондов из строительного в аграрный сектор, но и увеличение потока: "Можно ожидать, что эти 30 млрд грн будут перетекать в аграрный сектор. С учетом прибыли, которую они получат к этому времени, инвестиции могут достичь 40 млрд грн. Подобное будет происходить в этом и следующем году".
  Крупнейшие инвестиции в сельскохозяйственный сектор направят бизнес-группы, уже связанные с агропроизводством. "В аграрном секторе Украины продолжается развитие инфраструктуры. То есть должны возникнуть хозяйства нового типа, такие как как 'Олейна', 'Астарта' и другие. Эти компании будут создавать себе венчурные фонды для того, чтобы эффективнее использовать прибыль, которая у них образуется, а реинвестировать они будут в сегмент экономики, который хорошо знают, то есть агросектор",– уверен господин Билецкий. При этом, по словам Олега Колесника, сейчас проблемой номер один на аграрном рынке является дефицит менеджеров, способных профессионально реализовывать венчурные проекты в этом сегменте: "В сельском хозяйстве тяжелее всего, так как в этой сфере присутствует большое воровство и очень мало менеджеров, понимающих аграрный бизнес".
  ПЕТР Ъ-ШЕВЧЕНКО

  Максим Нефедов, cтарший советник ИК Dragon Capital
  В Украине венчурные фонды формально выделяются из общей массы, благодаря тому что могут инвестировать в ценные бумаги, которые не котируются на организованных биржевых площадках. Однако совсем не это отличие привлекает тех, кто держит в таких фондах капиталы. В настоящий момент в Украине венчурный фонд – это один из наилучших инструментов оптимизации налогообложения наряду с рисковым страхованием. Дело в том, что налог на прибыль от деятельности венчурного фонда не платится до закрытия его работы и распределения прибыли между участниками. А существовать такой фонд может многие годы. Соответственно, управляющая компания фонда может продолжительное время не платить налоги с работающих денег. Дополнительным преимуществом является легкость, с которой можно продать или купить активы фонда. Обычно продажа корпоративных прав требует достаточно сложной процедуры, которая может затянуться на месяцы, если речь идет об ОАО и требуется разрешение собрания акционеров. В то же время инвестиция в венчурный фонд, который, в свою очередь, владеет этими правами, может быть продана весьма просто и быстро, да еще и вдобавок почти анонимно. Кроме того, венчурные фонды практически не регулируются украинскими регуляторами, что делает их более легкими в управлении и гибкими инструментами для инвестирования. До последнего времени особенно активно венчурные фонды встречались в строительстве, где наряду с оптимизационной своей особенностью они использовались еще и для того, чтобы скрывать реальных бенефициаров бизнеса за маской управляющей компании фонда. Кроме того, с помощью венчурных фондов можно легко владеть активом, связь с которым не хотелось бы афишировать. Впрочем, с замедлением темпов роста строительной отрасли и охлаждением рынка недвижимости интерес инвесторов наверняка будет перенаправлен в другие секторы. Так, в связи с всплеском интереса к сельскохозяйственной отрасли новую жизнь получили земельные спекуляции. Наиболее характерные из них – создание больших земельных банков из паев сельскохозяйственного назначения, которые арендуются у мелких фермеров. Впоследствии эти земельные банки могут быть перепроданы, если правила игры изменятся.

  "Интерес к венчурным фондам получил периферийную окраску", начальник управления совместного инвестирования Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Евгений Иванов – Какой объем венчурного капитала сейчас находится под управлением компаний по управлению активами?
  – К началу II квартала балансовая стоимость венчурных активов под управлением КУА составляла 51,267 млрд грн. До конца года активы венчурных фондов могут вырасти до 71 млрд грн.
  – Можно ли сейчас говорить о буме венчурных инвестиций в Украине? – Этот бум начался еще в 2004-2005 годах. Это был период, когда украинский бизнес понял, что в Украине появилась система, которая позволяет на законных основаниях решать вопросы реинвестирования из офшоров. Благодаря внедрению новой системы инвестирования начали поступать значительные капиталовложения. Сегодня интерес к венчурным фондам получил периферийную окраску, так как фонды начали инвестировать в регионы, особенно южные и восточные. Также поменялись объекты инвестирования. Если раньше это было исключительно строительство, то сейчас для венчурного инвестирования становится интересным вкладывать в сельское хозяйство, пищевую промышленность и сырьевые предприятия.
  – С чем связан постоянный интерес правоохранительных органов к рынку венчурных фондов?
  – Они работают над тем, чтобы не допустить в этот бизнес грязные деньги и защитить права инвесторов. Нельзя позволить использовать венчурные фонды для отмывания грязных денег.
  – Зачем крупные финансово-промышленные группы создают при себе венчурные фонды?
  – Давайте представим себе бизнес-группу X, у которой есть свой банк, ряд производящих, обслуживающих, строящих предприятий. Раньше система нашего крупного бизнеса строилась по горизонтали – и, естественно, образовывался некий "кустарник". Для того чтобы иметь возможность оперативно управлять системой целесообразно выстроить вертикаль. Ее вершиной, как правило, становится КУА, управляющая венчурными фондами, в которых концентрируются права тех или иных предприятий, входящих в группу. Эта система дает возможность очень четко, слаженно и целенаправленно регулировать систему финансовых потоков, а также развивать предприятия с нуля, поскольку возникает возможность концентрации денежных потоков. То есть решается вопрос реинвестирования полученной от предприятий группы Х прибыли и направления ее на развитие новых сегментов бизнеса.
  Интервью взял ПЕТР Ъ-ШЕВЧЕНКО

  "Чтобы выйти из проектов недвижимости, потребуется два-три года", директор КУА "Рациональные инвестиционные технологии" Андрей Петлевский
  – За счет чего ваш венчурный фонд получил доходность свыше 5000%? – Я просил бы не акцентировать внимание на этом. В первую очередь это связано с методикой, которую использует Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса для расчета стоимости чистых активов, а именно роста собственного капитала инвестора, вложившего деньги в фонд. Мы не вписываемся в эту методику, поскольку основным источником накопления капитала для проведения дальнейшего совместного инвестирования были средства, которые фонд получил от сделок связанных с куплей/продажей бизнеса. Допустим, мы приобрели целевые облигации по номиналу, то есть купили квадратный метр по $1 тыс., а рыночная стоимость – $2 тыс., тогда маржа получается 100%. В действительности доходность фонда составила 53% за год. Но реальную доходность мы сможем посчитать минимум в 2009 году, поскольку сейчас только были сформированы средства для дальнейшего инвестирования прибыли в строительный проект. – Какой процент средств ваших фондов направлен в строительные проекты? – Из 483 млн грн, находящихся под нашим управлением, строительные проекты занимают 250-300 млн грн, то есть около 2/3 от общих активов.
  – Почему вы сосредоточены именно на строительном бизнесе? – Это связано с тем, что 2007 год был очень удачным для инвестиционных компаний и украинского финансового сектора в целом. Были осуществлены очень большие заимствования на внешних рынках, проведены IPO, ряд покупок иностранными банками наших кредитных учреждений, ввиду чего к нам поступал ресурс. Все это способствовало началу бума ипотечного кредитования. На тот момент это был самый доходный бизнес.
  – Как изменилась структура портфеля ценных бумаг с начала этого года? – Структурных изменений не произошло. Около 80% средств, которые были инвестированы в строительные проекты в прошлом году, продолжают находиться в этом бизнесе. Так как венчурные проекты имеют долгосрочный характер, из них так просто не выйдешь.
  – Вы намерены осуществлять инвестиции в другие секторы экономики? – Мы рассматриваем разные инвестиционные стратегии, но в ближайшем будущем изменений не предвидится, ввиду того что основные деньги фондов были направлены в недвижимость. Чтобы выйти из этих проектов, потребуется два-три года.
  Интервью взял ПЕТР Ъ-ШЕВЧЕНКО
 
  http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1013329

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 24.11.24
Кількість КУА278на 24.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 24.11.24
Кількість ІСІ1819на 24.11.24
Кількість НПФ*53на 24.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24