Рецепты самоспасения среднего класса
http://smi.liga.net/articles/IT093799.html
Средний класс стал меньше надеяться на банковские депозиты и больше закупать продуктов впрок. А еще в нем стало больше готовых сменить работу или открыть собственное дело. Что плохо и что хорошо - это всегда узнается после шлепков и поглаживаний. Они могут называться по-разному: взысканиями и поощрениями, штрафами и премиями, кнутом и пряником, карой небесной и чудом.
Мировой финансовый кризис - тоже шлепок, и люди привычно ищут в нем урок, как поступать нельзя и как нужно. О реакции на кризис жителей украинских городов (с населением от 50 тыс. человек) в возрасте 16-65 лет можно судить, сравнивая результаты MMI Ukraine - социологического исследования, которое регулярно проводится компанией TNS Ukraine, - за первый квартал 2009 года и последний квартал 2008-го. Полученные данные позволяют четко выявить не только последствия паники в общественном сознании, но и найденные различными слоями общества способы выживания в условиях кризиса.
ЭФФЕКТ ИСПУГА
Объективно жизненный уровень людей продолжает ухудшаться. По сравнению с предыдущей волной исследования доля респондентов, оценивших месячный доход своей семьи в расчете на одного члена семьи не менее чем в 1500 грн., сократилась с 60,6 до 54,5%, не менее чем в 2500 грн. - с 29,2 до 25,9%, не менее чем в 4000 грн. - с 12,8 до 10,1%, не менее чем в 6000 грн. - с 4,4 до 3,3%. Процент тех, у кого денег вполне хватает на крупную бытовую технику, упал с 25,5 до 19,5, а тех, у кого вызывает серьезные проблемы даже покупка одежды, поднялся с 25,1 до 30,6.
Можно говорить и о дальнейшем сокращении среднего класса в стране. Авторы исследования разделяют респондентов, в соответствии с их статусно-потребительскими характеристиками, на четыре слоя - "высший средний", "средний", "нижний средний" и слой "ниже среднего". Доля "высшего среднего" слоя уменьшилась с 10,4 до 8,3%, зато доля слоя "ниже среднего" выросла с 22,7 до 24,8%.
Кризис сказался не только на доходах, но и на образе жизни людей и их потребительской практике. Если в первом квартале 2008-го считали, что "глупо тратить деньги на предметы роскоши, даже если у тебя много денег", 52,4% респондентов, то в первом квартале 2009-го - 56,5%. Причем основной прирост обеспечили как раз зажиточные или, по крайней мере, небедные граждане: в "высшем среднем" слое процент тех, кто считает покупку предметов роскоши глупостью, увеличился наиболее существенно - с 39,4 до 48,5, в "среднем" слое - с 47,3 до 53,4, в "нижнем среднем" - с 51,3 до 56,3, а в слое "ниже среднего" - едва заметно, с 59,8 до 61,9.
Вместе со скептическим отношением к предметам роскоши усилилось и критическое отношение к собственной шопингомании. Процент тех, кто иногда ловит себя на мысли, что без купленной вещи можно было бы обойтись, в "высшем среднем" слое увеличился с 66,3 до 73,3, в "среднем" - с 71,2 до 75, тогда как в "нижнем среднем" и слое "ниже среднего" остался практически неизменным - 69 и около 65. Доля считающих, что "в престижные магазины можно ходить только как в музей", за год увеличилась с 58,9 до 62,1%, причем наиболее заметно именно в "высшем среднем" слое - с 40 до 47,1% и в "среднем" - с 51,6 до 56,9% (в "нижнем среднем" - с 58,6 до 61,4%, в слое "ниже среднего" - с 68 до 72,5%).
Однако самые разительные перемены произошли в отношении к банкам. Процент уверенных в том, что "лучше иметь деньги при себе, чем хранить в банке, даже получая проценты", за год вырос с 59,4 до 71 (в том числе процент полностью уверенных - с 21,4 до 28,8). Самый резкий, почти полуторакратный рост недоверия к банкам продемонстрировал опять же "высший средний" слой - с 42,4 до 63,4 (а рост абсолютного недоверия - с 12,8 до 25,4, то есть практически двукратный). Хотя именно этот слой прежде наиболее активно пользовался банковскими услугами. В других слоях и раньше превалировала банкофобия, а теперь она стала еще сильнее: в "среднем" слое процент не доверяющих банкам вырос с 52,2 до 66,5 (совсем не доверяющих - с 17,2 до 26,9), в "нижнем среднем" - с 60,3 до 71,1 (с 21 до 28,2), в слое "ниже среднего" - с 65,9 до 77 (с 26,2 до 32,5).
Впрочем, было бы преувеличением утверждать о формировании в общественном мнении устойчивого неприятия банков как таковых. Просто люди стали гораздо осторожнее, и большинство предпочитает не рисковать. Поверить в то, что выгода намного выше риска, не заставит никакая реклама. Только пример тех, кто все же рискнул и дальше доверять своему банку - и не прогадал.
А пока нет уверенности в том, что рискнувшие не прогадали, остальные ищут другое применение своим сбережениям. Например, покупают продукты про запас, чтобы сэкономить. Процент тех, кто считает такую практику разумной, за год вырос с 57,4 до 62,1, причем вновь-таки наиболее существенно в "высшем среднем" слое - с 47,8 до 56,4 (в "среднем" слое - с 52,7 до 58,5, "нижнем среднем" - с 55,8 до 61,6, слое "ниже среднего" - с 64,8 до 67,8). Очевидно, здесь сказалось и чуть ли не ежемесячное повышение цен на многие продукты, а также на сигареты и алкогольные напитки.
СПОСОБЫ ВЫЖИВАНИЯ
Возможно, люди и надеются на успехи правительства в борьбе с кризисом, однако необходимость самим что-то делать они тоже осознают. Особый интерес представляют те рецепты самоспасения, которыми пользуется "высший средний" слой.
По сравнению с предыдущей волной исследования с 30,3 до 32,7% выросла доля респондентов, готовых для улучшения своего материального и социального положения сменить работу, в частности, в "высшем среднем" слое - с 26,6 до 33,1%. При этом 9% респондентов готовы сменить город проживания и 16,1% - страну проживания (в предыдущей волне исследования таковых оказалось соответственно 10,1 и 15,1%).
Примечательно, что в "высшем среднем" слое доля готовых уехать в другую страну резко упала - с 19,1 до 13,8%. По-видимому, предприниматели, руководители, специалисты (а они составляют около половины "высшего среднего" слоя) хорошо знают из самых разных источников, что в условиях мирового финансового кризиса конкуренция в бизнесе и на рынке труда усилилась повсюду, а не только в Украине.
Не менее популярными рецептами самоспасения, чем смена работы, в "высшем среднем" слое стали: получить образование или дополнительное образование - рост с 30 до 34,8% (хотя в целом по всей совокупности респондентов доля верящих в действенность этого средства упала с 26,1 до 23,9%); выучить иностранный язык или еще один иностранный язык - рост с 27,6 до 34,1% (в целом по всей массе респондентов доля готовых пойти на этот шаг осталась неизменной и составила 18,5%); открыть свой бизнес - рост с 32,1 до 33,6% (в целом по выборке - 21,4-21,9%). Кроме того, в "высшем среднем" слое с 16,7 до 21% выросла доля готовых освоить компьютер (и это при том, что именно в этом слое наиболее высок процент тех, кто уже является компьютерным пользователем), тогда как в целом по всей совокупности опрошенных соответствующая доля снизилась с 22,1 до 21,4%.
Если говорить о динамике за год, то по сравнению с первым кварталом 2008 года у "высшего среднего" слоя заметно повысилась готовность заниматься собственным бизнесом. "Я из тех людей, которые могли бы открыть свое дело", - уверены уже 76,2% представителей этого слоя (в том числе полностью уверены - 30,3%), тогда как год назад - 69,7% (27,5%). Возможно, эта уверенность в себе и помогла им удержаться наверху.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |