Реполюция

31 травня 2011
Анна Уляницкая, "Бизнес", №22, 2011

http://www.business.ua/articles/fund_market/Repolyuciya-15920

Фондовики и банкиры решили договориться о единых правилах игры на рынке РЕПО с оборотом в десятки миллиардов гривень

На прошлой неделе торговцы ценными бумагами (ЦБ) собрались на “круглый стол”, чтобы обсудить проблемы развития рынка РЕПО (операции по приобретению (продаже) ЦБ с обязательством обратной продажи (выкупа)). Как банкиров, так и представителей инвестиционных компаний уже давно беспокоит отсутствие законодательства, регулирующего осуществление данных операций.

Отметим, что существует Положение НБУ “О регулировании Национальным банком Украины ликвидности банков Украины”. Однако действие этого документа распространяется только на РЕПО-операции, проводимые между коммерческими банками и НБУ.

Термин преткновения

Стоит отметить, что Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) уже предпринимала усилия по созданию единых правил игры для данного сегмента рынка ЦБ. Тем не менее проект подготовленного ГКЦБФР положения был заблокирован торговцами. “Законодательство необходимо, но оно не должно навредить”, — заметил Олег Ткаченко, председатель правления “Украинской биржи” (г.Киев; с 2008 г.; 28 чел.).

На прошедшей встрече, как и ранее, камнем преткновения для банкиров и фондовиков стало собственно определение операций на рынке РЕПО. Отметим, что в предложенном ранее проекте ГКЦБФР под сделками РЕПО подразумевались кредитные операции. Следует отметить, что многие банкиры выступают именно за такую формулировку. “Нам нужно прийти к учету операции РЕПО по ее экономической сути, а именно, как кредитной операции”, — пояснил Андрей Потапов, начальник управления финансовых рынков “ИНГ Банк Украина” (г.Киев; с 1997 г.; 250 чел.).

Тем не менее небанковские торговцы ЦБ с такой формулировкой категорически не согласны. По их мнению, сделка РЕПО должна быть определена в законодательстве как торговая, а не как кредитная операция. “Операция РЕПО может трактоваться как кредитная операция без перехода права собственности и без права использования актива. Но для торговли ЦБ этот вариант не интересен. Торговец покупает бумаги, чтобы ими распорядиться. Иначе эта операция лишена смысла”, — констатировал Анатолий Федоренко, вице-президент инвесткомпании “КИНТО” (г.Киев; с 1992 г.; 110 чел.).

Многие торговцы действительно продают взятые в кредит ЦБ для повышения доходности своего портфеля. При этом после продажи одолженных ЦБ на полученные деньги они снова покупают бумаги и снова их продают. Собственно, эти торговцы применяют леверидж для повышения доходности инвестиционного портфеля (подробнее об этом см. БИЗНЕС №21 от 23.05.11 г., стр.40-42).

Кроме того, небанковские торговцы выступают против определения РЕПО как кредитной операции еще и потому, что их лицензионными условиями предусмотрена исключительная деятельность — торговля ЦБ. С юридической точки зрения, кредитовать торговец не имеет права.

А значит, если операция РЕПО будет законодательно закреплена как кредитная, они не смогут использовать ее в своей работе.

Денежки — вот они

Активный интерес инвесткомпаний и банков к урегулированию спорных вопросов на РЕПО-рынке понятен — он активно развивается. “В апреле месячный оборот по сделкам РЕПО на нашей бирже превысил 2 млрд грн. Хочу сказать, что в среднем у нас заключается более 800 сделок РЕПО в день”, — отметил г-н Ткаченко.

Надо сказать, что на “Украинской бирже” рынок РЕПО был запущен 14 мая 2009 г. С этого дня (по состоянию на 13 мая 2011 г.) на “Украинской бирже” было заключено более 100 тыс. сделок на 13,8 млрд грн. При этом доля рынка РЕПО в общем объеме торгов достигла 30%.99% сделок РЕПО на “Украинской бирже” заключались с акциями.

Однако из этой статистики не стоит делать вывод, что с облигациями РЕПО-сделки не заключаются. Напротив, фондовики уверяют, что на рынке облигаций операции РЕПО очень распространены. Торги облигациями в основном сконцентрированы на Фондовой бирже ПФТС и на внебиржевом рынке.

К сожалению, на Фондовой бирже ПФТС БИЗНЕСу не смогли предоставить данные об объемах РЕПО-операций. В пресс-службе Биржи объяснили это тем, что отдельный учет по операциям РЕПО начали вести всего месяц назад. В целом же, только за I квартал 2011 г. на вторичном рынке ПФТС объем сделок с ОВГЗ составил около 14 млрд грн., с корпоративными облигациями — около 0,5 млрд грн.

Для сравнения: общий объем торгов корпоративными облигациями на организованном фондовом рынке составил 612 млн грн., объем торгов ОВГЗ — 16,8 млрд грн.

Вашим и нашим

Несмотря на то что биржи готовы обеспечивать сделки РЕПО с ЦБ, банки не спешат выходить на организованный рынок ЦБ. “В Топ-10 активных торговцев РЕПО (на “Украинской бирже”. — Ред.) нет ни одного банка”, — посетовал Олег Ткаченко. По его словам, это означает, что банки не спешат направлять свободные средства на фондовый рынок. “Банки не имеют возможности использовать свободные средства.
Они вынуждены на них покупать госбумаги. Операции РЕПО могли бы помочь перетеканию ликвидности
”, — сказал Дмитрий Лазарев, начальник отдела дилинговых операций “Эрсте Банка” (г.Киев; с 2005 г.; 2,5 тыс.чел.).

Чтобы привлечь на биржевой рынок банки, ГКЦБФР активно разрабатывает нормативную базу для рынка РЕПО. “В правилах биржи есть нормы, которые регулируют рынок РЕПО. Но эти нормы должны быть прописаны и в подзаконных актах. Регулирование необходимо, чтобы обратить на этот рынок внимание банков. Без государственного регулирования они работать не будут”, — пояснил Алексей Тарасенко, директор департамента методологии регулирования рынка ценных бумаг ГКЦБФР.

Фондовики и банкиры сошлись во мнении, что главное препятствие для развития рынка РЕПО — отсутствие законодательства, которое бы устанавливало единые правила заключения сделок, а также ответственность за нарушение условий договоров. “Многие вопросы остаются не урегулированными. Например, что делать при дефолте эмитента?” — отметил Сергей Швец, начальник управления ценных бумаг казначейства “Райффайзен Банка Аваль” (г.Киев; с 1992 г.; 15 тыс.чел.).

Кроме того, по его словам, приход иностранных собственников в украинскую банковскую систему привел к тому, что банки с иностранным капиталом стали сокращать операции на рынке РЕПО. “Системы управления рисками в украинском банке и банке с иностранным капиталом очень различаются. Если в украинском банке достаточно иметь лимит, то международные банки не могут позволить себе участвовать в таких операциях без соответствующего законодательного обеспечения”, — объяснил г-н Швец.

В итоге, участники “круглого стола” пришли к выводу, что в законодательстве и подзаконных актах необходимо закрепить два вида сделок РЕПО — для банков и для торговцев, чтобы удовлетворить интересы обеих сторон. “Необходимо создать такую систему регулирования, в которой были бы учтены различные интересы. Ведь операция РЕПО может преследовать разные цели. Навязывание своей схемы может привести к негативным последствиям. Нужно создать такую схему, чтобы все ею пользовались, и никому она не мешала”, — отметил член ГКЦБФР Сергей Бирюк.

После долгих дискуссий участники “круглого стола” решили принять единый документ — Генеральное соглашение между торговцами, которое установит единые правила игры на рынке.

Кроме того, участники рынка договорились лоббировать принятие законодательства о рынке РЕПО в государственных органах. “Опыт других стран доказывает, что толчок к развитию рынка РЕПО был дан после четкого определения принципов учета и налогообложения в законодательстве. Кроме того, мы организуем разработку украинского аналога типового договора по РЕПО, опираясь на опыт США, Европы и России”, — резюмировала Ирина Заря, президент Ассоциации “Фондовое партнерство” (г.Киев; объединяет 260 торговцев; с 1996 г.).

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24