Рейдерство в Украине: чего ждать бизнесу?
http://forbes.net.ua/opinions/1421790-rejderstvo-v-ukraine-chego-zhdat-biznesu
И как вести себя в случае грубого нарушения имущественных прав
С момента проведения реформы в сфере децентрализации и упрощения государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимое имущество прошел уже почти год. Среди основных ее достижений можно отметить преодоление монополии государственных регистраторов на проведение регистрационных действий и упрощение самого порядка их совершения.
С другой стороны, за это время страну всколыхнула волна рейдерских захватов. В числе объектов преступных посягательств оказались не только представители среднего бизнеса, но и весьма крупные компании. Среди основных причин активизации рейдеров эксперты выделяют легкость подделки документов (отсутствие необходимости нотариального заверения договоров купли-продажи корпоративных прав, отсутствие второго экземпляра устава и т.д.) и так называемый «принцип экстерриториальности», который позволяет проводить регистрационные действия без привязки к фактическому месту регистрации бизнеса, что значительно расширило круг уполномоченных субъектов государственной регистрации.
Справедливости ради следует отметить, что Министерство юстиции (далее – Минюст) придерживается позиции, что на самом деле количество рейдерских захватов по сравнению с прошлыми периодами, наоборот, уменьшилось. Ажиотаж же вокруг этой темы вызван тем, что сейчас созданы возможности заявлять о существующих проблемах. Вместе с тем и в Минюсте признают, что проблема рейдерства является насущной и требует принятия неотложных действий.
Потому наиболее важным сейчас является вопрос, что уже сделано или планируется сделать для решения этой проблемы и как бизнес может защитить свою собственность в данных условиях.
Итак, о перспективах решения вопроса рейдерства. Основной двигатель здесь Минюст, так как к его компетенции относятся вопросы осуществления государственной регистрации как юридических и физических лиц, так и прав на недвижимое имущество. На момент написания статьи уже был принят ряд мер, призванных противодействовать рейдерским захватам, а именно: Кабинетом министров Украины были внесены изменения в пункт 12 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений (постановление от 8 сентября 2016 года № 594), в соответствии с которыми государственные регистраторы обязаны при осуществлении регистрационных действий в отношении недвижимого имущества на основании судебных решений проверять единый государственный реестр на их наличие.
Кроме того, 12 сентября был подписан Меморандум о сотрудничестве между Минюстом и Национальной полицией, который, в частности, призван усовершенствовать порядок обмена информацией о совершении рейдерских действий, также к сотрудничеству в рамках данного Меморандума планируется привлечь Национальное антикоррупционное бюро Украины. В целом эти действия можно оценить как положительные, особенно что касается обязательства проверять наличие судебных решений в едином реестре, так как это действительно в большей степени решит проблему использования поддельных судебных решений для совершения рейдерских действий.
Вместе с тем основные надежды возлагаются на так называемый «антирейдерский» законопроект №5067, который стал симбиозом усилий группы народных депутатов и Минюста. Документом предусматривается внедрение как определенных новаций в сфере государственной регистрации, так и возврат к предыдущим подходам, в частности – нотариального удостоверения подписей на целом ряде корпоративных документов.
Среди новаций необходимо выделить введение уголовной ответственности за преступления в сфере государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимое имущество (которая, в частности, предусматривает до восьми лет лишения свободы с возможностью применения конфискации имущества), техническое совершенствование реестра недвижимого имущества и исключение возможности существования двух отдельных разделов на один и тот же объект, а также совершенствование специального программного обеспечения для осуществления регистрационных действий (сейчас ключи доступа к соответствующим государственным реестрам копируются и сохраняются на компьютере нотариуса, который на практике может стать объектом хакерских атак; планируется внедрить программное обеспечение, которое будет храниться на специальном носителе без необходимости его копирования непосредственно на компьютер).
Документом предусматривается внедрение как определенных новаций в сфере государственной регистрации, так и возврат к предыдущим подходам, в частности – нотариального удостоверения подписей на целом ряде корпоративных документов
Если потребность внедрения обозначенных выше изменений, особенно уголовной ответственности, не вызывает возражений, а вопросы касаются только надлежащей технической реализации задуманного, то возвращение к нотариальному заверению подписей на ряде корпоративных документов, в частности, касающихся операций с долей в уставном капитале компании, выглядит не так однозначно.
Во-первых, это безусловный шаг назад на пути упрощения процедур ведения бизнеса в Украине: нотариальное заверение подписей не только усложняет процесс реализации сделок, но и увеличивает транзакционные издержки.
Во-вторых, необходимо отметить, что требование нотариального заверения подписей (в частности, на уставах и договорах купли-продажи долей) было отменено еще задолго до вступления в силу последних изменений в этой сфере, которые по факту и вызвали широкий резонанс по проблеме рейдерства; единственным нововведением стал перевод учредительных документов в электронный формат и, как следствие, отмена требования подавать для проведения регистрационных действий устав предыдущей редакции.
Учитывая вышесказанное, а также то, что рейдерские схемы работали в Украине с самого начала обретения независимости, и нотариальное заверение подписей на документах вовсе не было для этого преградой, такие изменения могут принести больше негативных последствий, чем пользы от осложнения реализации рейдерских схем.
Также законопроектом №5067 планируется частично сузить принцип экстерриториальности, ограничив проведение регистрационных действий пределами области.
Подытоживая как уже сделанные шаги, так и те, которые планируется сделать, хочется отметить, что решение проблемы с рейдерством не должно носить характер борьбы с отдельно взятыми схемами, так как на смену одним всегда придут другие. Вместо этого рейдерство как явление можно преодолеть, только обеспечив эффективность расследований данной категории дел и неотвратимость наказания за такие преступления. Без эффективного взаимодействия и высокого индивидуального уровня отдельных исполнителей соответствующих компетентных органов и надлежащего уровня судебной системы достижение желаемых результатов представляется невозможным.
В качестве общих рекомендаций можно посоветовать бизнесу планомерно отслеживать информацию о состоянии сведений о своей компании в едином государственном реестре и заранее разработать алгоритм действий, которые необходимо предпринять при обнаружении попыток рейдерского захвата
Напоследок считаем необходимым кратко остановиться на путях защиты своих нарушенных прав, которые сегодня существуют перед представителями бизнеса и физическими лицами.
Обращение с заявлением в правоохранительные органы. Одно из первых действий, которое необходимо предпринять в случае рейдерского захвата, – это обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления. От того, насколько быстро вы это сделаете и насколько эффективно сможете построить работу по делу с отдельно взятым следователем, зависит то, насколько много времени будет у рейдеров, чтобы беспрепятственно воплощать в жизнь свои преступные намерения.
Подача жалобы в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации. Данная Комиссия была создана и действует в соответствии с «Положением о Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации», утвержденным приказом Минюста от 12.01.2016 года №37/5, и другими нормативно-правовыми актами. Основной задачей Комиссии является рассмотрение жалоб на законность действий государственных регистраторов. Сейчас в Комиссию можно обратиться в течение 30 дней с момента правонарушения или с момента, когда лицо должно было узнать о таком правонарушении (законопроектом №5067 предполагается увеличить этот срок до 60 дней).
Основное преимущество Комиссии – довольно быстрый срок рассмотрения жалоб. Так, предельный срок рассмотрения – 30 дней, в некоторых случаях Комиссия может рассмотреть документы и быстрее. Однако существенным недостатком данного инструмента защиты можно назвать то, что Комиссия в рамках своих полномочий исследует только законность совершения государственным регистратором регистрационных действий. То есть в ситуации, когда рейдеры подготовят документы, которые формально будут соответствовать нормам законодательства, но подписи на которых будут поддельные, Комиссия не сможет установить факт нарушения, так как исследование подлинности подписей и вообще реальности существования самих отношений, на основании которых были приняты соответствующие решения, выходит за рамки ее компетенции.
Обращение в суд. Остается основным средством защиты. Среди недостатков можно выделить длительный срок рассмотрения дела, особенно если противоположная сторона намерена всячески его затягивать.
В качестве общих рекомендаций можно посоветовать бизнесу планомерно отслеживать информацию о состоянии сведений о своей компании в едином государственном реестре и заранее разработать алгоритм действий, которые необходимо предпринять при обнаружении попыток рейдерского захвата.
Всього компаній-членів | 283 | на 09.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 09.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 09.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 09.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 09.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |