Реформа финансового рынка - зарисовки с конференции

10 листопада 2014
Виталий Шапран, My-Banks.info, 09.11.2014

http://my-banks.info/analitics_09112014/

Зарисовки с конференции "Реформа финансового рынка", 7 ноября 2014 года.

Когда у организаторов родилась идея провести мероприятие, которое было бы посвящено реформированию финансового сектора, мы руководствовались идеей - понять чего же хочет сам рынок, какие реформы нужны Украине, участникам рынка. И лучшего времени, чем период "после выборов" и в "ожидании коалиции", нельзя было и придумать. Именно в этот период можно было ожидать "проблесков правды", поскольку ничто так не развязывает языки участникам рынка, как грядущая смена регуляторов и ключевых министров. И наверное это получилось. Правда, большинство спикеров оказались неготовыми к "панельным дискуссиям" в режиме живого диалога европейского образца. Почти каждый докладчик с жадностью оккупировал микрофон и почему-то считал настоящей победой открыть длинный монолог, делая тщетные попытки сопроводить его одним-двумя десятками графиков. В итоге, в процессе дискуссии периодически вспыхивали длинные монологи, некоторые из которых жестоко подавлялись модераторами. Но когда модераторы проявляли вселенскую доброту и допускали очередной монолог - слушатели постепенно обмякали в удобных креслах зала встреч ТПП, и некоторые проявляли склонность к медитации.

И все же поток вопросов аудитории позволил участникам раскрыть свой потенциал. Не стану пересказывать сущность докладов, их можно послушать в аудиозаписи, опишу лишь на какие размышления навели меня навели выступления участников конференции. Само собой, что это мнение частное и наверное не отражает позицию участников мероприятия.

 

Ненасытный монстр

Во всех секторах финансового рынка - банковском, страховом, инвестиционном -прослеживалась острая или скрытая критика прямого участия государства в экономике.

 

Банковский сектор

Возьмем, к примеру, банковский сектор. Один из постулатов системы регулирования в банках:

1. Актив, эмитированный государством, - самый надежный;

2. Если актив, эмитированный государством, вам кажется ненадежным, то смотрите пункт 1.

Законодательство, регулирующее работу банков, построено так, что они вынуждены покупать гособлигации и держать добрую часть госдолга, оформленного ОВГЗ. Причем покупается это ОВГЗ на первичном рынке далеко за рамками рыночной доходности, чему, конечно же, несказанно рад Минфин.

Однако с недавних пор государству стало мало налогов, которые платят банки, и ОВГЗ, которые они покупают. Государство решило еще устроить большой передел рынка банковских услуг, подкрепив свое желание девизом: все госкомпании - на обслуживание в Ощадбанк. На фоне оттока банковских вкладов грядущее отбирание пассивов у частных банков выглядит великой наглостью.

Все это может кончиться очень плохо, ведь система контроля за качеством активов госбанков ослаблена, кредитные портфели этих банков наполнены "политическими" кредитами государственным компаниям энергетического сектора, уровень платежеспособности которых носит таинственный характер.

Третий печальный момент - это всплеск активности государства на долговом рынке, в результате которого многие даже очень крупные банки вынуждены были отложить планы по размещению своих облигаций.

 

Страховой сектор

В страховом секторе ситуация еще более печальна. Как заявила на конференции генеральный директор Украинской федерации убезпечення Галина Третьякова, спрос на медицинские услуги достигает примерно 100 млрд. грн. Думаю, что названный нею объем считался при курсе 8,0 а не 15,0. Насколько мы знаем, государство содержит нашу систему здравоохранения примерно за 60% этой суммы. А если взять статистику по страховщикам, то за 2013 год они всего собрали 28,6 млрд. грн. валовых премий. Статистика только одного сегмента - "здравоохранение" показывает, что даже если бы государство сократило свое бесцеремонное вмешательство в этот сектор на 50%, то годовой объем премий страховщиков как минимум удвоился бы только за счет медицинского страхования. Но увы, с момента получения независимости государство продолжает делать вид, что собирает налоги, и еще больше делает вид, что содержит систему здравоохранения. Население жестоко обманывают, собирая средства в форме налогов, поскольку их тратят на содержание системы, которая бесплатна лишь формально. Т.е. из заработной платы и из других налогов государство берет свою цену за "бесплатную медицину", а взамен предоставляет населению видимость услуги. При этом сектор, который в большинстве стран обеспечивает защиту здоровья, держат на голодном пайке, не желая поделиться даже половиной от всего объема рынка и дать хотя бы частичную свободу потребителю медицинских услуг.

Есть, конечно, скептики страховщики, которые утверждают, что отдать все страховщикам нельзя, поскольку они могут украсть средства или отказываться возмещать медицинские расходы. Да, возможно это и так. Но вот в чем вопрос: кто считал, сколько средств исчезает в уже существующей отечественной системе Минздрава? Думаю, что в недрах системы пропадают такие суммы, о которых даже самые смелые страховщики не смеют и мечтать. Второй момент - для этого и нужна реформа системы регулирования, чтобы государство контролировало тех, кто предоставляет страховые услуги.

 

Инвестиционный сегмент

Если в страховом секторе государство оккупировало "жирные участки рынка" и просто не пускает на них страховщиков, а банки обложили налогами и создают условия для покупок ОВГЗ, вытесняя их с рынка ресурсов, то инвестиционный сектор попал в немилость по всем статьям.

Пенсионное обеспечение - это как раз тот сегмент, который очень важен для политиков всех уровней. Сегмент настолько важен, что уже много лет остается святой коровой, к которой боятся прикоснуться. Но что же происходит на практике? А то же, что и с медициной. Доходы ПФУ на 2014 год составляют 233 млрд. грн., расходы - около 250 млрд. грн. Т.е. четверть трлн. грн. ежегодно тратится на выплату пенсий и содержание ПФУ. Даже половина этой суммы, направленная в НПФ и на страхование жизни, дает в частный сектор плюс 100 млрд. грн. Правда, в отличие от системы здравоохранения, реформа пенсионной системы - это длинная история. Полноценный переход от пенсий из ПФУ к НПФ может занять 2-3 десятка лет, поскольку сейчас пенсии платят старикам за счет взносов молодых. В случае с НПФ инвестиции, созданные стариками, дают как бы работу молодым, а старики получают пенсию за счет своих накоплений.

За 20 лет государство так и не рассталось с "жирным сегментом рынка" и на 5%, хотя чиновники осознают, что за 1 год реформу системы пенсионного обеспечения никак не провести. Как и в случае со здравоохранением, делиться с частным сектором никто не собирается.

Увлечение государства рынком долгов напрочь выбило с рынка крупные компании реального сектора. Еще 1-5 лет назад было обычным делом видеть, как за счет выпусков облигаций компании реального сектора закупают новые рефрижераторы, ремонтируют технологические линии, развивают собственную розничную сеть, улучшают транспортную логистику, наращивают обороты. Сейчас же все такие планы отложены до "лучших времен", живых корпоративных займов почти нет, а если и есть, то они носят нерыночный характер.

 

Мидас наоборот со встроенной дисфункцией

Почти все программы правительства за 2014 год направлены на то, где взять денег. При этом система пенсионного обеспечения остается дефицитной, медицина - условно бесплатной, а частный сектор - с кардинально обрезанным фондированием. Военные действия, кончено, усугубляет ситуацию. Однако не одни они влияют на экономику и характер реформ. Современное украинское государство уже лет 10 похоже на Мидаса наоборот - все к чему в сегменте общественных финансов прикасаются его руки, превращается в условную формальность.

У меня появилось ощущение, что наше государство на протяжении 20 лет независимости занимается не своим делом. Вместо того, чтобы заботиться о своих гражданах, предоставляя им медицинские услуги и пенсионное обеспечение, ему следовало бы полностью или частично уйти из этих секторов, предоставив их частному бизнесу. При этом совершенствовать систему контроля качества услуг, надзора и регулирования.

Пока же "жыты по-новому" не очень получается. Государство остается все тем же жуликоватым дядькой  в пиджаке с большими карманами, который ни за что не хочет заниматься своим делом, а лезет распоряжается деньгами населения. А когда у "дядьки" заканчиваются денежки - оно отбирает остатки ликвидности у частного сектора и населения. Очень хочется надеяться, что после создания коалиции чиновники все же превозмогут свои силы и оторвут от себя 30 млрд. грн. в системе здравоохранения для страхового рынка и хотя бы 50 млрд. грн. для НПФ. Но главное, чего мы не услышали до сих пор, - это общая генеральная линия реформ, согласно которой государство ОБЯЗАНО отказаться от навязывания разнообразных услуг своему населению. Капитализм не нужно строить, его нужно просто разрешить и контролировать. В этом сущность рыночной экономики, а не в том, чтобы под благие цели собирать деньги с населения и частного бизнеса и распиливать бюджеты космических масштабов. Пока официальные власти в Киеве не объявят курс на дерегуляции экономики, на минимизацию роли государства в социальной сфере, думаю ни о какой борьбе с коррупцией и реальных реформах говорить нельзя.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 03.10.24
Кількість КУА278на 03.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 03.10.24
Кількість ІСІ1815на 03.10.24
Кількість НПФ*53на 03.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24