Реанимация денег

09 червня 2011
Андрей Блинов, "Эксперт", №21, 2011

http://expert.ua/articles/9/0/8932/

Председатель НБУ Сергей Арбузов рассказал «Эксперту», как активизировать кредитование в стране, какой он видит отечественную банковскую систему и до какой меры готов либерализовать валютный рынок

В коридоре на третьем этаже величественного здания, построенного сто лет в стиле раннего флорентийского возрождения и северно-итальянской готики, висят пять фотографий. Владимир Матвиенко, Вадим Гетьман, Виктор Ющенко, Владимир Стельмах, Сергей Тигипко — люди, некогда занимавшие пост председателя Национального банка Украины. Шестого портрета — нового главы Нацбанка — на стене пока нет, но рано или поздно он там появится.

К Сергею Арбузову, возглавившему центральный банк в конце 2010 года, у финансовой общественности давно накопилось множество вопросов. «Эксперт» в редакционной статье, посвященной выходу в свет нашего рейтинга надежности банков, их сформулировал. Сейчас, когда новый председатель НБУ полностью вошел в курс дела, появилась возможность получить на эти и другие вопросы обстоятельные ответы.

— В июне правительство и Национальный банк рассчитывали получить от Международного валютного фонда (МВФ) объединенный третий и четвертый транш в рамках программы stand-by. В то же время представитель МВФ в Украине Макс Альер заявил 16 мая, что Украина пока не выполняет всех условий меморандума. А вы написали премьер-министру письмо об угрозе ускорения инфляции, что нарушает меморандум с МВФ. Что зависит от Национального банка для получения этих траншей?

Если следовать меморандуму между Украиной и МВФ, Национальный банк даже перевыполняет взятые на себя обязательства. Единственное не выполненное пока обязательство с нашей стороны, которое нас касается, но его осуществление прямо от нас не зависит, — это отмена законодательного обязательства центрального банка выкупать облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), выпущенные на цели рекапитализации банков. Мы сразу подали свое видение в Кабинет министров, согласовали нюансы законопроекта с Минфином. Законопроект уже находится в Верховной Раде и будет рассмотрен на одной из ближайших пленарных недель. Больше от НБУ ничего не требуется. Все «маяки» в норме, это касается и количества денег, выпущенных в обращение, и валютной политики. К тому же на встречу с представителями фонда мы поехали уже с принятыми решениями по либерализации валютного рынка.

— С кем вы непосредственно ведете переговоры из представителей МВФ?

— В основном с Таносом Арванитисом (руководитель миссии МВФ в Украине. — «Эксперт»). Девяносто процентов встреч проходят при его участии. В последний раз он сказал, что к нам вопросов нет. Так что сегодня не по нашей вине мы не можем получить транш.

На какие цели будут направлены кредитные средства третьего и четвертого траншей?

Обычно средства МВФ включаются в международные резервы Украины и используются Национальным банком для регулирования платежного баланса. Именно так и предусматривается использовать третий транш stand-by. Вместе с тем в Украине и некоторых других государствах существует практика распределения средств МВФ между Национальным банком и правительством, которое использует средства для поддержки бюджета. Эти договоренности фиксируются в соответствующем соглашении. Так было с двумя предыдущими траншами.

Не навеки плохой

— Одно из условий, которое ставил МВФ перед Украиной для выделения средств по программе — решение по банку «Надра». Оно, пусть и с опозданием, но принято. Сегодня в нашей стране четыре государственных коммерческих банка плюс Родовід Банк станет банком «плохих активов». Есть ли у нового правления концепция развития госбанков?

Отмечу, что Родовід Банк еще не стал банком «плохих активов». Есть совместное решение НБУ, украинского правительства, МВФ и Всемирного банка о том, что это финучреждение должно стать банком «плохих активов» именно для государственных банков. Но, к сожалению или к счастью, как только это было решено, госбанки пересмотрели свое отношение к активам. Ведь не все активы, которые сегодня работают с меньшей оборачиваемостью, являются плохими. Сегодня финучреждения пересматривают суммы активов, которые они готовы отнести к плохим.

Что касается концепции развития и стратегии деятельности государственных банков, то этот вопрос находится в компетенции правительства.

Выходит, сегодня уже нет необходимости в преобразовании Родовід Банка в bad bank?

Определенные преобразования в работе банка уже есть. Так, установлен ряд ограничений его деятельности как универсального банка: он не принимает вклады и не выдает кредиты. Остаток года это финучреждение будет работать c ограниченной лицензией. В него будут переведены плохие активы, но не столько, сколько планировалось изначально.

О какой сумме идет речь?

Дело в том, что вопрос перевода проблемных активов из «Киева» и Укргазбанка будет решаться, исходя из определенной правительством стратегии их деятельности с учетом рекомендаций финансовых и юридических советников, которые мы ожидаем получить в ближайшее время. С учетом этого будет определяться и стратегия дальнейшей деятельности Родовід Банка.

Значит, судьба Родовід Банка может измениться?

Вполне возможно. Кстати, я выступал с предложением сохранить за этим финансовым учреждением статус универсального банка, очистить его баланс от вкладов физических лиц и от не нужной ему филиальной сети, а затем дать шанс выйти на прибыльную деятельность.

Как на вашу инициативу отреагировали МВФ и Всемирный банк?

Они настаивали на своем. В итоге я согласился с их мнением. Таким образом, Родовід Банк пока возьмет на себя функцию банка «плохих активов».

— Может, Украине следует пойти по пути других стран и реализовать идею с выводом «плохих активов» не в один из проблемных банков, а в специально созданную структуру, например, такую, как российское Агентство по реструктуризации кредитных организаций? Хочу понять ваше личное мнение как опытного банкира.

В Украине нет опыта работы подобной структуры. Могу сказать, что я сторонник создания банка «плохих активов» — и не только в банковском формате. Пусть это будет отдельная структура, но она должна работать по специальному закону, который предоставил бы финучреждениям возможность освободить свои балансы от некачественных активов. Речь идет о больших суммах, их доля в банковской системе достигает почти 15 процентов. Это подтолкнет кредитование в стране. Идею создания полноценного банка проблемных активов мы вынесли на общественное обсуждение.

При этом впоследствии может сложиться так, что и Родовід Банк будет пользоваться услугами такого банка. Тогда у него может появиться шанс на вторую жизнь, уже в качестве небольшого финучреждения. Если только наши международные партнеры не будут настаивать на другом сценарии.

— Насколько вы удовлетворены принятым решением по Надра Банку? Достаточна ли, на ваш взгляд, сумма допэмиссии, которую выкупит частный инвестор?

Сумма дополнительной эмиссии в 3,5 миллиарда гривен недостаточна. Результаты проведенного в прошлом году аудита показали необходимость вливаний в размере более восьми миллиардов гривен, чтобы этот банк смог выйти на нормальный уровень работы и рассчитаться по своим обязательствам.

Однако этот шаг был сделан сознательно.

В чём замысел?

Был смысл прощупать рынок. Мы полагали, что кроме общеизвестного перечня потенциальных собственников, оживятся и другие инвесторы, почувствовавшие улучшение в банковском секторе и экономике в целом.

— Всё указывает на то, что банк выкупила структура бизнесмена Дмитрия Фирташа. У вас есть подтверждение этому факту?

Это не так важно, хотя, безусловно, я знаю, кто собственник. Гораздо важнее то, что наш эксперимент удался. Мы полностью продали подписку, и сегодня говорим уже о второй подписке (новой дополнительной эмиссии. — «Эксперт»), благодаря которой государство, возможно, избежит необходимости направлять деньги украинских налогоплательщиков на поддержку еще одного коммерческого банка.

Вторая волна подписки составит 4,5 миллиарда гривен?

Не факт. Мы еще не делали точных расчетов. Главное, что есть положительный опыт. Финучреждение понемногу начинает кредитовать, хотя пока речь идет о незначительных объемах. Параллельно увеличиваются вклады в этот банк. Люди верят: новый собственник поставит его на ноги. Есть основания полагать, что аудит, который сейчас проводится, покажет меньшую сумму необходимой докапитализации.

При этом банк очень вяло возвращает прежние депозиты вкладчикам…

Да, это проблема. Но я уверен, что как только Надра Банк проведет первые массированные выплаты (сейчас такое решение готовится),  доверие к этой структуре будет возвращаться.

Намерены ли вы продлевать срок полномочий временного администратора Валентины Жуковской, который истекает в середине августа?

Мы уже однажды продлили работу временной администрации банка. Я убежден, что к установленному сроку уже будет понятно, сработал наш план или нет.

То есть до 12 августа вы рассчитываете докапитализировать банк?

Уверен, что это удастся сделать.

А если план не сработает?

— Есть запасной вариант. Я считаю, что мы успешно провели операцию с Родовід Банком и при необходимости сможем таким же образом рассчитаться с физлицами Надра Банка. Коммерческие инвесторы, которые участвуют в подписке на допэмиссию, знают: если Жуковская не решит этот вопрос как кризис-менеджер, Национальный банк примет решение в защиту кредиторов. Мы ведь не просто потратили деньги налогоплательщиков на выплату долгов перед вкладчиками. Я считаю, что это было уникальное сочетание действий президента, Кабинета министров и Национального банка, благодаря чему мы снимаем напряжение в банковской сфере, возвращаем доверие общества к банковской системе. Кстати, подтверждением этому является то, что 33 процента депозитов, переведенных из Родовід Банка, на сегодняшний день люди оставили на счетах в Ощадбанке. И я надеюсь, что их уровень даже превысит 50 процентов. Деньги снимают только те, кому они крайне необходимы.

— Уточните, сколько уже выплачено по состоянию на 1 июня из 3,9 миллиарда гривен депозитов физлиц в Родовід Банке?

На выплаты направлено более 2,4 миллиарда гривен. Из них выплачено более 1,6 миллиарда, а свыше 800 миллионов гривен вкладчики изъявили желание оставить на депозитных счетах в Ощадбанке. Таким образом, можно говорить о том, что благодаря этому банк увеличил объем ресурсов, которые могут использоваться для кредитования реального сектора. Это даст ему возможность в будущем нарастить капитал за счет его прибыльной деятельности, а государству — вернуть затраченные средства.

Когда все вкладчики Родовід Банка смогут получить свои деньги?

К началу августа планируем погасить задолженность. Вопрос чисто технический.

Как решается проблема с задолженностью перед юрлицами?

Главной задачей Родовід Банка как банка «плохих активов» как раз и станет возврат, продажа активов с целью возвращения средств и погашения задолженности перед клиентами-юрлицами. Я уверен, что та сумма активов, которая находится на балансе этого финансового учреждения, позволит вернуть средства кредиторам.

Продаём банки. Дорого

Сегодня во власти активно обсуждается идея создания отраслевого, а именно Туристического банка…

Это не моя идея.

Она принадлежит вице-премьеру Борису Колесникову, восхитившемуся успешным опытом застройки побережья Анталии при помощи такого банка. Эксперты допускают, что подобное финучреждение может быть создано на базе проблемного банка «Киев». Как вы относитесь к такой идее?

Вполне нормально. Если менеджмент банка покажет регулятору, что он способен выполнять такую моноуслугу, соблюдая нормативы НБУ, мы можем дать положительное заключение. В конце концов, собственник этого финансового учреждения — государство, поэтому конечное решение должен принять Кабмин.

— А какое ваше личное отношениек идее создания отраслевых финучреждений — аграрного, зернового или инновационного банка на базе госбанков?

Наша банковская система универсальна. Не вижу острой необходимости в создании такого банка. Нашей стране достаточно двух государственных банков — Укрэксимбанка и Ощадбанка.

То есть все остальные пойдут на приватизацию. И когда, на ваш взгляд, это произойдет?

Как только банки выйдут на нормальные финансовые показатели. Кстати, уже сегодня инвесторы интересуются этими финучреждениями, приходят, расспрашивают, интересуются стоимостью.

Какими, например?

«Надра» — это уже пример. Крупные компании, которым интересны активы, присматриваются к Родовід Банку. В Украине активы недооценены, а на его балансе их немало. Я не исключаю, что после оживления рынка и роста стоимости активов мы сможем еще и заработать на продаже этого банка.

Думаю, к концу года мы придем к какому-то решению. Если «Родовід», Укргазбанк, «Киев» к тому времени покажут хорошие результаты, начнем готовить их к продаже. Но уже сегодня эти банки открыты для предложений о покупке.

— Коммерческие банки должны регулятору 68 миллиардов гривен по кредитам рефинансирования, выданным в основном в 2008 году. Кто в лидерах среди должников?

Если быть совсем точным, то 66,8 миллиарда гривен. Около 80 процентов должников — это банки из первой десятки.

У них нет просрочки по платежам?

У этих — нет. Просрочка на сумму около восьми миллиардов гривен есть по другим банкам. Правда, сумма уменьшается. Во-первых, стали доступны иностранные инвестиции. Во-вторых, Национальный банк дал возможность проводить операции «своп». После введения этой нормы задолженность банков перед нами должна существенно сократиться, ведь себестоимость внешних инвестиций гораздо дешевле, нежели стоимость кредитов внутри страны.

В одном из своих писем регулятор потребовал от фининститутов отчитаться по расценкам на расчетно-кассовое обслуживание и принятым ими мерам по снижению тарифов. Чем обусловлено это обращение?

Всё очень просто (улыбается). К нам поступают жалобы от клиентов на непрозрачную тарифную политику банков, которые скрывают реальную стоимость кредитов.

Именно кредитов, а не кассового обслуживания?

Банки в основном зарабатывают на кредитовании. Поэтому основная масса жалоб и связана с непрозрачной стоимостью услуг при оформлении кредита. Накручивают стоимость ссуды в основном на страховании жизни, имущества. Сегодня действительно большая доля проблемных кредитов — ненужная себестоимость, сформированная из-за кризиса. Поэтому банки выкручиваются как могут. Мы это видим и напомнили банкирам, что есть распоряжение Национального банка и постановление Кабинета министров о том, что финучреждения обязаны показывать себестоимость кредита при его выдаче.

Депозиты надо страховать

— В Украине сейчас 19 банков, находящихся в стадии ликвидации. Такие, как Градобанк и «Славянский», ликвидируются уже более десяти лет. Почему это происходит так долго? Намерена ли новая команда решительно похоронить все нежизнеспособные учреждения?

— К сожалению, активизировать ликвидацию не можем. По всем этим банкам ведутся судебные процессы, идут слушания. Ускорять процессы или обходить прописанные процедуры — себе дороже.

Среди крупных банков и в этом году есть несколько, которые по-прежнему показывают достаточно большие убытки, хотя в целом банковская система вышла в плюс. Скажем, «Форум» и УкрСиббанк по итогам первого квартала декларируют убытки в сотни миллионов гривен, а по итогам прошлого года это были миллиарды. Чем вызваны убытки?

Мы проверяли этот вопрос. Основной причиной убыточной деятельности названных банков является то, что ими не в полной мере были сформированы резервы по активным операциям. Как только банк формирует резервы, он выходит на плюс в следующем месяце — это мы видели по всем финучреждениям. Но формирование резервов — это только 70 процентов причин убытков, еще 30 процентов связано с тем, что банки кредитуют не в том объеме, который им необходим. Привлечение ресурсов продолжается,себестоимость немаленькая, а выбор активных операций у банков невелик: ОВГЗ да наши сертификаты. Но их доходность относительно низкая.

Можете назвать суммы, которых этим двум банкам не хватало на формирование резервов?

По данным статотчетности на 1 мая, и «Форум», и УкрСиббанк уже сформировали резервы под активные операции в полном объеме.

В НБУ неоднократно заявляли о реализации программы восстановления кредитования. Что это за программа?

Программа еще не готова, и появится не ранее, чем через месяц. Ее основа — закон о защите прав кредиторов и потребителей финансовых услуг (авторы — группа депутатов во главе с Юрием Воропаевым). Нацбанк является ключевым лоббистом этого закона, и надеюсь, что в первом чтении он будет принят уже в ближайшее время. Его очень ждет банковское сообщество.

Следует отметить, что инвесторы активизируются и будут готовы давать деньги только после того, как заработает закон, защищающий права и кредиторов, и потребителей, а также начнет нормальную работу центральный депозитарий, то есть будет правильно оформляться собственность. Второй аспект здесь — создание банка «плохих активов», что активизирует работу коммерческих банков со своей проблемной задолженностью. И третий аспект — удлинение ресурса. Как только мы дадим возможность хеджировать риски и удлинять ресурсы, рынок тотчас же заработает.

Как удлинить ресурсы?

Страхование вкладов, например.

Эта идея не нашла поддержки в обществе в прошлом.

Но нашла поддержку среди банкиров. Мы будем и дальше убеждать общество в необходимости такого страхования. Планируем проводить круглые столы. Если мы сможем страховать вклады, используя крупные мировые страховые компании, то вклады можно принимать и на год, и на два.

Кто может дать такие «длинные» деньги? Население?

Конечно. Население заинтересовано в прогнозируемости своих доходов. Люди с удовольствием отдали бы свои деньги на много лет, если бы были уверены, что их «не съест» инфляция, а банк не обанкротится. Снижение инфляции — это наша повседневная задача. В рамках нашей договоренности с Кабмином мы к 2014 году войдем в запланированный коридор пятипроцентной инфляции.

Что касается доверия к банкам, то сейчас мы думаем над дополнительными мерами для повышения защищенности банковских вкладов физических лиц. Нацбанк предлагает, чтобы банки страховали сумму, которая превышает гарантированные законом 150 тысяч гривен. Чтобы себестоимость не ложилась на потребителя, мы ведем с банками диалог: каким образом НБУ может поощрять данные операции.

Как финучреждения реагируют на ваши инициативы?

По-разному. Банки, которые меня понимают, активно поддерживают эту идею. Те, которые хотят на этом просто заработать, а я им не даю возможность использовать их кэптивные страховые компании, — не согласны. Многие финансовые аналитики ищут черную кошку в темной комнате.

Идея заключается в том, чтобы перестраховывать эти риски за рубежом, ведь в Украине сравнительно слабый страховой сектор?

Правительство сегодня думает над тем, чтобы объединить несколько компаний, создав благоприятные условия для их слияния. В результате создания такой мощной страховой корпорации ее капитал превысил бы один миллиард гривен. Но мы не против того, чтобы работали и зарубежные перестраховщики.

— Насколько решителен Национальный банк в вопросе внесения правок в Гражданский кодекс, а именно отказа от возможности досрочного изъятия вкладов из банков?

Этот вопрос мы вынесли на обсуждение и получили разные мнения. Мы хотели предложить рынку, чтобы одни виды вкладов банки могли, как и раньше, выдавать досрочно. А по другим — жесткий тайм-аут, запрет на досрочное снятие. Банки, конечно, такие инициативы поддерживают.

Что еще готовит НБУ?

В первую очередь отмечу уже реализованное решение о свопах (разрешение своп-операций на валютном рынке, которое вступило в силу с 30 мая. — «Эксперт»). Это сделано не только ради капитала, но и ради досрочного возврата рефинансирования, ради удешевления пассивной базы и ее удлинения. На рынке долговых обязательств за рубежом гораздо проще получить длинный ресурс, нежели у нас внутри. Надо застраховаться от валютных рисков — и свопы дают возможность это сделать.

— Что будет с лимитом открытой валютной позиции?

Мы дадим разъяснение в ближайшее время, поскольку еще нет единства в этом вопросе в правлении НБУ.

Пока правление Национального банка приняло постановление, которое внесло изменения в методические рекомендации о порядке установления лимитов открытой валютной позиции. Исходя из обязательств Украины перед МВФ, предполагается поэтапное приведение методики расчета лимита открытой валютной позиции в соответствие с международными стандартами. При этом на первом этапе в расчет открытой валютной позиции банков были включены внебалансовые требования и обязательства.

Украинский LIBOR

Каков инструмент контроля над фиктивным импортом, чтобы не выводили валюту?

Банки напрямую не выводят валюту, это сложно сделать. Работает теневой рынок, использующий разного рода схемы. Но в данном случае мы уже выходим за рамки собственной компетенции. То, что необходимо со стороны регулятора, мы делаем — проводим проверки, в том числе выездные, обмениваемся информацией с финмониторингом, налоговой администрацией.

Сегодня валютный рынок сбалансирован.

А как работает механизм интервенций на сегодняшний день?

— Позиция очень простая: если рынок справляется самостоятельно, тогда мы не вмешиваемся. Если возникают потенциально опасные дисбалансы, НБУ предпринимает упреждающие меры.

По какому принципу удовлетворяются заявки: кто предложил лучший курс?

— Сегодня, если выходим на рынок, удовлетворяем все заявки. Наша задача — удерживать ценовую и курсовую стабильность, не позволив курсу перейти из экономического показателя в эмоциональный.

Какова сегодня доля доллара США в международных резервах НБУ?

— С учетом ценных бумаг это более 50 процентов.

— После того как вы возглавили НБУ, появилась интересная тенденция: интервенции центробанка на продажу — как правило, долларовые; на покупку — другие валюты, евро, иена, франк, рубль. Диверсифицируете золотовалютные резервы?

Мы этого и не скрываем, хотя не все из перечисленных валют покупаем на внутреннем рынке.

— То есть вы своими действиями подтверждаете, что разговоры об эрозии роли доллара в мире всё-таки имеют под собой основу?

Мы считаем, что нам не надо ввязываться в валютные войны, которые ведут крупные страны, а просто защищать своих экспортеров и импортеров. Для бОльшей стабильности мы раскладываем риски по разным валютам и в разные бумаги. Такая политика дает основания полагать, что монорисков мы не поддерживаем.

— Вы уже неоднократно в этом интервью дали понять, что выступаете за расширение колебаний обменного курса. Но курс доллара в нашей стране — это эмоционально-политическое явление: стоит ему сдвинуться на несколько копеек, начинается вал статей и комментариев. Курс гривни к доллару у нас фактически фиксированный уже много лет.

— Нет, мы дали возможность курсу двигаться самостоятельно. Вот сейчас он преодолел психологическую отметку восемь гривен за доллар. Очередей мы не увидели. Сегодня сложились условия для снижения курса доллара. И снова всё спокойно. Отмеченная вами стабильность связана с прогнозом о том, что сводный платежный баланс в этом году будет около нуля (то есть в сухом остатке не будет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения. — «Эксперт»). Население должно спокойно относиться к колебаниям обменного курса в пределах двух процентов — это наша задача. Это, кстати, требование МВФ.

— Декрет о валютном регулировании 1993 года не хотите отменить?

— Вы хотите свободную конвертацию? Платежный баланс нестабилен, и такое решение сегодня исключено. Те люди, которые подталкивают меня сегодня к этому решению, хотят иметь возможность осуществлять свободную конвертацию и много зарабатывать на раскачивании курса.

Введен индикативный индекс депозитов физических лиц UIRD? Зачем нужен этот инструмент?

Мы хотим дать индекс, который ежедневно был бы под рукой у банка. Нацбанк будет постоянно публиковать этот индекс — средний индикативный показатель. Банк, кредитующий сегодня на десять лет и имеющий пассивы на год-два, может спокойно выставить цену, при которой часть рисков и часть доходов он переложит на потребителей. Это как LIBOR. Банк теперь может назвать клиенту стоимость ресурса, например, «UIRD + три процента», то есть наложить свою доходность сверх индикатива.

То есть вы хотите запустить плавающую ставку?

Она, по сути, уже запущена.

Как Нацбанк поможет НАКу

— Будете выпускать купюру номиналом одна тысяча гривен?

— В этом году вводить такую банкноту не будем. Технически мы готовы, но причин для ее введения пока не видим.

— А какая причина должна быть? Сегодня среднюю зарплату двумя пятисотками уже не выплатить…

— Это вызовет излишние дискуссии в обществе, повысит психологические риски девальвации и инфляции. А спекулировать на настроениях населения не нужно.

— Знаете ли вы о технологии нанесения бактерицидного покрытия на новые купюры, чтобы сделать денежное обращение более безопасным в плане здоровья граждан?

— Новые технологии мы приветствуем. Я знаю, о чем идет речь, — этот вопрос находится в стадии изучения. Рассчитываем экономическую целесообразность такой дорогостоящей новации.

— Есть ли еще какие-то инициативы, о которых мы не знаем?

— Сегодня НБУ активно думает над работой при помощи финансовых инструментов над балансом НАК «Нафтогаз України». У компании большой бюджетный дефицит. Это не гособлигации, а инструментарий коммерческих банков, рыночный. Этот инструмент будет оборачиваемым.

Мы нацелены на работу с населением, у которого на руках много денег. При помощи банковских инструментов мы хотим аккумулировать часть этих денег, чтобы НАК собрал свои деньги. Ждите соответствующего заявления.

— В 2005 году вы вступили в ряды «Нашей Украины». Но нигде не удалось найти информацию о том, когда вы вышли из этой партии.

— Буквально за два дня до того, как занял пост первого заместителя председателя НБУ (сентябрь 2010 года. — «Эксперт»), я вышел из партии. Топ-чиновник Нацбанка должен быть беспартийным.

— С того времени, когда вы возглавили Национальный банк Украины, эта структура оказалась достаточно закрытой для общества. Вы редко даете интервью, еще реже собираете брифинги, только сейчас становятся понятны стратегия и тактика центробанка под вашим управлением. С чем это связано?

— Национальный банк не стал более закрытым. Когда мы сформировали команду и начали проводить брифинги, некоторые СМИ стали перекручивать многие факты и преподносить их обществу в искаженном виде. Поэтому мы решили размещать заявления членов правления на сайте Национального банка — как официальную позицию НБУ. Эти заявления трактовать как-то иначе уже нельзя. На сайте Национального банка есть много материалов, которые демонстрируют нашу открытость, выносятся на общее обсуждение важные вопросы, размещаются пресс- и видео-релизы, проводятся информационные дни для журналистов.

И как только СМИ стали преподносить информацию более детально, без спекуляций, как мы сейчас говорим с вами, стали возможны расширенные интервью.

— Есть ли у вас планы в отношении перестановок в правлении Национального банка?

— Пока нет мыслей по поводу перестановок. Костяк команды сформирован за счет людей, которые принимал на работу ВладимирСеменович (Стельмах. — «Эксперт»). Я считаю, что это профессионалы своего дела. Очень хорошо, что в правление пришло много банкиров из коммерческих банков, которые знают сектор изнутри.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24