Реальный сектор - прежде всего
http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26822
То, что сегодня делает правительство с проблемными банками - полумеры. Проблемы гораздо глубже. Банки - это лишь финансовый посредник между предприятием и инвестором. Большинство проблем возникает именно на предприятиях, которые не соизмеряли риски и взяли на себя невыполнимые в условиях падения объема продаж обязательства.
Сегодня банки требуют погашения обязательств, хотя и сами понимают, что в ряде случаев это нереально. Чрезмерно жесткая позиция может привести к окончательной остановке бизнеса, и тогда банк останется с «мертвым» оборудованием и проблемами по его реализации. Говорить в настоящее время о том, что оборудование либо целостный комплекс можно продать - это «страшилка», на практике же сегодня рынок продавцов, а не покупателей и продать его практически невозможно. И не надо забывать, что одна из причин кризиса - перепроизводство, т. е. другими словами аналогичного оборудования в избытке, так как рынок развивался очень быстро и на многих предприятиях сегодня оборудование загружено на 50% от планируемых мощностей.
Собственники же предприятий понимают, что сегодня они не смогут выполнить свои обязательства. Поэтому их стратегия - максимально тянуть время (сегодня еще можно получать выгоду, не платя банкам по обязательствам). Другие идут по пути инициирования фиктивного банкротства либо вывода активов на не обремененные долгами предприятия. В итоге в проигрыше, прежде всего, банки, но вслед за ними и реальный сектор экономики, утративший возможность кредитования. Существующие механизмы финансовой поддержки банков со стороны государства (рекапитализация банков) не решают ключевой проблемы - поддержки реального сектора. Получая рефинансирование со стороны НБУ, банки используют средства для валютных спекуляций, покрытия кассовых разрывов, выплаты средств вкладчикам (которые не возвращают их в банковскую систему). Таким образом, рекапитализация не приводит к увеличению кредитования реального сектора.
Что можно было бы делать в сложившейся ситуации для оздоровления экономики в целом?
Во-первых, надо обозначить перечень ключевых для восстановления экономики отраслей и выработать механизм влияния на управление предприятием. Именно там были созданы все проблемы, соответственно должен быть предусмотрен правовой механизм смены менеджмента и собственников. На мой взгляд, это можно сделать путем конвертации долга в капитал компаний. На сегодня во многих случаях у кредитора не существует другого приемлемого способа минимизировать свои убытки. В существующем правовом поле сделать это в отношении предприятия сложно, хотя и возможно - приложив значительные усилия квалифицированной команды специалистов. Определенные законодательные изменения существенно ускорили бы эти процессы в Украине.
Во-вторых, необходимо менять положения НБУ касательно норм резервирования и влияния доли проблемных кредитов на обязательные нормативы. Имеет смысл минимизировать негативные последствия в случае убыточной для банка продажи активов по текущей рыночной цене, так как данные убытки в любом случае уже существуют в балансах в латентном виде. Так что затягивание решения проблемы не меняет ничего по сути, а скорее уменьшает степень свободы для банка при решении проблемы очистки баланса от проблемных активов. Возможно, необходимо пересмотреть правила резервирования при инвестировании в уставный капитал заемщика, если оно представляет собой обмен долга на корпоративные права.
В-третьих, учитывая, что банковская система, как показывает и зарубежный опыт, не способна сама решить вопрос поддержки приоритетных отраслей, государству необходимо создать механизм, например, в виде суверенного фонда, в который государство (с другими инвесторами) вложит деньги для выкупа у банков проблемных активов в приоритетных отраслях по текущей рыночной цене.
Задача такого фонда - увеличить стоимость выкупленных активов и сгладить неблагоприятные последствия для жизненно важных отраслей.
Для этого после конвертации фондом долгов проблемного предприятия в капитал можно реализовать различные сценарии санации предприятий:
- организация продажи части полученных активов на аукционах;
- передача в управление на условиях погашения задолженности;
- конвертация долга в капитал и проведение собрания акционеров по выработке плана оздоровления предприятия, найму нового менеджмента и .т. д.
Через два-три года рынок начнет разворачиваться в сторону роста. И тогда фонд может продавать оздоровленные предприятия, что похоже на реприватизацию с последующей приватизацией. В этом ничего страшного нет, поскольку передел собственности в условиях экономического кризиса - закономерный и, по сути, неотвратимый процесс. И если он будет прозрачен, то всегда приветствуется более эффективный собственник, от чего выигрывает вся экономика.
Всього компаній-членів | 284 | на 27.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 27.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 27.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 27.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 27.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |