Работа над ошибками

18 серпня 2009
Оксана Параскева, "Инвестгазета", №32, 2009

http://investgazeta.net/?p=news&news_id=26778

К настоящему моменту стало очевидно, что мировой финансовый кризис - это прежде всего кризис доверия между инвестиционным сообществом, представителями компаний реального сектора экономики, населением и органами государственной власти. Недоверие трансформировалось в блокирование доступа компаний к рынкам капитала, рост стоимости ресурсов, замораживание процессов кредитования и инвестирования, отток инвестиций как институциональных, так и частных инвесторов, изъятие депозитов из банков, досрочное предъявление облигаций к выкупу эмитентам и др. Общеизвестно, что миром правит информация, а имидж компании в инвестиционном сообществе - репутационный капитал - это базовое условие фондирования.

Привлечение финансирования с помощью облигаций в Украине в последние годы стало весьма распространенным явлением. Преимущества облигационных займов были по достоинству оценены различными по уровню капитализации и по отраслевой принадлежности компаниями негосударственного сектора, а также муниципалитетами. В Украине сложилась практика, когда при выборе объекта для инвестиций первичное внимание уделялось характеристикам андеррайтера (организатора выпуска), а затем уже самого эмитента. Коммуникации инвестиционного сообщества с эмитентами обеспечивались главным образом андеррайтерами и носили при этом довольно ограниченный и закрытый характер.

Сложившаяся модель привела к тому, что большинство компаний оказались не готовы самостоятельно коммуницировать с рынком, особенно в кризисные периоды. Отсутствие знаний специальной законодательной базы, прекращение осуществления коммуникаций со стороны андеррайтеров (с целью дистанцироваться от проблемного эмитента и вероятного негативного влияния на имидж самого андеррайтера), отсутствие необходимых профессиональных специалистов у эмитентов, давление со стороны госрегулятора, панические настроения инвесторов, негативная политическая и экономическая среда оказались непосильной ношей для эмитентов облигаций.

Вслед за ухудшением бизнес-среды стремительно начали меняться настроения менеджмента и собственников эмитентов облигаций. На сегодняшний день в Украине сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать так: дефолт - это модно; на кризис можно списать все; по долгам платит только слабый. Основными причинами дефолтов инвесторы называют не столько отсутствие средств у компаний, сколько их нежелание платить по долгам. Из-за проблем в управлении и нежелания компаний выплачивать задолженность рынок облигаций будет заморожен на несколько лет. Но, невзирая на это, у значительного числа украинских эмитентов до сих пор не возникло желания коммуницировать со своими инвесторами. Число дефолтов продолжает множиться...

В новых экономических условиях многие эмитенты облигаций, в том числе и в Украине, испытывают значительные сложности с обслуживанием своих долговых обязательств. На украинском облигационном рынке каждая из сторон - и эмитент, и инвестор - находится по свою сторону баррикад, вооруженная далеко не IR-технологиями*, а только штатом юристов. Каждая из сторон говорит на своем (понятном лишь ей самой) языке; диалог, как правило, отсутствует.

Единственное обеспечение облигаций - деловая репутация компании. И, как выясняется, она ценится немногими. Кроме коммуникационных проблем, на рынке образовался дефицит достоверных данных о финансовом состоянии эмитентов; инвесторы встречают также противодействие со стороны эмитентов при получении необходимой информации. Но собственникам и менеджменту компаний-эмитентов необходимо помнить: репутация на рынке капиталов утрачивается единожды и навсегда.

В нынешний непростой период необходимо особенно тщательно выполнять взятые на себя обязательства и не спекулировать финансовыми трудностями, не имея для этого никаких оснований. Подобные действия могут создать опасный прецедент и отбросить украинские бизнес-отношения в «каменный век».

 * Investor Relations  (связи с инвесторами) - это стратегически важная функция раскрытия информации эмитентом, формирование информационной политики при взаимодействии с инвестиционным сообществом, выходе на публичные рынки капиталов и, соответственно, помогающая компании привлекать инвестиции, повышать капитализацию и снижать стоимость заемных денег.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24