Пыль веков

23 березня 2009
Вячеслав Канишевский, "Инвестгазета" (от 23.03.09)

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26311


Когда валюта и ценные бумаги стремительно теряют в цене, инвесторы бросаются на поиски альтернативных инструментов. Станет ли для них искусство «вечной ценностью»?

Прошедший год для многих инвесторов обернулся большим разочарованием: активы, ставившие рекорды стоимости в течение многих лет, теперь никому не нужны. Девелопментом недвижимости в Украине сейчас вообще занимаются лишь разорившиеся или дураки (акции лидирующих девелоперских компаний потеряли от 25 до 90% стоимости за считанные месяцы). Сценарий, о котором раньше можно было прочитать лишь в западных учебниках и архивных статьях, развивается здесь и сейчас. Но разве происходящее касается только девелопмента?

Сейчас уже ни для кого не секрет, что в ближайшее время резкого улучшения ситуации ждать не приходится. Более того, инвесторы готовятся к худшему, задраивая люки и вспоминая все известные молитвы. Впрочем, это метафора, а если говорить прямо, то надо признать, что сейчас многие участники рынка выводят средства из привычных (некогда прибыльных) активов, одновременно пытаясь найти новый объект инвестиций. При этом мнение, что рынок искусства может оказаться искомой «тихой гаванью», способной приютить «бездомные» средства, находит все больше приверженцев. Но будут ли инвесторы сегодня покупать искусство, увеличивая его стоимость?

Красота вместо «зеленого»

Многие эксперты говорят: да! Во все времена последним пристанищем капитала выступали преимущественно золото и доллар. Но если верить, что сегодня уже не порог, а середина кризиса, нужно готовиться к снижению цены на желтый металл. Косвенные признаки мы видим: платина и серебро упали до своей стоимости в 2004 году, само золото уже покинуло тысячедолларовый рубеж. Сколько оно будет стоить через год-два? Никто не знает. Но если судить по историческим данным - вряд ли больше $600 за унцию. К тому же спрос на золото формируется на 61% потребностями ювелирной и электронной промышленности. А в кризис эти индустрии снижают производство. Поскольку золотые украшения и дорогие гаджеты в основном покупаются на бонусы и дивиденды, - ни тех ни других в кризис, как правило, не бывает. Кажется, пора продавать золото и покупать все что угодно.

Не все однозначно и с долларом. При первых признаках оживления инвесторы массово уходят из инструментов денежного рынка, покупая более интересные активы.

В этих условиях, как утверждают эксперты, рынок предметов искусства и антиквариата может быть весьма привлекательным, «почти что стопроцентно надежным способом размещения капитала с точки зрения его сохранения, а главное - увеличения. 10% годовых в валюте». «Почти что» - потому что очень часто статистические данные, относящиеся к оценке произведений искусства, нельзя считать абсолютно точными, поскольку аукционные дома и дилеры очень часто специализируются на культивировании иллюзии, что хорошее искусство никогда не снижается в цене. Однако ослабление доллара наверняка поднимет цены в США и приведет к их снижению в Европе.

Насколько развит этот рынок, какие деньги на нем обращаются? Приведем несколько цифр: в Киеве около сотни официальных коллекций произведений искусства, стоимость каждой из них колеблется в пределах $100-500 тыс. Есть и множество более скромных собраний - стоимостью около $50 тыс. Более дорогих коллекций, «тянущих» на миллион и больше, всего несколько десятков. Правда, в столице есть и частные собрания стоимостью на порядок дороже. Если сюда приплюсовать «серый» и «черный» сегменты, то, по самым приблизительным оценкам, украинский коллекционный рынок «весит» примерно $20-50 млн. Что на общемировом фоне выглядит очень скромно. По статистике, в мировом арт-бизнесе доля транзакций, приходящихся на изобразительное искусство, занимает более 2/3 всего оборота рынка. А годовой объем всех сделок, по разным оценкам, достигает $20-100 млрд.

Антидепрессант

«Сказать, что на рынке живописи и антиквариата в последние месяцы было все хорошо, было бы некоторым преувеличением. Стремительно развивающийся в последние годы рынок современного искусства бодро держался до последнего. Однако мировой кризис отразился на нем существенным оттоком коллекционеров и как следствие - определенной корректировкой стоимости», - говорит эксперт, искусствовед антикварной галереи Art Palace Сергей Матвиенко.

Часть арт-аналитиков с началом кризиса предрекали бесславную участь почти всем традиционным сегментам коллекционирования. К примеру, из девяти индексов семейства ARTIMX (ARTInvestment Market indeX) семь потеряли за год от 7,19 до 26,66% стоимости. Впрочем, динамика роста стоимости на работы старых мастеров живописи и на произведения русской графики пока никак не коррелирует с рынком. Индекс ARTIMX Old masters в годовом исчислении еще демонстрирует положительную доходность на уровне 12,93%, а индекс ARTIMX-RUS Graphics - 9,26%.

Большинство индексов ARTNET за прошедший год увеличились на 5-17%. Однако следует признать, что лишь треть сделок проходит на открытых площадках аукционов. В связи с чем нельзя в полной мере вывести тренд рынка.

Прошедшие в конце февраля торги на Christie`s (где продавали в один день коллекцию импрессионистов и модернистов, а на следующий - коллекцию работ старых мастеров, которые принадлежали Ив Сен Лорану и Пьеру Берже), продемонстрировали кризисоустойчивость рынка классического искусства. Торги по импрессионистам и модернистам побили пять мировых рекордов. Продано 95% представленных лотов. Большое количество реализованных предметов превысили предполагаемую стоимость продаж (эстимейт). Общий результат торгов - $266 млн. за один вечер, аншлаг - 1,5 тыс. присутствующих плюс несколько десятков клиентов по телефону.

На фоне этого состоявшийся на днях в Киеве аукцион украинского, российского и западного искусства продемонстрировал устойчивое намерение украинского рынка живописи не впадать в рецессию. Результат - около 60% проданных лотов, что даже для весны прошлого года считается прекрасным.

Другими словами, как и в случае с акциями, доходность инвестиций в произведения искусства зависит главным образом от того, как отдельные картины выдерживают испытание временем, и от спроса. А спрос пока остается.

Во что вложиться

По мнению экспертов, наиболее ликвидным будет оставаться изобразительное искусство - живописные полотна, иконы, графика. Причем это не обязательно должен быть антиквариат в прямом смысле слова (то есть предметы, датированные периодом до 1959 года - так в настоящий момент определяются старинные вещи): картины 60-х и 70-х годов столь же популярны и растут в цене ничуть не меньше, чем более ранние. Живопись легко купить и практически столь же легко продать. С другими предметами антиквариата - мебелью, посудой, старинным оружием и драгоценностями - все гораздо сложнее: выгодно продать их непросто. Особенно это касается антикварной мебели. Купить дубовое кресло в стиле ампир наполеоновской эпохи не проблема, но вот продать его потом будет крайне сложно.

Во что же стоит вложить деньги преуспевающему представителю среднего класса? Да так, чтобы инвестиции были заведомо прибыльными, а «актив» ликвидным? По мнению искусствоведа антикварной галереи Art Palace Сергея Матвиенко, прежде всего это букинистика, декоративно-прикладное искусство, предметы военного антиквариата, ретроавтомобили, скульптура и, конечно, живопись. Ликвидность этих вещей не вызывает никакого сомнения, а цены растут постоянно.

В букинистике приоритетными для инвестиций являются прижизненные издания известных украинских и российских авторов (к примеру, стоимость пушкинского «Евгения Онегина» издания 1833 года составляет $65 тыс.). Очень интересны малотиражные издания на историческую тематику. Кстати, подделки здесь практически исключены.

Декоративно-прикладное искусство, пожалуй, входит в тройку наиболее востребованных направлений антиквариата и делится на изделия из серебра, кости, золота, фарфора и ряда других. На недавних торгах Christie`s четырехгранная чаша из позолоченного серебра (1649 год, клеймо мастерской Кристофа Удера Оструда) была продана за более чем $1 млн., что является рекордом для работ этого мастера. Правда, риск натолкнуться на псевдо-Фаберже и ему подобных «новоделов» в этом сегменте достаточно высок. Прочитанная книга с качественными иллюстрациями на эту тему без многолетних практических навыков не даст полного представления об особенностях определения подлинности.

Среди предметов военного антиквариата наиболее востребованным остается холодное оружие. Коллекционеры высоко ценят именное и наградное оружие Царской России, казацкой знати. На стоимость влияют наличие клейма, надписи на клинках, качество художественного оформления, причастность к известной исторической фигуре и ряд других факторов. Например, сабля, принадлежащая Наполеону Бонапарту, была продана на одном из аукционов за $7,6 млн., превысив первоначальную стоимость в три раза. Здесь так же, как и в других направлениях антиквариата, хватает подделок. Определяя подлинность предмета, следует обращать внимание на метод травления стали, способ нанесения позолоты, на признаки ношения и т. д.

Еще одной областью мужского коллекционирования являются ретроавтомобили. В Украине коллекционеров этого направления немного. Это связано с длительным периодом реставрации, а также с необходимостью нести расходы по хранению авто и поддержанию их в надлежащем состоянии. В большинстве своем собрания состоят из советских автомобилей 30-60-х годов, а также трофейных, вывезенных после войны офицерами Советской Армии из Германии. На днях на одном из западных аукционов в рамках весенних автомобильных торгов выставят на продажу ряд шедевров автомобилестроения начала и середины ХХ века. Внимание привлекут в первую очередь родстер Ferrari 250 GT LWB California Spyder 1959 года, оцененный экспертами в $2,4-2,9 млн. Еще одним топом является Chrysler Newport Dual Cowl Phaeton 1941 года, выполненный в единственном экземпляре. Данный автомобиль, так ни разу и не выпускавшийся серийно, был создан в рамках программы по разработке новых вариантов дизайна Chrysler. Предварительная оценка $800 тыс. - $1,2 млн.

Достаточно популярным и инвестиционно привлекательным объектом является скульптура. В феврале этого года на том же Christie`s не обошлось без новых рекордов и в этом направлении. Деревянная композиция одного из самых почитаемых в мире скульпторов Константина Бранкузи «Портрет мадам Л.Р.», датированная 1914-1917 годами, ушла с молотка за 29,185 млн. евро и стала самой дорогой работой этого автора.

Наиболее надежными принято считать капиталовложения в картины старых мастеров немецкой, итальянской, французской и других западных школ живописи. По-прежнему недооценено русское искусство, украинский классицизм и соцреализм мастеров конца ХIХ - второй половины ХХ века. В справочниках, изданных по этой тематике, можно найти таблицы условной стоимости (из расчета одного квадратного сантиметра) произведений многих наших и западных художников. К ним прилагаются различные коэффициенты, влияющие на стоимость полотна (спрос на сюжет, сохранность, качество живописи и др.). «Наиболее же подверженным риску рецессии является все-таки рынок современного искусства. В сравнении с последним, произведения старых российских и украинских мастеров, известных здесь и прославившихся на Западе, в качестве инвестиций выглядят значительно предпочтительнее», - резюмирует Сергей Матвиенко.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24