Прозрачнее не бывает: как будет реформирована система раскрытия информации на фондовом рынке Украины

06 липня 2016
Максим Либанов, Инвестгазета, 5 липня 2016 року

http://investgazeta.info/blogs/item/594-prozrachnee-ne-byvaet-kak-budet-reformirovana-sistema-raskrytiya-informatsii-na-fondovom-rynke-ukrainy

Решать проблему качества раскрытия информации на рынке ценных бумаг необходимо «комплексно и системно», как шаблонно бы это не звучало. К сожалению, действующая нормативно-правовая база в вопросе раскрытия информации имеет существенные недостатки как в разрезе категорий информации, подлежащих раскрытию, так и в разрезе каналов раскрытия информации. И эти недостатки способствуют общему отсутствию прозрачности на рынке Украины.

В реальности на основании информации, раскрываемой украинскими эмитентами, инвестор не может принять взвешенное решение о покупке или продаже ценных бумаг, поскольку информация эта часто является однобокой. Только один пример - раскрытие информации о рисках по украинским нормам ограничено только рисками, связанными с эмитентом, и не предполагает раскрытия информации о рисках, связанных, скажем, с потенциальным гарантом по ценным бумагам эмитента. Таких примеров можно привести множество.

Какие реформы ждут сферу раскрытия информации об эмитенте

Понимая все пробелы, Комиссия заканчивает разработку законопроекта, который именно комплексно и системно урегулирует вопрос раскрытия информации. В частности, этим законопроектом в национальное законодательство будут имплементированы нормы евродирективы Transparency Directive (Директива ЕС о гармонизации требований к прозрачности информации об эмитентах) и смежных актов ЕС.

Комиссия в этом законопроекте расширяет качественно перечень раскрываемой информации, и к существовавшим ранее типам регулярной и особой информации добавляет распространенный в международной практике Отчет о корпоративном управлении и Отчет руководства, который содержит анализ развития бизнеса. Информацию о владельцах публичных компаний предлагается раскрывать более углубленно - инвесторы должны знать не только формального конечного бенефициара, но и всех лиц, которые влияют на принятие решений органами общества и соответственно влияют на бизнес.

Без полного понимания реалий бизнеса, финансового состояния компании, интересов связанных лиц, основных рисков и неопределенностей, ни один инвестор не сможет принять взвешенного решения относительно ценных бумаг. Все остальное - гадание на кофейной гуще, а не инвестиционные решения, или же использование инсайдерской информации.

nssmc_transperancy-directive-law.jpg

Где сейчас инвестор может найти информацию об эмитенте ценных бумаг

Что касается каналов раскрытия информации, то уже много лет в рамках действующего законодательства существуют три базовых канале раскрытия - размещение в общедоступной информационной базе данных НКЦБФР о рынке ценных бумаг; публикация в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады, Кабмина или НКЦБФР; и в некоторых случаях размещение на сайте эмитента. Это помимо непосредственного представления отчетов в Комиссию.

К сожалению, эти каналы не гарантируют максимально полного, достоверного и своевременного раскрытия информации, как того требует европейское законодательство.

Европейские принципы в системе раскрытия информации

В то же время по европейским стандартам, основным принципом в раскрытии информации является ее максимальное распространение, для предотвращения подмены или подтасовки данных. В директивах этот принцип называется “dissemination of information”, его можно перевести как форсированное распространения информации. Именно такая проактивность в распространении информации по различным каналам наилучшим образом способствует защите от подтасовки данных и попыток ввода инвесторов в заблуждение.

С этой целью Комиссия намерена предложить в своем законопроекте еще одни способ раскрытия - через аккредитованные интернет-сайты, которые работают по принципу информационных агентств и сервисы подписки, которые будут позволять подписаться на уведомления только определенного эмитента.

Интересы участников рынка ценных бумаг учтены

Комиссия поддерживает предложения, которые исходили от участников рынка, эмитентов, об отмене публикации отчетов в печатных изданиях, но такая отмена должна произойти только параллельно с введением дублирующих каналов раскрытия, помимо размещения в общедоступной базе данных.

Все эти изменении сделают процесс раскрытия информации более понятным для инвесторов, а саму информацию - более полезной. С другой стороны, изменения частично облегчат жизнь и самим эмитентам, за счет уменьшения расходов на публикации и уменьшения нагрузки за счет введения «единого окна» раскрытия информации.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 08.10.24
Кількість КУА278на 08.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 08.10.24
Кількість ІСІ1815на 08.10.24
Кількість НПФ*53на 08.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24